Автомобильные дороги являются “кровеносной системой” нашего района, его экономика, инвестиционная привлекательность во многом зависят от состояния дорожной инфраструктуры. Особого внимания требует увеличение протяженности дорог с твердым покрытием.
Насколько успешно мы продвигаемся в данном направлении, что сделано и что предстоит сделать в ближайшей перспективе? На эти и другие вопросы отвечает заместитель главы Администрации Мясниковского района по вопросам ЖКХ и дорожного хозяйства Дртад Хачатурович ПОПОВЯН.
- С каждым годом протяженность дорожного полотна в районе увеличивается — возводятся новые социальные, культурные и промышленные объекты, жилье, а значит, потребность в транспортной доступности только растет. Но ведь многие дороги были построены еще в прошлом веке и были рассчитаны под нагрузки, существенно меньшие, чем сейчас. Что же делать?
- Работать. Реконструировать старое и строить новое. Сегодня государство оказывает в этом большую поддержку. Если детально развернуть вопросы, так сказать, текущего момента, то сначала необходимо обозначить некоторые параметры. Для капитального ремонта, реконструкции или строительства автодороги нужно стать участником федерального проекта “Безопасные и качественные автомобильные дороги» или региональной программы “Развитие транспортной системы». В основном, планы по выполнению вышеуказанных видов работ разрабатываются с перспективой. К примеру, в 2021 году вносятся предложения на 2023-2025 годы. Однако, время, обстоятельства вносят свои коррективы, и возможны изменения. Так, в рамках федерального проекта был предусмотрен капитальный ремонт улицы Социалистическая в с. Чалтырь. Но закрыли мост на Малиновского в Ростовена-Дону, и эта сельская улица стала основной альтернативной частью объездного маршрута донской столицы. Нам пришлось перенести ее ремонт на более поздний срок, мы вышли с предложением выполнить данные работы в 2023 году. Сейчас этот важнейший для района вопрос в стадии проработки. Однако не хотелось упускать возможности привести в порядок какой-либо другой объект. И, непосредственно взаимодействуя с министерством транспорта Ростовской области, а также предварительно подготовив необходимую документацию, мы добились капремонта улицы 3-я линия в с. Чалтырь в нынешнем году. Администрация Чалтырского сельского поселения уже объявила конкурс на выполнение работ по 3-й линии. Ориентировочно они начнутся в конце мая.
Что касается продолжения улицы Социалистическая, а это региональная автодорога до с. Большие Салы, то минтранс уже начал восстановление изношенного слоя покрытия. Ремонт выполняется в рамках содержания автомобильных дорог. Предстоит выполнить не только ямочный ремонт, здесь будет произведена замена материала с подсыпкой щебня, как ранее было сделано на улице Социалистическая. Опыт показывает, что такой усовершенствованный тип дорожного покрытия служит достаточно долго. Подрядная организация, выигравшая конкурс, — Ростовское ДСУ, субподрядчик — Таганрогское ДСУ, который непосредственно займется реализацией проекта.
Хочу подчеркнуть ключевую роль главы администрации района Владимира Саркисовича Килафяна в решении вопросов дорожного хозяйства. Его заинтересованное участие, компетентность, умение выдвигать убедительные аргументы существенно продвигают дело.
- Какова общая протяженность муниципальных дорог в районе?
- У нас на балансе 326 километров автодорог.
- Весна в нынешнем году затяжная, часто выпадают осадки. Как в таких условиях наводить порядок?
- Да, погодные условия не позволяют выполнять работы по содержанию дорог в полном объеме. Как известно, это прерогатива сельских поселений. У каждого свои объемы, свои расчеты, затраты и сроки. В начале марта администрация Чалтырского сельского поселения предприняла попытку осуществить ямочный ремонт на улице Социалистическая, но буквально за два-три дня обильные дожди все вымыли. Нужно дождаться тепла, несколько погожих дней, дорожное полотно подсохнет, и тогда можно будет приступить к полноценному ремонту.
В любом случае до 1 мая все работы по ямочному ремонту автомобильных дорог в районе должны быть завершены.
В нынешнем году сельские поселения планируют привести в нормативное состояние целый ряд внутрипоселковых дорог. Таких объектов свыше двадцати: в с. Чалтырь — улицы Хач-Пад, Восточная, Салых-Су, Октябрьская, в х. Мокрый Чалтырь — улицы Ленина, Пролетарская, Западная, в с. Большие Салы — ул. Ленина, в х. Хапры — переулок Макаренко, улицы Луговая, Первомайская, в с. Крым — 6-я, 8-я линии, ул. Шаумяна, в х. Калинин — 19-я линия, в сл. Петровка — улицы Луговая, Южная, Молодежная, в х. Красный Крым — переулок Школьный, ул. Тюльпанная. Одним словом, планы на текущий год большие. Надеюсь, все задуманное будет выполнено.
В настоящее время мы прорабатываем вопрос включения в программу “Безопасные и качественные автомобильные дороги» других объектов — улицы Первомайская в селе Крым (от 1-й до 19 линий), автодороги по улицам Октябрьская и Молодежная в Крыму (капитальный ремонт от 0-й до 18-й линий). В 2023-м, как уже было сказано, это улица Социалистическая в Чалтыре. В планах на 2024 год улица Октябрьская в сл. Петровка, улица Гагарина в х. Хапры и в с. Чалтырь. В стадии согласования вопрос капремонта улицы 50 лет Победы в х. Калинин. Есть и другие задумки. В нынешнем году необходимо подготовить проектно-сметную документацию, после положительного заключения экспертизы область выделит деньги.
Как определяется потребность в ремонтных мероприятиях?
Чтобы выявить, насколько характеристики дорог соответствуют нормативным требованиям, их регулярно исследуют, собирается и анализируется информация о состоянии конструктивных элементов, дорожных сооружений, интенсивности транспортного потока и так далее. Это и визуальное наблюдение, и диагностика. Результаты оценки являются основой разработки проектов реконструкции, капремонта, содержания дорог. Обязательно проведем диагностику улиц Социалистическая в с. Чалтырь и Школьная в х. Калинин. Мы располагаем данными о том, в каком состоянии дороги были до закрытия моста на Малиновского, но когда наступит 2023 год, однозначно повторим обследование. Такая система нужна, чтобы управлять дорожной сетью и подтверждать необходимость капитального ремонта для возможного включения в программы.
В какой стадии строительство мясниковского участка “Северный обход г. Ростова-на-Дону”?
В настоящее время реализуется очередной этап проекта. Около 13 километров дороги проходит по землям Мясниковского района. Строители (подрядчик АО “Донаэро- дорстрой») приближаются к селу Большие Салы. Новая трасса соединит две федеральные магистрали М-4 “Дон» и А-280 “Ростов-на-Дону-Таганрог-граница с Украиной» в обход села Чалтырь. Надеемся, что ввод транспортного узла в эксплуатацию избавит, наконец, райцентр и другие населенные пункты от большегрузов. Завершение строительства намечено на декабрь 2022 года.
Интервью вела И. АЧАРЯН.