Какие преобразования ждут СМИ Ростовской области, рассказал донской министр региональной политики и массовых коммуникаций Дмитрий Шарков. Интервью он дал сайту donnews.ru.
– Дмитрий Евгеньевич, в чем заключается работа министра в сфере массовых коммуникаций?
– Можно выделить три базовых направления. Первое – донесение до граждан информации о том, какие задачи выполняют органы власти, какие реализуют программы и какие вопросы решают, связанные с жизнедеятельностью Ростовской области.
Второй блок по важности – это реагирование на критические, проблемные публикации в СМИ. Это движение с обратной связью, как говорится.
И третий блок, тоже очень важный, поддержка СМИ.
– Как губернатор узнает о том, что пишут и показывают в СМИ, в соцсетях?
– Мы мониторим медийное пространство в круглосуточном режиме. Это не только печатные издания, сайты и телеканалы, это также мессенджеры и соцсети, зарубежные СМИ. Ежедневно формируется сводный мониторинг, который ложится на стол губернатору и руководителям правительства области.
– Над этим работают программы или люди?
– И люди, и программы. Обеспечить сквозной мониторинг по всем каналам коммуникации только человек, к сожалению, не может.
– Что дальше происходит с собранной информацией?
– Если она носит негативный, критический характер, то направляется для отработки в соответствующие органы власти регионального или муниципального уровня. У нас утвержден порядок реагирования на критические публикации. В соответствии с ним органы власти или местного самоуправления в течение трех дней, ранее в течение семи дней, обязаны отреагировать и дать необходимую информацию в СМИ о том, как эта проблема решается или будет решена.
Мы проводим некую первичную проверку критических публикаций на их достоверность. Потому что может появиться все что угодно, и воспринимать все за истину и незамедлительно реагировать тоже, наверное, неправильно.
Тут надо отметить личный контроль за всем Василия Юрьевича Голубева, который очень внимательно реагирует на все эти публикации. Еженедельно на планерных совещаниях он запрашивает доклады от руководителей по отдельным проблемным темам, которые поднимались в СМИ.
– Все всегда ориентируются на первое лицо, как не крути. Так у нас устроена страна. Насколько для губернатора значим его медиарейтинг?
– Разного рода рейтингов, оценивающих работу губернаторов, достаточно много. Мы, безусловно, о каждом из них докладываем руководителю. Но важно понимать, что качество аналитики, лежащей в их основе, не всегда адекватно реальному положению дел. Поэтому и реакция на наши показатели в них соответствующая. Скажем так, принимаем к сведению. Если говорить о медиарейтинге, то для Василия Юрьевича не столько важен его личный рейтинг, сколько позиции региона в российском инфополе. Ведь если федеральные и региональные СМИ в какой-то период времени не уделили внимания Ростовской области, значит, мы не смогли рассказать о тех событиях, которые у нас происходят. Ведь, в конечном счете, присутствие региона в информационной повестке страны – один из значимых факторов инвестиционной и туристической привлекательности.
– Власть, всегда и любая, в любой стране, стремится влиять на общество. Какие методы и приемы вы считаете приемлемыми, допустимыми?
– В основе названия министерства заложено слово «коммуникации» – взаимодействие. Слово «влиять» – это, наверное, слишком жестко и неправильно. Мы прежде всего взаимодействуем, находимся со СМИ в партнерских отношениях. В этих отношениях, безусловно, ориентируемся на правовое поле, которое сформировано, в котором четко прописаны права и обязанности всех сторон. СМИ ни в коем случае не подвергаются цензуре.
Кроме того, должен соблюдаться некий баланс интересов. Мы понимаем, что СМИ должны освещать острые, проблемные вопросы, должны рассчитывать на реакцию со стороны власти в отношении проблемных тем и на поддержку, конечно.
Мы, как орган власти, рассчитываем на объективность, беспристрастность со стороны СМИ, в случае необходимости – на консолидацию вокруг очень важных тем. К примеру, во время пандемии, военной операции. В этих вопросах должна быть консолидация. Должны быть учтены интересы всех сторон. О влиянии речь не идет, здесь важен двусторонний диалог.
– Пару лет назад чиновники пришли в соцсети, завели свои аккаунты, но в реальности их личного участия там нет. Все соцсети руководителей ведут пресс-службы. На практике первые лица региона, муниципалитетов не отвечают на вопросы, призывы подписчиков. За них отвечает кто-то другой. И у людей это вызывает только возмущение. Они пытаются достучаться до губернатора, мэра, большого начальника, пользуясь возможностью соцсетей, но коммуникации нет. Как вы считаете, насколько эффективна такая работа? Будет ли что-то меняться?
– Это направление работы – коммуникации через соцсети и мессенджеры – проходит период становления. Одномоментно перестроить работу, скажем, главы администрации для эффективной коммуникации сложно. Я с вами согласен, реакция на запросы граждан должна быть мгновенной. Бездействие вызывает только раздражение.
К сожалению, быстрая реакция руководителя не всегда возможна по причине плотного рабочего графика. Но есть помощники, которые в случае необходимости могут подстраховать руководителя и дать комментарий или пояснение. Безусловно, здесь нужно работать и над повышением качества размещаемых материалов, и над правильными комментариями к сообщениям.
Конечно, когда комментарий дает пресс-служба или помощник, он согласовывается с руководителем. Это не та история, что они пишут то, что им придет на ум. Поэтому сейчас важно повысить оперативность реагирования на публикации и их качество.
– За счет чего будете повышать качество работы в соцсетях?
– Возьмем для примера Telegram губернатора. Достаточно сложная и напряженная для нас тема. Тема школы Суворовского района Ростова изначально появилась именно в Telegram губернатора. И реакция была мгновенной: прошли совещания, встречи, поручения замгубернатора и выезды на место. Эта тема была взята очень быстро в работу и получила хорошее продолжение. Бывают ситуации, связанные с исторической частью Ростова. Такие глобальные темы, которые в дальнейшем могут дать негативную общественную реакцию, всегда берутся на личное сопровождение губернатора.
По идее, тоже самое должно работать на муниципальном уровне. Жители должны знать и понимать, что власть видит проблемы и решает их.
– Правительство Ростовской области само учреждает СМИ. Расскажите про эти площадки, что с ними происходит и в каком они состоянии? Что с ними будет дальше и зачем правительству областные СМИ? В журналистском сообществе этот вопрос всегда дискуссионный.
– На сегодняшний день Правительство Ростовской области является соучредителем 53 печатных изданий, в том числе двух областных – «Молот» и «Наше время». Многие из них имеют уже столетнюю историю, сложившиеся профессиональные коллективы. Муниципальные газеты зачастую являются единственным СМИ на территории муниципалитетов. И понятно, почему правительство области «присутствует» в этих СМИ. Через них мы транслируем значимую для общества повестку и поддерживаем их.
В прошлом году на базе всех этих изданий созданы сайты, зарегистрированные в качестве СМИ. Кроме того, у них появились группы в соцсетях. Таким образом, печатные издания развиваются и в условиях цифровизации трансформируются.
Что касается областных газет: так, газета «Молот» входит в холдинг «Дон-медиа». Газета находится на хорошем уровне, в этом году она стала победителем федерального конкурса. Я думаю, что перспективы у газеты есть, но, опять же, она издается в связке с сайтом «ДОН 24» и имеет электронную версию. Мы понимаем, что со временем, безусловно, эта газета тоже перейдет в цифровой формат.
Вторую областную газету – «Наше время», ждут перемены. Правительством Ростовской области принято решение о ликвидации государственного унитарного предприятия. Это решение продиктовано требованием федерального закона, который предписывает до 1 января 2023 года все унитарные предприятия либо ликвидировать, либо реорганизовать. В данном случае принято решение о ликвидации.
– Объясните логику решения? Две областные газеты – «Молот» интегрирован в медиахолдинг, а «Наше время» закрывается.
– Мы закрываем унитарное предприятие, а сама газета может продолжать работать, но в тех формах, которые для себя редакция определит.
– Уже есть определенность?
– Пока такой информации нет и вопрос находится в стадии проработки. Мы не говорим о закрытии газеты, мы надеемся, что она и дальше продолжит существовать. У «Нашего времени» профессиональный коллектив, и я уверен, что у них все получится.
– Как вы оцениваете эффективность работы холдинга «Дон-медиа»?
– Как мне кажется, сейчас он находится на неплохих позициях. У него хорошие показатели по цитируемости, собрана отличная команда профессионалов. Как мне кажется, все задачи, которые перед ними ставятся, они выполняют хорошо. Основная – это информирование о решении задач социально-экономического развития Ростовской области. «Дон-медиа» – это ведь не только про власть, это про человека и про жизнь в Ростовской области. И о том, какие усилия прикладывает власть, чтобы жизнь в регионе стала лучше.
– Во сколько региональному бюджету обходится поддержка СМИ?
– В целом информационное освещение – в пределах 140 млн в год.
– Зачем вы финансируете СМИ?
– В первую очередь, это форма поддержки. Мы понимаем, что особенно в последнее время расходы существенно возросли, при этом снизились доходы от рекламы. А значит, мы должны сделать все возможное для сохранения и развития медийных ресурсов региона.