А если вся семья в телефонах, или Когда гаджет становится опасен для ребенка

Как родителям выстроить стратегию в «отношениях» ребенка с гаджетами? Об этом «Молот» поговорил с завкафедрой общей и клинической психологии РостГМУ Зинаидой Березиной.

За мультиками пропустишь сигнал 

– Нередко у родителей маленьких разбойников в «обойме» несколько часов мультиков на любой вкус. Ребенок сидит на диванчике, не бедокурит – и славно. Но так ли это хорошо для самих малышей?

– Ранний возраст (от одного года) – это период активного познания мира, время наиболее интенсивного умственного и эмоционального развития. В этом возрасте задача родителей – создавать условия для того, чтобы ребенок больше двигался, тогда у него будет больше самостоятельных действий, а это основа познавательной активности маленького человека. Детям до трех лет рекомендовано минимальное использование гаджетов (не больше 15 минут в день). Если вы в дороге и все равно не побегаешь и не попрыгаешь, то можно дать посмотреть мультфильмы и подольше.

А вот просмотр мультфильмов во время еды мешает ребенку сформировать понимание собственных потребностей. Отвлекаясь на происходящее на экране, он «пропускает» простейшие сигналы организма (голоден или сыт), и этот сбой сильно влияет на пищевое поведение в дальнейшем.

Игры разума

– Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь, но Сеть таит в себе немало опасностей. Как поступить, чтобы уберечь ребенка от негатива Всемирной паутины?

– Опасений, связанных с постоянным просмотром информации в гаджетах, много, но есть и плюсы, облегчающие жизнь школьника: например, обучающие программы, дополнительный материал по предмету.

Конечно, ребенок может встретить в Сети информацию самого разного рода, в том числе и ту, от которой нам хотелось бы его оградить. Но ведь и в реальной жизни он может столкнуться с подобной информацией, так что запрещать гаджеты неразумно, к тому же запретный плод сладок.

Поэтому интересуйтесь жизнью ребенка, выстраивайте с ним доверительные отношения и развивайте критичность мышления. Если есть родительский контроль – это уже хорошо. Только он не должен быть навязчивым. Иногда присоединяйтесь к ребенку, когда он просматривает информацию в телефоне. Садитесь рядом и смотрите, что его привлекает больше всего. Посмотрите, какие игры интересуют ваших сыновей и дочерей, и постарайтесь найти им альтернативу в реальной жизни. Можно подобрать игры, развивающие внимание, память, воображение, логическое мышление.

Уходите от крайностей – полной вседозволенности или тотального контроля. Ищите золотую середину. Кроме того, воспитывайте детей своим примером. Проанализируйте, как вы сами проводите свободное время. Если вы сами не расстаетесь с гаджетами, то чего же вы хотите от ребенка?

В виртуальном мире – по часам

– Существуют ли для детей разных возрастов временные рамки использования гаджетов?

– Да, конечно, такие рекомендации есть. Для дошкольников допустимое экранное время – один час в день (с разбивкой на части); школьники могут проводить у экрана телефона, планшета или телевизора два часа, через каждые полчаса – перерыв; подростки – три-четыре часа в день, перерыв после каждого часа. При этом надо учитывать темперамент, параметры здоровья ребенка, какое у него зрение, насколько возбудима нервная система, и уже исходя из этих особенностей выстраивать индивидуальную стратегию взаимодействия ребенка с гаджетом. Абсолютно правильных ограничений нет, все индивидуально. Пока нет долгосрочных исследований того, как гаджеты влияют на зрение, вреднее ли они чтения или письма. Тем не менее учите ребенка делать гимнастику для глаз, смотреть вдаль для расслабления глаз. Это поможет снизить риски негативного влияния экрана на здоровье.

– Есть ли универсальные запреты? Например, нельзя «сидеть в телефоне» перед сном.

– Об одном из запретов я уже говорила: никаких мультиков для малышей во время еды. Также следует не давать телефон (планшет) за один час до сна, после пробуждения тоже хотя бы час стоит воздержаться от гаджетов.

– Каким образом можно создать гармонию в «отношениях» с гаджетами?

– Надо развивать эмоциональную сферу. Естественно, ребенок испытывает скуку, злость, обиду… Надо учить проживать их, а не успокаивать пребыванием в виртуальном мире. Гаджет может быть одним из способов поощрения ребенка для детей в возрасте от шести до 12 лет. Кстати, двухлетнему малышу не нужна дополнительная мотивация. В этом возрасте дети, как правило, с удовольствием выполняют просьбы родителей, для них это увлекательная игра с предметным миром.

– Как сделать так, чтобы виртуальный мир не заменил общения с родителями?

– Проанализируйте, есть ли у вас общие темы для разговоров, которые не провоцируют конфликты. Разговор по душам – это фундамент. Кстати, есть тесты на определение уровня игровой зависимости, предложите ребенку пройти их. Если есть зависимость, к тому же успеваемость снизилась, то не нужно никакого «самолечения». Обратитесь за помощью к психологу.

Ирина Варламова газета «Молот»

Заря