ГРИБОЕДОВ И АРМЕНИЯ

К 195-летию первой постановки комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” в Ереване, на которой присутствовал автор.

Комедия Торе от ума” — феноменальное по существу своему и по своей историко-литературной судьбе произведение. Александр Блок определил его как ”до сих пор не разгаданное и, может быть, величайшее творение всей нашей литературы” — это было сказано в начале 20-го века. История истолкования, несмолкающие споры о ’’Горе от ума” свидетельствовали о сложности этого произведения, отражающего сложность самой жизни. Жизнь, действительно, бесконечна, поэтому неисчерпаемо и содержание ”Горя от ума”.

Грибоедов был русским патриотом с ярко выраженным демократическим, народолюбивым оттенком. Упоминаемый в речах главного героя Чацкого ’умный, бодрый наш народ” противопоставляется писателем дворянам, сделавшимися иностранцами в глазах народа.

Не работая в литературе систематически, Грибоедов стал автором гениального произведения, оказавшего огромное влияние на всю русскую литературу. Пушкин восхищался языком комедии — совершенно свободный, разговорный, живой, без какой бы то ни было нарочитости или стесненности. Мастерство диалога в комедии изумительное. После первого же чтения Пушкин предсказал грибоедовским стихам долгую жизнь в языке народа: ”… половина войдет в пословицу”. Что и случилось. ’Подписано, так с плеч долой”, ’Счастливые часов не наблюдают”, ’Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?” и другие — повторяя это сегодня, люди даже не догадываются, что все эти изречения пошли из грибоедовской комедии.

Жизнь Александра Грибоедова (1795 — 1829), по выражению Пушкина, была ’затемнена некоторыми облаками”, во многом представляется загадочной. Потомок родовитой барской семьи, получивший хорошее воспитание и образование, он в 1812 г. пошел на военную службу в Московский гусарский полк. Но в 1815 году, бросив военную службу, переехал в Петербург и поступил на службу в Коллегию иностранных дел, куда в то же время поступили Пушкин и Кюхельбекер. Там начались его контакты с русскими писателями.

Первые пробы пера начались в 1816 году — были ранние комедии, стихотворения, но его прославила комедия ’Горе от ума”, которой предшествовали 15 лирических произведений той же направленности, из которых примечательно программное стихотворение ’Давид’ (1824). ’Горе от ума’ оказалось продуктом одинокой вспышки великого дарования. Едва ли можно сомневаться в том, что Грибоедова задушила реакция, наступившая вслед за подавлением восстания декабристов 14 декабря 1825 года ’Веселость моя исчезла”,- говорил Грибоедов С.Н. Бегичеву в 1828 г., объясняя ему невозможность писать новую комедию.

Мучаясь мрачными предчувствиями, он продолжал исполнять свой служебный долг полномочного министра- резидента в Персии, где и погиб от рук фанатиков 30 января 1829 года. За его смерть шах Персии откупился перед русским царем знаменитым бриллиантом ’Шах”. Но за свою короткую жизнь Александр Сергеевич Грибоедов успел создать для Отечества свой бриллиант — это бессмертная комедия ’Горе от ума”, которая остается бриллиантом в короне русской литературы и драматургии и по сей день.

С Арменией Грибоедова связывает еще один аспект. В декабре 1827 года, спустя два месяца после освобождения Эривани, была реализована знаменитая комедия Александра Сергеевича ’Горе от ума”. Известно, что злободневное произведение было запрещено к постановке в театрах России. Комедию даже не разрешали печатать, поэтому ее переписывали от руки. Единственный раз при жизни Грибоедова состоялось театрализованное представление пьесы в зеркальном зале Сардарского дворца, то есть в зале дворца бывшего персидского наместника. Роли исполняли образованные офицеры, в том числе ссыльные декабристы, а руководил всеми подготовительными процессами начальник Эриванского гарнизона Афанасий Красовский.

Гибель Александра Грибоедова в 1829 году обернулась и дипломатическим скандалом, и настоящей трагедией, в том числе для армянского народа. Убитого в посольстве Тегерана дипломата с почестями везли в Тифлис через Армению. Командир Эриванского полка Николай Муравьев вспоминал: ’Во всех армянских городах и селах оплакивали его смерть. В Нахичеване духовенство облачилось в ризы. Весь город от мала до велика вышел навстречу Грибоедову и сопровождал гроб, несомый офицерами на руках, до самой площади, где стояла армянская церковь. Около храма густые толпы народа теснились всю ночь. Я еще не видел такой всенародной скорби. Между женщинами слышались громкие рыдания, и они всю ночь не выходили из церкви. Это были армянки, и их участие, конечно, делает честь этому народу”.

Заря