Уже на протяжении нескольких лет я изучала историю развития печного дела, каковы были печки донских армян. В этом свете рассмотрела историю печи у разных народов, а также печки народов, этнографически близких к донским армянам, печи самих армян Дона, собрала материалы об особенностях топлива, еды, приготовляемой донскими армянами, и о приметах, а также о печниках. Когда я работала над данной темой, у меня возникла идея: построить пур во дворе районного музея. Со своей мыслью я поделилась с директором музея Георгием Рубеновичем Люледжияном , но тогда, к сожалению, еще не было удобного места, но когда изменили местоположение музея, то я снова вернулась к своей мечте и рассказала об этом Дзреян Розе Татевосовне, она поговорила с тогдашним директором музея Ардашесом Ованесовичем Мошияном , а он обратился с просьбой в администрацию района. Получив добро, в 2001 году на территории музея участники ансамбля «Цахкепунч» построили пур. Позже я сняла и фильм «Печки донских армян», вашему вниманию представляю отрывки из сценария к фильму.
Печная традиция – одна из самых древних. Дом без печки – это нежилой дом. Печь согревала. На ней готовили пищу. Уставший после работы человек усаживался перед печкой и отдыхал душой. С печкой люди приобретали здоровье, хорошее настроение.
Основные функции печи в 21 веке остались прежними, но ее значение несколько изменилось. Теперь не надо приобретать ни уголь, ни дрова, не надо готовить кизяк, не надо растапливать печь, ночью вставать , чтоб посмотреть, не погасла ли печь, не забыли ли выдвинуть душник. Но что может заменить то, когда приходишь с мороза и сразу к печке, ноги в короб – и сидишь, засыпаешь от умиротворяющего тепла и понимаешь: вот твой домашний очаг?!
История печи
Тысячелетия прошли с тех пор, как человек впервые сложил очаг и приручил огонь. Первые письменные свидетельства о существовании печей относятся к 650 году после рождества христианства.
Целые печи дошли до нас лишь с 15 века. Прообраз печи — это открытый очаг.
Слово «очаг» происходит от арабских слов «юч» – три и «аг» – палка. То есть изначально этим словом обозначался обыкновенный треножник, при помощи которого можно было подвесить какую- либо ёмкость (мангал) над огнём.
Вертел, на котором жарили мясо на тюрском языке звучит как «шиш”, а мясо на вертеле—шишлык. Слово шашлык появилось позже, ввели его русские солдаты и казаки в середине XVIII века — после Крымских походов Миниха. «Шашлык» — искажение крымско-татарского слова «шиш», которое, как было сказано, означает «вертел». Слово «шампур» образовано от слова «шомпол», на котором солдаты жарили мясо…
Развитие настоящей печи состоит в возведении над очагом глинобитного или каменного свода. Такие печи появились с возникновением земледелия в неолите…
В основе всех печек много общего, но они все же у каждого народа имели свои особенности.
Известный исследователь Крыма Раде пишет: « Татары имеют только по одной комнате, в правой стороне жилища. У передней стены находится печь, прочая же часть здания составляет кухню. Тяга от кухни и печи лежит на конце тонкой балки, выходящей из стены и подпираемой столбами; она начинается на расстоянии 2 1/2 или 3 футов от полу… А вот что пишет Куфтин, известный исследователь крымско-татарских жилищ. Передняя стена дома представляет собой загородку из плетня, обмазанную глиной. Извне к дому в азбаре (дворе) нередко пристраивается с наружной стороны очага куполообразная печь – фурун или фур.
Такие фуры можно было увидеть на полуострове Крым до недавнего
времени.
Печки донских армян, во многом схожие с русскими, греческими и татарскими, в то же время самобытны…
Пилеты (от слова плита) были распространены в 30-80-е годы 20 века, до появления газа в домах донских армян, такие печки можно часто встретить и сейчас.
Также были распространены печки с зонтиками, близкие к татарским. Это такая печка, над которой еще есть ниша вроде лежанки, куда ставили разную утварь.
Такими печками до сих пор пользуются некоторые хозяйки в нашем районе, например, Шохаг Насхулян из Чалтыря.
К.А.Смоляниченко (Хурдаян) (продолжение следует)
Материал взят из газеты «Районка»№8 (август, 2014г.)