Государственная экспертиза приняла проектную документацию на капитальный ремонт подземного пешеходного перехода с мозаичными панно на пересечении проспекта Ворошиловского и улицы Большой Садовой в Ростове-на-Дону. Это панно является объектом культурного наследия (ОКН).
Ранее госэкспертиза также одобрила проект капремонта подземного пешеходного перехода на пересечении проспекта Буденновского и улицы Московской. На эти работы направят 146,4 миллиона рублей.
Напомним, в городе 22 подземных перехода, четыре из них еще в эпоху развитого социализма украсили мозаикой. В переходе под Ворошиловским проспектом — зарисовки из советского детства, под Буденновским — оборона Ростова от фашистов и азовский поход Петра I, под Кировским — покорение космоса, у Центрального рынка — сцены из произведений Михаила Шолохова и картины донской природы. Больше двух десятилетий часть этих панно была закрыта ларьками. В 2021 году по решению суда их открыли. Однако некоторые оказались серьезно повреждены. В аварийном состоянии панно на пересечении улицы Московской и проспекта Буденновского.
Ремонтировать переходы с мозаикой уже пытались. Под Ворошиловским проспектом заменили цветную плитку на серую. Панно тогда еще не были признаны объектом культурного наследия. Этот опыт эксперты и жители города считают отрицательным, так как сохранить общий художественный замысел не удалось.
Сейчас проектом реставрации занимается пятигорская компания. Общая сумма контракта, заключенного подрядчиком с властями, составила 26,6 миллиона рублей.
Из-за нарушения гидроизоляции в некоторых местах мозаика отслаивается от стен. Сначала предлагали снять панно, но общественники выступили против. Дело в том, что в стране уже не выпускается такая плитка и мастеров по работе с ней нет. И если ее снять, есть опасность, что мозаика будет утеряна и ее заменят новоделом.
Вместо этого применят метод инъецирования микроцемента для заполнения пустот. Там, где повреждено не менее 30 процентов полотна, плитку заменят. Правда, были и другие предложения. Например, закрыть мозаику прозрачными щитами, как это делают с предметами искусства в крупных музеях.