Прошло 40 дней, как не стало воина-интернационалиста, участника операции “Анадырь” Владимира Кеворковича Явруяна.
Родился он в 1942 году в селе Чалтырь Мясниковского района. Это был интереснейший человек, мастер на все руки, в любое дело он вкладывал душу. Недаром ему, тогда еще ученику 7-го класса, директор школы вручил медаль участника Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. По окончании школы паренек пошел работать в колхоз. А в 1961 году его призвали в армию. Как и все новобранцы из Ростовской области, он прошел через Батайский сборный пункт и был направлен для прохождения службы в Волгоград, где принял воинскую присягу, обучился военной специальности. Так, у ефрейтора Владимира Явруяна из села Чалтырь, радиотелеграфиста второго класса отдельного радиотехнического батальона 10-й зенитноракетной дивизии ПВО прошел первый год службы.
Из воспоминаний В. К. Явруяна.
“А в 1962 году нас повезли в Феодосию, выдали гражданскую одежду, по документам мы значились сельхозрабочими, а не солдатами Советской армии. Свою форму каждый из нас сложил в вещмешки, а военные билеты по команде сдали в штаб части. И на теплоходе “Латвия» нас отправили в плавание. Кто-то находился в каютах, кто-то в трюмах, причем, в светлое время суток нам нельзя было появляться на палубе. Плыли 19 суток. Черное море, Средиземное, Атлантический океан, Карибское море. Переплывая Атлантику, над нами на очень низкой высоте пролетали военные американские самолеты. Преодолев 11440 км, мы оказались на острове Свободы. Кубинцы нас встретили тепло. Потрясли необычайная по красоте природа, иллюминации. За короткое время обустроились, развернули узел связи. Продолжение нашей службы проходило в 15 км от военной американской базы в городе Гуантанамо. Службу несли с кубинцами, обучая их нашим военным специальностям. Были и непредвиденные случаи. Так, во время одного из дежурств операторы передали сведения о цели и ее точных координатах, которые мы передали на командный пункт. Затем стало известно, что нашей ракетой был сбит американский самолет-разведчик. А с 22 октября США объявило Кубе транспортную блокаду — была прекращена доставка на остров продовольствия, медикаментов, но, несмотря на это, паники у нас не возникло. Также проходили занятия по политической и боевой подготовке, доводилась информация о международном положении, выпускались боевые листки».
В одном из таких листков говорилось: “Ни единого взыскания за три года службы. Где бы ни находился коммунист Явруян, можно быть уверенным, что с поставленной задачей он справится и выполнит ее на “отлично». Мы гордимся нашим маяком. (3-й взвод, 30.04.1964 г., Куба)».
А между тем, мир был на грани большой войны, а значит, малейшая ошибка руководителей двух стран могла привести к уничтожению цивилизации. Карибский кризис возник в результате размещения Вашингтоном в Турции и Италии ракет с ядерными боеголовками, которые за 10 минут могли бы долететь до Москвы. И когда Куба обратилась к СССР за помощью, наша страна протянула ей руку. На острове Свободы были размещены советские баллистические ракеты средней дальности.
Это подтолкнуло руководство Пентагона и ЦРУ в 1962 году внести предложение президенту США Джону Кеннеди о необходимости подвергнуть Кубу массированным бомбардировкам с последующим вторжением. Но президент понял, что реализация такого плана приведет к ответному удару со стороны СССР и ядер- ная катастрофа будет неизбежна.
К счастью, противостояние было урегулировано — Москва и Вашингтон сделали шаг навстречу друг другу. Руководство Советского Союза согласилось вывести баллистические ракеты Р-12 и бомбардировщики Ил-19 с территории Кубы, а Соединенные Штаты вывели все американские ракеты “Тор” и “Юпитер” из стран Западной Европы и Турции…
Домой ефрейтор Явруян вернулся с кубинской наградой, которую ему вручил министр обороны Кубы Рауль Кастро.
Началась обычная, трудовая жизнь. На протяжении 15 лет Владимир Кеворкович работал водителем в колхозе имени Мясникяна, возглавлял ревизионную комиссию хозяйства, 10 лет был кладовщиком. В 1967 году он женился. На свет появились две дочки, которые, став взрослыми и выйдя замуж, подарили ему трех внуков и внучку. В общем, жизнь удалась.
Воин-интернационалист В. К. Явруян награжден кубинскими и российскими медалями, а также Почетной грамотой Президиума Верховного Совета СССР и медалью “Ветеран труда”. Даже выйдя на пенсию, Владимир Кеворкович не мог сидеть без дела, это было не в его правилах — трудился на приусадебном участке, выращивал овощи, угощал своих детей и внуков, родственников, соседей.
С любовью и теплотой говорят об отце дочери Людмила и Галина: “Доброта, порядочность, отзывчивость, ответственное отношение к делу, умение держать слово, трудолюбие были основными чертами его характера. Не помним ни единого случая, чтобы на просьбу о помощи папа сказал “нет”, он всегда говорил: “Сделаем. Решим этот вопрос”. В любой ситуации не унывал, не опускал рук, добивался своей цели. И мы, его дочери, переняли у него эти качества и привили своим детям. Всегда гордились и будем гордиться нашим отцом, он был лучшим, самым заботливым, любящим. В Чалтыре его знали как Володю-ага, и даже не нужно было называть фамилию, все понимали, кто это. На его похоронах люди подходили к нам выразить сочувствие и многие из них вспоминали, сколько добра папа сделал для других, каким отличным товарищем был, какой вкусный шашлык жарил. А для нас он был любимым отцом, готовым прийти на помощь в любую минуту. Конечно, память о родном человеке мы всегда будем хранить в наших сердцах”.
Светлая Вам память, Владимир Кеворкович!
Яков ЧУБАРОВ