Хочу рассказать про дедушку моего мужа — Агопа Мнацакановича Нанояна (1913 г. р.) и бабушку Азнив Хачатуровну Барашян (1920 г. р.). А началась эта история незадолго до войны, в1938 году, когда юной красавице Азнив едва исполнилось 18 лет, и к ней пришли свататься…
Хачатур Барашян жил очень бедно и скромно, даже по тем временам. В семье было трое детей — два сына и младшая дочка. Старший сын Кеворк (1911 г.р ) служил в армии, а второй сын Рубен тяжело заболел и вскоре умер. Ему было только 21.
Не прошло и года после смерти сына, мама была еще в трауре, когда к ним пришли свататься. Отец твердо решил, что не отпустит дочь далеко от себя, и каждый раз упрямо это повторял.
Нанояны жили с Барашянами по соседству, на одной улице Первомайской, буквально в двух кварталах друг от друга. Считались довольно зажиточными, были твердыми “середняками”: имели собственное хозяйство, технику, держали скот, обрабатывали землю, вели учет, любили порядок во всем.
Семья была многодетной — шесть сыновей и дочка, Агоп был самым младшим. У каждого были свои обязанности, которые они добросовестно исполняли.
Время шло, и наконец, наступила пора 26-летнему Агопу обзавестись собственной семьей. Он уже отслужил в Армии (в 1936 г. был зачислен в 52-й полк 9-й Крымской кавалерийской дивизии, г. Гайсин).
Вернувшись домой, предстал как вполне уже взрослый, крепкий молодой человек. Высокий, стройный, подтянутый, с твердым характером и силой воли, вполне с серьезными намерениями. Одним словом — завидный жених.
Недолго думая, в том же 1939 году сыграли свадьбу, но в связи с трауром, все прошло очень скромно, впрочем, как и в других семьях в то нелегкое предвоенное время, многие даже не могли себе позволить устроить свадьбу, а купить свадебное платье и сделать свадебную фотографию было роскошью. Все происходило максимально просто: приводили невесту в дом и жили.
Через год у супругов родился первенец — сын Мнацакан. Молодой папа тогда работал счетоводом в Мясниковской раймолзаготконторе. Мама тоже не сидела сложа руки, пошла учиться. Прошла курсы воспитателей и начала работать в колхозном детском садике. Жизнь потихоньку налаживалась.
Спустя некоторое время Агоп Мнацаканович устроился на работу в почтовое отделение, где вскоре по приказу его назначили фельдъегерем Мясниковского аппарата спецсвязи. Это особая должность, которую доверяют только избранным (фельдъегерь — военный или правительственный курьер для доставки важных, преимущественно секретных документов).
На плечи молодого Агопа легла большая ответственность, с которой он блестяще справлялся. Армейские навыки как раз пригодились. Бывший кавалерист, он в один миг верхом на коне оказывался на станции Хапры, где встречал составы и доставлял секретные документы, порой рискуя собственной жизнью. Время было тогда неспокойное, и чтобы как-то защитить себя, он был вынужден носить оружие. Специально такому курьеру выдавался пистолет, с которым он никогда не расставался. В нашем селе Чалтырь, да и во всем Мясниковском районе только два человека официально имели разрешение носить при себе боевое оружие — это Агоп Мнацаканович Наноян и Ольга Мартиросовна Шагинян.
Когда началась Великая Отечественная война, А. М. Наноян получил бронь и должен был продолжать работу в спецсвязи до эвакуации 1942 года. А позднее, по приказу № 5 от 8.03.1943 г., был снова зачислен фельдъегерем, но уже первого разряда и назначен руководителем Мясниковского пункта связи.
Он всегда верой и правдой служил Родине. И проработал вплоть до 1973 года, пока не вышел на пенсию.
Ну, а бабушка Азнив всю жизнь посвятила мужу и детям. Они вместе вырастили и воспитали троих детей. После рождения второго ребенка — дочери Манушак (1944 г.) — расписались в ЗАГСе и узаконили свои отношения. А младшая дочь Анаита родилась уже в послевоенное время, была поздним и желанным ребенком.
Вот так сложилась судьба дедушки Агопа и бабушки Азнив. Все официальные документы об их трудовом и жизненном пути, фотоснимки бережно хранятся в нашем семейном архиве.
Евгения НАНОЯН, с. Чалтырь