История возникновения армянских поселений на донской земле полна драматических событий и уходит корнями в далекое прошлое…
Являясь выходцами из города Ани — богатой и цветущей столицы средневековой Армении, которая была разорена турками-сельджуками в X—XI веках, предки донских армян, испытав на себе все тяготы иноземных завоеваний, вынуждены были постоянно искать пристанище в чужих краях, в том числе и в Крыму.
Армянская колония Крыма, прожив более четырех столетий в окружении иноверного, иноязычного населения Крымского полуострова, благодаря своему главному оружию — письменности, сохранила свое духовное богатство — христианскую веру, свою древнюю национальную культуру и свой язык.
После русско-турецкой войны 1768-1774 гг., с целью окончательного ослабления независимого Крымского ханства и дальнейшего его присоединения к России, правительством Екатерины II было принято решение о переселении в российские земли крымских армян и греков, деятельность которых являлась основным источником доходов татарских ханов.
Таким образом, в низовьях Дона, рядом с крепостью Димитрия Ростовского была образована армянская колония с центром в г. Нор Нахичеван. Сельское же население выходцев из Крыма обосновалось в окрестностях города, образовав пять селений: Чалтырь, Крым (Топти), Большие Салы (Мец Сала), Султан Салы и Несветай.
Сегодня редакция “Зари” начинает цикл газетных публикаций, посвященных 245-летию образования армянских поселений на Дону. В их основе лежат переводы исследований известных авторов по истории великого переселения, материалы интернет-ресурсов районного историко-этнографического музея, воспоминания наших земляков, проблемные статьи по актуальной тематике.
История Великого переселения
По свидетельству новонахичеванского рукописного дневника Айсмавурк (Четья минея), анийцы начали переселяться из своего великолепного города в 1062 году, когда роскошная столица Багратидов была осадой взята ханом Чармаганом и подвергнута опустошению и разорению.
Они, выйдя из Ширака, разделились на группы. Одна из них направилась к городу Вану Васпуракана, вторая — в Сис Киликии, третья — к Джуге и четвертая — к Нижней Волге. Эта четвертая большая группа и составила великое крымское переселение.
Достигнув Волги, переселенцы прежде всего обосновываются в Аксарае, находящемся между городами Казань и Астрахань, в границах учрежденной татарами Золотой Орды или великого ханства кыпчаков по приказу и разрешению татарского хана в 1299 году. Оставаясь там сорок один год, они решают перебраться на Крымский полуостров, потому что, во-первых, постоянно находясь в общении с крымчанами, они были наслышаны и о плодородии почвы этой страны, и об умеренности климата, и о благоприятной политической обстановке, и, во вторых, очень были притеснены татарами и желали каким-то образом спастись от их рук и власти.
Они посылают посла к генуэзскому князю — “Дженевиз”, который проживал в феодосийском “Франк- Гесаре”, заключают с ним договор перебраться жить в его поместьях и, выехав из Аксарая всем обществом, князья, дворяне и простой народ направляются на южный берег Крыма, к порту Феодосии.
Татары, конечно, стараются всеми способами препятствовать и насильственно приостановить это переселение, которое наносило большой ущерб ханству, потому что армяне своими способностями и трудолюбием приносили весомую пользу татарам, являясь единственным земледельческим, купеческим и ремесленским сословием среди татар-отшельников, но это им не удается. Армяне силой оружия пробиваются через татарскую мощь и, воюя и побеждая, достигают Крыма в 1330 году…
Процветанию и развитию Каффы и вообще всех генуэзских поместий особенно содействуют пришедшие недавно в Крым армяне. Они, согласно договору, заключенному с генуэзским князем, заранее поселяются во Франк-Гесаре, Казарате, Сурхате и их окрестностях, затем, приумножаясь, распространяются и занимают все те пространства, которые находятся между Карабазаром, Сурхатом и Каффой.
Каково было число армян на Крымском полуострове после большого переселения, мы затрудняемся определить точно. Во всяком случае можем сказать, что они в те времена составляли среди всех других национальностей, населяющих Крым,солидное число, потому что именно тогда крымское побережье стало называться иностранцами Арменией или Морской Арменией.
По данным Дневника, армяне-переселенцы построили в Крыму сто тысяч домов и очень усиливаются и множатся. Если только автор Дневника цифру “сто тысяч” не употребляет как число, показывающее неопределенную величину, и, говоря “дом”, понимает его, как мы понимаем нынче, значит, можно со всей достоверностью считать число армян, живущих тогда в Крыму, не менее пятиста тысяч душ. Не следует забывать то обстоятельство, что число пять душ, которое обычно считается средним для каждого дома, не очень приноравливается к армянскому дому или семье, потому что, как известно, армянские дома не любят отделяться и по этой причине бывают очень многолюдны.
Армяне, с одной стороны, со свойственным им трудолюбием, сметливостью и способностью, с другой стороны, благодаря плодородию страны, благоприятности торговых дел очень скоро забывают лишения, претерпеваемые ими в период переселения из Армении и жизни среди татар: они за короткий срок улучшают свою жизнь, обогащаются, расцветают, или, как говорит Дневник, развиваются.
Особенно выдвинулось купеческое сословие, воспользовавшись удачной обстановкой и прибрав к рукам большинство дел в портах и на торговых рынках. Армянские купцы успешно соперничают с итальянцами и своей ловкостью и искусностью занимают почетное место у генуэзских властителей и вообще среди всего населения. Они торгуют итальянским и немецким сукном, тканями, стеклом, вином, жемчугом, красной кожей и приобретают у татар большое количество бриллиантов и золота, которые те грабили и похищали в Индии, Китае, Персии.
Параллельно с материальным преуспеванием продвигается и интеллектуальное развитие армян. Они строят многочисленные церкви, монастыри и часовни, некоторые из которых и поныне в стоячем, полуразрушенном состоянии, а то и руины еще бросаются в глаза любопытному путнику, если он проходит по восточной стороне Феодосии через горы до Эски-Крыма и Карасу.
Дневник гласит, что переселенцы построили тысячу церквей. Почему непременно тысячу, мы не знаем: возможно, автор хотел строительство анийских переселенцев уподобить городу Ани, который, по преданию, имел тысяча и одну церковь. Но мы думаем, что крымские армяне действительно построили много церквей: только в Каффе их было 45, как показывают нынешние многочисленные руины и места церквей и как поется в песне “Город Каффа, обращенный к морю”, где упоминаются названия 24 церквей, сохранившихся благоустроенными и нарядными еще в конце прошлого века.
Все эти церкви, монастыри и часовни были украшены драгоценными золотыми и серебряными сервизами, шелковыми, виссовными церковными одеяниями, занавесками и коврами, крестами с каменьями, диадемами и бармами. В стенах храмов снаружи и изнутри были вставлены хачкары из базальта и мрамора с изящными изваяниями и надписями, трудное искусство строительства, ваяния и гравирования которых переселенцы принесли с родины.
Из церквей особенно знаменита была св. Саргиса в Феодосии, являющаяся “местоблюстителем” или кафедральной, а из монастырей — св. Ншан и св. Крест, где восседали предводители крымских армян и целых пятьсот лет управляли этой далекой армянской епархией. Все древние строения — монастыри, церкви, часовни, купели родников были в армянском стиле, со вкусом украшены чеканными прочными деревянными дверьми, многие из которых вместе с другими церковными украшениями и сервизами переселенцы привозили из Армении.
Из книги Ерванда Шахазиза “Новый Нахичеван и новонахичеванцы», 1903 г. (Перевод Шагена Шагиняна; Ростов-на-Дону, ЗАО “Книга», 2005 г.)
Фото: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c7/Stary_Krym_Monastyr_Surb_Chacz.jpg