К 245-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ АРМЯНСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ НА ДОНУ

История возникновения армянских поселений на донской земле полна драматических собы­тий и уходит корнями в далекое прошлое…

#Газета

Являясь выходцами из города Ани — богатой и цветущей столицы средневековой Армении, которая была разорена турками-сельджуками в XXI веках, предки донских армян, испытав на себе все тяготы иноземных завоеваний, вынуж­дены были постоянно искать пристанище в чу­жих краях, в том числе и в Крыму.

Армянская колония Крыма, прожив более четырех столетий в окружении иноверного, ино­язычного населения Крымского полуострова, благодаря своему главному оружию — письмен­ности, сохранила свое духовное богатство — хри­стианскую веру, свою древнюю национальную культуру и свой язык.

После русско-турецкой войны 1768-1774 гг., с целью окончательного ослабления независи­мого Крымского ханства и дальнейшего его при­соединения к России, правительством Екатери­ны II было принято решение о переселении в рос­сийские земли крымских армян и греков, деятель­ность которых являлась основным источником до­ходов татарских ханов.

Таким образом, в низовьях Дона, рядом с кре­постью Димитрия Ростовского была образована армянская колония с центром в г. Нор Нахичеван. Сельское же население выходцев из Крыма обосновалось в окрестностях города, образовав пять селений: Чалтырь, Крым (Топти), Большие Салы (Мец Сала), Султан Салы и Несветай.

Сегодня редакция “Зари” начинает цикл газет­ных публикаций, посвященных 245-летию обра­зования армянских поселений на Дону. В их осно­ве лежат переводы исследований известных ав­торов по истории великого переселения, матери­алы интернет-ресурсов районного историко-этно­графического музея, воспоминания наших земля­ков, проблемные статьи по актуальной тематике.

История Великого переселения

По свидетельству но­вонахичеванского руко­писного дневника Айсмавурк (Четья минея), анийцы начали переселяться из своего великолепного города в 1062 году, когда роскошная столица Багратидов была осадой взя­та ханом Чармаганом и подвергнута опустошению и разорению.

Они, выйдя из Ширака, разделились на группы. Одна из них направилась к городу Вану Васпуракана, вторая — в Сис Киликии, третья — к Джуге и четвер­тая — к Нижней Волге. Эта четвертая большая группа и составила великое крым­ское переселение.

Достигнув Волги, пере­селенцы прежде всего обосновываются в Аксарае, находящемся между городами Казань и Астра­хань, в границах учрежден­ной татарами Золотой Орды или великого ханства кыпчаков по приказу и раз­решению татарского хана в 1299 году. Оставаясь там сорок один год, они реша­ют перебраться на Крым­ский полуостров, потому что, во-первых, постоянно нахо­дясь в общении с крымча­нами, они были наслышаны и о плодородии почвы этой страны, и об умеренности климата, и о благоприятной политической обстановке, и, во вторых, очень были при­теснены татарами и желали каким-то образом спастись от их рук и власти.

Они посылают посла к генуэзскому князю — “Дженевиз”, который проживал в феодосийском “Франк- Гесаре”, заключают с ним договор перебраться жить в его поместьях и, выехав из Аксарая всем обще­ством, князья, дворяне и простой народ направляют­ся на южный берег Крыма, к порту Феодосии.

Татары, конечно, стара­ются всеми способами пре­пятствовать и насильствен­но приостановить это пере­селение, которое наносило большой ущерб ханству, по­тому что армяне своими способностями и трудолю­бием приносили весомую пользу татарам, являясь единственным земледель­ческим, купеческим и ремесленским сословием сре­ди татар-отшельников, но это им не удается. Армяне силой оружия пробиваются через татарскую мощь и, воюя и побеждая, достига­ют Крыма в 1330 году…

Процветанию и разви­тию Каффы и вообще всех генуэзских поместий осо­бенно содействуют при­шедшие недавно в Крым ар­мяне. Они, согласно дого­вору, заключенному с гену­эзским князем, заранее по­селяются во Франк-Гесаре, Казарате, Сурхате и их ок­рестностях, затем, приум­ножаясь, распространяются и занимают все те про­странства, которые нахо­дятся между Карабазаром, Сурхатом и Каффой.

Каково было число ар­мян на Крымском полуост­рове после большого пере­селения, мы затрудняемся определить точно. Во вся­ком случае можем сказать, что они в те времена со­ставляли среди всех других национальностей, населя­ющих Крым,солидное чис­ло, потому что именно тог­да крымское побережье стало называться иност­ранцами Арменией или Морской Арменией.

По данным Дневника, армяне-переселенцы пост­роили в Крыму сто тысяч до­мов и очень усиливаются и множатся. Если только ав­тор Дневника цифру “сто тысяч” не употребляет как число, показывающее нео­пределенную величину, и, говоря “дом”, понимает его, как мы понимаем нынче, значит, можно со всей дос­товерностью считать число армян, живущих тогда в Крыму, не менее пятиста тысяч душ. Не следует за­бывать то обстоятельство, что число пять душ, которое обычно считается средним для каждого дома, не очень приноравливается к армян­скому дому или семье, по­тому что, как известно, ар­мянские дома не любят от­деляться и по этой причине бывают очень многолюдны.

Армяне, с одной сторо­ны, со свойственным им тру­долюбием, сметливостью и способностью, с другой сто­роны, благодаря плодоро­дию страны, благоприятно­сти торговых дел очень ско­ро забывают лишения, пре­терпеваемые ими в период переселения из Армении и жизни среди татар: они за короткий срок улучшают свою жизнь, обогащаются, расцветают, или, как гово­рит Дневник, развиваются.

Особенно выдвинулось купеческое сословие, вос­пользовавшись удачной об­становкой и прибрав к ру­кам большинство дел в пор­тах и на торговых рынках. Армянские купцы успешно соперничают с итальянцами и своей ловкостью и искус­ностью занимают почетное место у генуэзских власти­телей и вообще среди все­го населения. Они торгуют итальянским и немецким сукном, тканями, стеклом, вином, жемчугом, красной кожей и приобретают у та­тар большое количество бриллиантов и золота, кото­рые те грабили и похищали в Индии, Китае, Персии.

Параллельно с матери­альным преуспеванием про­двигается и интеллектуаль­ное развитие армян. Они строят многочисленные церкви, монастыри и часов­ни, некоторые из которых и поныне в стоячем, полураз­рушенном состоянии, а то и руины еще бросаются в глаза любопытному путни­ку, если он проходит по во­сточной стороне Феодосии через горы до Эски-Крыма и Карасу.

Дневник гласит, что пе­реселенцы построили тыся­чу церквей. Почему непре­менно тысячу, мы не знаем: возможно, автор хотел стро­ительство анийских пересе­ленцев уподобить городу Ани, который, по пре­данию, имел тысяча и одну церковь. Но мы думаем, что крымские армяне действи­тельно построили много церквей: только в Каффе их было 45, как показывают нынешние многочисленные руины и места церквей и как поется в песне “Город Каффа, обращенный к морю”, где упоминаются названия 24 церквей, со­хранившихся благоустро­енными и нарядными еще в конце прошлого века.

Все эти церкви, монас­тыри и часовни были укра­шены драгоценными золо­тыми и серебряными сер­визами, шелковыми, виссовными церковными оде­яниями, занавесками и ков­рами, крестами с каменья­ми, диадемами и бармами. В стенах храмов снаружи и изнутри были вставлены хачкары из базальта и мра­мора с изящными изваяни­ями и надписями, трудное искусство строительства, ваяния и гравирования ко­торых переселенцы при­несли с родины.

Из церквей особенно знаменита была св. Сар­гиса в Феодосии, являю­щаяся “местоблюстите­лем” или кафедральной, а из монастырей — св. Ншан и св. Крест, где восседа­ли предводители крым­ских армян и целых пять­сот лет управляли этой да­лекой армянской епархи­ей. Все древние строения — монастыри, церкви, ча­совни, купели родников были в армянском стиле, со вкусом украшены че­канными прочными дере­вянными дверьми, многие из которых вместе с дру­гими церковными украше­ниями и сервизами пере­селенцы привозили из Армении.

Из книги Ерванда Шахазиза “Новый Нахичеван и новонахичеванцы», 1903 г. (Перевод Шагена Шагиняна; Ростов-на-Дону, ЗАО “Книга», 2005 г.)

Фото: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c7/Stary_Krym_Monastyr_Surb_Chacz.jpg

Заря