Были в Чалтыре и свои мастера-изготовители музыкальных инструментов . Хугас Дзарукович Чувараян (1900-1948) делал хавалы, давулы, был сам очень музыкальным человеком. Два его сына Дзарук и Крикор тоже стали хорошими давулджи.
Известным мастером в этом деле был Хачатур Аксендович Джелаухян, который также увлекался музыкой и изготовлением национальных духовых инструментов: зурны, борозы, давула и хавала. Со своими родственниками — дядей и свояком — создал музыкальное трио: играли на свадьбах и других торжествах. А позже Хачатур Аксендович приобрел специальные станки и самостоятельно начал осваивать производство музыкальных инструментов. Свое умение он передал и сыну Аршаку, который очень много времени проводил рядом с отцом, когда тот работал. Приглядывался, спрашивал, что-то пробовал сделать сам. Постепенно этот интерес перерос в настоящую страсть, дело всей жизни. Хотел и на музыкальном инструменте играть, но отец отговорил.
Рождение Аршака как мастера произошло в 1928 году. Однажды отец уехал в город, а к Джелаухянам пришел местный музыкант Овагем Барашян. Застав одного Аршака, он спросил, может ли юноша изготовить зурну. Тот ответил утвердительно и сразу же принялся за работу. Когда вернулся отец, инструмент уже был готов. Хачатур Аксендович осмотрел его и остался доволен. С этого момента сыну было доверено семейное дело. Обо всем этом Аршак рассказывает в фильме, который я сняла, когда он был жив, и показывает весь процесс изготовления зурны.
Аршак Хачатурович все умел: что-то починить, наладить, держал пасеку. Трудовой стаж А.Х. Джелаухяна — более 40 лет. Он работал трактористом в колхозе им. Андреева (ныне имени Мясникяна), затем инструментальщиком в мехмастерских. Образование ему так и не удалось получить, с юных лет в колхозе, потом война помешала. Он ушел на фронт Родину защищать. Воевал вместе с моим отцом на Сиваше, и в одном из боев получил тяжелое ранение. Выздоровев, вернулся домой и снова занялся любимым делом.
Многие наши музыканты играют и сегодня на армянских музыкальных инструментах: борозе, зурне, изготовленных руками уникального мастера Аршака Джелаухяна. Его наследие еще долго будет служить народу, оставаясь в веках как память об этом душевном и очень скромном человеке.
Одними из тех, кто первыми опробовали инструменты А. Джелаухяна, были лучшие музыканты Ф. Насхулиян и К. Хатламаджиян.
Крикор Асвадурович Хатламаджиян был хорошо известен людям старшего поколения, и не только в Чалтыре, но и во всем районе и даже в Ростове-на-Дону. Он был талантливым музыкантом и очень искусным сапожником. Его чуткие пальцы извлекали волшебные звуки из борозы, зурны и мастерили великолепные хромовые и яловые сапоги для комсостава.
Крикор, как и многие его сверстники, в раннем возрасте познал нужду, лишения, у него было трудное детство, но несмотря ни на что, мальчик тянулся к прекрасному, к музыке. Она звучала в его душе, вдохновляла и давала силы жить.
Старший из сыновей, он рано начал трудиться, помогал отцу в поле. А в свободную минутку брал в руки дудочку (хамише бороза), которую сам ловко мастерил, и играл услышанные где-то старинные армянские мелодии. Талант парнишки однажды заметил живший неподалеку, в то время уже известный в наших краях музыкант Хачатур Оганович Хартавакян. Он стал наставником Крикора. Вскоре юноша вместе со своими друзьями-музыкантами собрал небольшой ансамбль, и ребята начали играть на различных мероприятиях.
Исполняли в основном народные мелодии на зурне, борозе, давуле. Из-за трудного материального положения Крикор не смог получить полноценное среднее образование, он окончил только начальную школу и пошел работать, чтобы помочь родителям. Разносил почту в колхозе имени Микояна и на центральном участке Чалтыря. За добросовестный труд и старательность молодого человека неоднократно отмечали премиями и благодарностями, он был награжден карманными часами, а в 1936 году стал победителем стахановского движения.
Был женат на Манушак, сестре своего лучшего друга-музыканта Саркиса Хейгетяна (погиб на войне). Манушак обладала замечательным голосом и слухом, хорошо пела. Если мужу не удавалось воспроизвести какую-то мелодию на борозе, она могла напеть любой мотив (еханаг), потому что была настоящим кладезем армянского песенного и поэтического фольклора.
Во время войны К. А. Хатламаджиян служил в линейном батальоне связи. Все четыре года ползал по-пластунски с тяжелой катушкой на спине, обеспечивая связь с командованием. Участвовал в обороне Москвы, в прорыве сильно укрепленной обороны немцев под Витебском, форсировании реки Неман, в кровопролитных боях в Восточной Пруссии, в штурме последнего опорного пункта фашистов на Земландском полуострове, в сражениях за город Пиллау. Незадолго до Победы воевал в составе 11-й Гвардейской Армии маршала И. X. Баграмяна.
Демобилизовавшись, вернулся домой с медалями и орденами, благодарностями от командования. Пошел работать в родной колхоз. Много лет жизни Крикор Асвадурович посвятил строительству колхозных дорог, возглавлял бригаду дорожников.
Яркой страницей биографии Крикора Асвадуровича, конечно же, было музыкальное творчество. Ему довелось играть со многими одаренными исполнителями, просто не хватит места, чтобы перечислить их имена. Но судьба накрепко связала известное трио — Ованеса Карапетовича Бардахчияна, Крикора Асвадуровича Хатламаджияна и Ованеса Алексановича Согомоняна. Они были не просто близкими друзьями, их связывало нечто большее. Вместе проводили много времени, репетировали, ходили зимой по льду за камышом для дудуков. Сами изготавливали мундштуки и вставляли их в зурну и борозу. Сколько юмора, доброты, позитива излучали эти люди! Особым любимцем в группе был Ованес Согомонян, остроумный, неунывающий человек, к тому же внешне просто красавец. Четвертым в этой компании, так сказать, сначала в запасе, был Бедрос Кеворкович Согомонов. Ученик Крикора Асвадуровича, он считался одним из лучших давулджи.
В какие только ситуации не попадали друзья! Им приходилось играть на лютом морозе без верхней одежды, в открытом поле под палящим солнцем, на ветру. Во время праздничных демонстраций, на колхозных мероприятиях они исполняли марши, патриотические песни, вдохновляя и радуя сельчан. Вот такими были эти люди… Раньше остальных ушел из жизни самый молодой из дружеской тройки — Ованес. Крикор Асвадурович тяжело перенес потерю товарища и после его ухода на публике уже не играл.
Выйдя на пенсию, К. А. Хатламаджиян без дела не сидел, а вечерами с хавалом за пазухой поднимался в гору, где был расположен колхозный гараж, или заглядывал в мастерские, в клуб — везде ему были рады. Ведь там, где звучат родные напевы, рождается хорошее настроение.
Большой радостью для музыканта стал визит преподавателя Ростовской государственной консерватории Крикора Дзероновича Хурдаяна, который тогда только создавал ансамбль донских армян «Ани». Крикор Асвадурович гордился тем, что его знания, мудрые советы пригодились. Он всегда мечтал, чтобы дети продолжили его дело. Так и получилось. Старший сын Ованес самостоятельно выучился играть на скрипке, флейте, мандолине, в свободное время с удовольствием музицирует. Младший сын Асвадур стал хорошим баянистом. Большинство внуков и правнуков Крикора Асвадуровича получили музыкальное образование, умеют играть на баяне, аккордеоне, фортепиано, ударных. В общем, целый ансамбль. Долгие годы бережно хранятся в доме его музыкальные инструменты: давул, бороза, чубух, чохмар, несколько хавалов.
Свой жизненный путь Крикор Асвадурович завершил в 1990 году.
Этого человека знали все в Чалтыре и не только. Один из лучших, талантливых музыкантов района Асватур Хазаросович Насхулиян родился в 1924 году в семье бедного крестьянина. Только в 10 лет смог пойти в школу, но из-за того, что нужно было помогать семье, после 4 класса вынужден был бросить учебу и пойти работать в колхоз.
Когда началась война, Асватура вместе с другими ребятами направили на рытье окопов. Изнывая на солнцепеке, зачастую под обстрелами фашистских самолетов, они копали траншеи, противотанковые рвы. Работали, обливаясь потом, с кровавыми мозолями на руках. Затем в районе сформировали специальный батальон для охраны предприятий, сбора трофейного оружия и боеприпасов. Асватур был зачислен в отряд, а в феврале 1942 года его призвали в армию. После небольшой подготовки новобранцев отправили в 13-ю бригаду стрелковой дивизии, стоявшей тогда и в селе Политотдельское Матвеево-Курганского района. А оттуда в г. Мичуринск. Кстати, поздравить выпускников приезжал лично К. Е. Ворошилов и это, конечно, произвело огромное впечатление на тех, кому уже завтра предстояло вступить в сражение с грозным врагом.
Сержант Насхулиян принимал участие в боевых операциях на подступах к Воронежу. Здесь шли кровопролитные сражения, в одном из которых он был тяжело ранен и отправлен в военный госпиталь в с. Романовка Саратовской области. Не успел толком подлечиться, как его подкосил брюшной тиф. Полмесяца без сознания, жизнь порой висела на волоске. Оставалась надежда только на молодой организм. И он не подвел солдата.
В начале 1943 года А. Насхулияна направили в Челябинск, в учебный танковый полк. Здесь он досконально изучил материальную часть машины, технику вождения. А потом выдали «бронь» и оставили на заводе, выпускающем тяжелые танки, в качестве испытателя. Это был опасный и изнурительный труд, требующий мужества, терпения, выносливости. Плюс скудная еда и холод. Трудились в две смены, испытывали детали, узлы во всех режимах работы, в любую погоду.
На Челябинском заводе Асватур Хазаросович проработал до апреля 1948 года. Вернувшись домой, пришел в Мясниковскую МТС, стал помощником комбайнера. Потом окончил Таганрогскую школу механизаторов и более 20 лет сам водил степные корабли на полях колхоза имени Шаумяна. А.Х. Насхулиян вместе с женой Паранцем Багдасаровной пережили страшную трагедию — гибель единственного сына, у которого остались жена и двое сыновей. И всю нерастраченную материнскую и отцовскую любовь старшие Насхулияны перенесли на своих внуков.
Первая свадьба, на которой играл 14летний Асватур, состоялась в 1938 году. С тех пор он с музыкой не расставался. Играл он со многими музыкантами, такими как Ованес Бардахчиян, Ованес Согомонян, Кеворк Пудеян, Хугас Насхулиян, Гаспар Гаджоглуян и другие.
А много лет назад Асватур Насхулиян, Кеворк Атоян и Бедрос Согомонов объединились и создали ансамбль народных инструментов, четвертым был Дзарук Чувараян. Это были не профессиональные музыканты, а любители, каждый из них отрабатывал свою смену на производстве, а вечером шел на репетицию. Но они любили музыку, и уже первые выступления самобытного коллектива имели большой успех у поклонников национальных мелодий. И вскоре ансамбль стал обслуживать не только свадьбы, но и выступать на различных мероприятиях, конкурсах как районного, так и областного масштаба. А потом их пригласили в ансамбль донских армян «Ани».
А. Х. Насхулиян очень бережно относился к нашей национальной культуре, искренне любил ее и был уверен: для игры на любом инструменте одних способностей мало, нужны еще профессиональные навыки, трудолюбие, усидчивость и любовь к музыке. У нас с ним были очень хорошие отношения, он всегда откликался на любую мою просьбу, и именно благодаря ему в 1998 году я смогла собрать всех давул-зурначи и снять о них фильм .
(Продолжение. Начало в № 69)
К. Смоляниченко
(Использованы статьи о К. Хатламаджияне и А. Насхулияне из районной газеты)
Фотографии почти всех музыкантов есть, но если у вас имеются интересные снимки или дополнительный материал, позвоните по телефону 8-903-471-91-55.