Мясниковский район славится одаренными, творческими личностями. Порой талант может годами скрываться в человеке, а в один момент неожиданно пробудиться. Как и произошло у героев этой статьи. С главным редактором мы побывали в гостях у увлеченных людей — музыкантов и мастеров по изготовлению национальных инструментов Хатламаджиянов.
Во дворе у них небольшая мастерская. Оттуда доносились звуки музыки. Вероятно, шла репетиция. Войдя внутрь, мы сразу окунулись в непередаваемую атмосферу фольклорных мотивов. Глава семьи Вартерес Арутюнович в молодости был участником школьного духового оркестра, позже освоил кларнет, играл в составе свадебной группы. Теперь его дело продолжают сын Арутюн и внук Вартерес.
— Вот уже два года я играю на музыкальных инструментах, на кларнете, борозе, зурне, — говорит Арутюн, — Честно сказать, никогда ни в каких кружках не занимался. По профессии я токарь. Работаю в колхозе имени Мясникяна. Даже не имел представления о том, что у меня есть хороший слух. Все делал интуитивно. Таким же образом настраивал инструменты. Специально разбирал их, а потом восстанавливал. И так несколько раз. Естественно, багаж необходимых знаний был. В начале большую помощь со стороны токарного дела оказал мой наставник — Алексан Гаспарович Гаджоглуян. Мы с ним изготавливали материалы для зурны, борозы, и я многому у него научился.
Сын Арутюна — Вартерес по мере взросления тоже начал заниматься музыкой. С раннего детства увлекался мелодиями донских армян. Сейчас ему девять лет, и он уже выступает перед зрителями. Маленькому Васильку, как его называет дедушка, держать тяжелый давул пока не хватает сил, поэтому Арутюн изготовил конструкцию, которая прикрепляет инструмент к полу. Мы послушали его игру и остались в восторге. Вскоре мальчик расположился рядом с нами. Долго оставаться без дела он не смог. Продолжил руками тихо-тихо отбивать ритм по сидению стула.
— Талант сына появился будто из ниоткуда. Хотя мой отец и играл на кларнете, мы почти все самоучки. Но моя сестра Роза Наноян с детства любила петь, выучилась игре на скрипке. Сейчас выступает в качестве солистки в ансамблях «Ани» и «Звезда надежды», — с гордостью рассказывает Арутюн Хатламаджиян. — Вартерес владеет такими ударными инструментами, как давул, бонго. Начал осваивать барабан, занимается в отделении ударных инструментов в Детской школе искусств им. М. Сарьяна. Его учитель — Атанес Асватурович Чубарян. Многих трогает игра Вартереса. Это и правда удивляет, то, что в свои юные годы он может показать достойный уровень исполнения, выступать на сцене.
Талант мальчика заметил Т. Э. Кечеджиян, преподаватель школы искусств. Под его руководством Вартерес успел окончить обучение по классу «давул-зурна». Со временем наставник взял отца и сына Хатламаджиянов под свое крыло. В результате родился новый ансамбль «Чалтырская давул- зурна», в состав которого вошел еще один одаренный человек — Тарас Калугян.
Репетирует коллектив в сельском Доме культуры им. Мясникяна, там же дает концерты. Музыканты несколько раз выступали на летней сцене в центральном парке Чалтыря и на других местных площадках. А совсем недавно они участвовали в международном фестивале «Искусство без границ» в Ростове-на-Дону и завоевали гран-при.
Ансамбль работает на полном энтузиазме. Так сказать, все делает для души. В основном, участники сами занимаются поиском конкурсов, где можно выступить, показать себя.
В продолжение беседы мы узнали и о проблемах, которые волнуют музыкантов. Давул-зурна является неотъемлемой частью музыкальной культуры нашего района. Эти старинные национальные инструменты неизменно звучали и продолжают звучать на праздничных мероприятиях, в дни народных гуляний, на прощальных церемониях и так далее. Но сейчас ситуация складывается плачевная — молодежь не проявляет особого интереса к народному творчеству. А больше всего огорчает то, что старшее поколение неохотно делится накопленным опытом. Раньше национальное искусство было на особом счету. Но сейчас формируется новое поколение, которому не знакомы ценности родной культуры.
— Сложнее всего дела обстоят с изготовлением инструментов. Это очень трудоемкий и кропотливый процесс, здесь важно придерживаться особой технологии, — рассказывает Арутюн. — Конечно, есть музыканты, которые мне помогли. К примеру, это Дзарук Мирукян, Артур Багаджиян. Но большинство зурначей «старой гвардии», обладая важнейшими знаниями, передавать их молодежи не хотят! Поэтому приходится действовать методом проб и ошибок. В основном, большую поддержку мне оказывает Тигран Эдвардович, подсказывает, как настраивать звучание инструмента, — рассказывает Арутюн.
Бороться за сохранение богатейшего музыкального наследия донских армян — наша общая задача. Важная роль здесь отведена районному отделу культуры. Секреты создания национальных инструментов должны передаваться новому поколению, чтобы оно продолжило эстафету. Пока интерес к фольклору у молодежи окончательно не угас. Любой национальный инструмент — не просто механизм для извлечения звуков, но и памятник культуры этноса, важный источник информации об истории, судьбе народа, его развитии. Потому и необходимо обучать молодежь мастерству изготовления национальных музыкальных инструментов, находить средства для создания и нормального функционирования мастерских, привлекать опытных умельцев, заинтересовать их общей целью.
По словам Арутюна Хатламаджияна, в дальнейшем он хочет способствовать развитию творческой карьеры своего сына Вартереса. И в целом, ансамблю «Чалтырская давул-зурна» есть куда расти, ведь все его участники находятся в начале своего пути. А самое главное, им есть, что сохранять и передать будущим поколениям — традиции народного музыкального искусства. Мы искренне надеемся, что все их планы воплотятся в реальность!
М.ТОЛОХЯН