Алгоритмы действий мошенников могут быть очень разными, но почти все они используют комбинацию психологических трюков. Подробно о каждом из них информирует официальный телеграм-канал Управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД России.
«Эти трюки проверены практикой и научными методами и в той или иной степени работают», – сообщает источник.
Одним из трюков является «срочность». Мошенники создают ощущение ограниченного времени: «Срочно подтвердите код, иначе ваш аккаунт заблокируют!» Подобные слова затуманивают разум человека и вынуждают действовать эмоционально. Еще один метод – давление через авторитет. Часто мошенники представляются сотрудниками банка, полиции или ФСБ, чтобы вынудить жертву через свой авторитет выполнить те или иные действия. Ко всему этому может подключиться следующий трюк – эмоциональное давление. Нередко аферисты запугивают граждан словами «Ваши родственники в беде» или пытаются вызвать чувство вины, сказав: «Из-за вашей ошибки система заблокирована».
«Страх и вина также подавляют способность логически мыслить и приводят к подчинению», – говорится в сообщении.
Иллюзия доверия – еще один психологический трюк, согласно которому люди выбирают, как им поступить, с оглядкой на поведение других людей. Мошенники говорят: «Все так делают», «Ваши друзья уже зарегистрировались». Аферисты нередко прибегают к комплиментам и лестным словам. Так, представившись сотрудником правоохранительных органов, они могут попросить помощи в выявлении преступника, сославшись на вашу «проницательность».
Аферисты также любят манипулировать недостатком знаний у жертвы. Часто они используют сложные термины, чтобы подтвердить в глазах жертвы свою «экспертность».
Еще один трюк – это ложная персонализация. Аферисты часто обращаются к жертвам по имени и отчеству и могут знать какие-то факты о них, через которые создают видимость, что знают о вас все. Ну и последнее – использование техники «Нога в двери». Это психологический феномен, который показывает закономерность между выполнением человеком изначально незначительной просьбы, а затем вынужденным исполнением других, более обременительных требований. В разговоре с жертвой злоумышленники начинают с маленькой просьбы, например «Назовите имя», а затем требуют большего.
«Самое сложное – заметить, что вами пытаются манипулировать. Если понимать суть психологического трюка, сделать это будет намного проще», – отмечают эксперты.