Газовая промышленность — одна из ведущих отраслей топливно-энергетического комплекса, от состояния которой зависят технический прогресс и темпы развития народного хозяйства страны. Бесперебойная поставка газа была необходима многим отраслям промышленности и населению, и потому открытие в 1965 году Чалтырской газокомпрессорной станции имело большое значение. Она предназначалась для транспортировки газа на донецкие предприятия «Азовсталь», «Макеевские доменные печи» и подачи его населенным пунктам, являлась экспериментальной площадкой для обкатки новых газотурбинных установок ГТ-750-6,
Первым начальником станции был Александр Трофимович Баранчук, которого в ноябре 1978 года заменил Борис Степанович Федченко, а с 1982 года и по 2000 г. предприятие возглавлял Михаил Агопович Гайбарян.
Александр Трофимович Баранчук окончил Калужский машиностроительный техникум по специальности «паротурбиностроение» и начал трудиться в газовой промышленности страны. Более 50 лет жизни он посвятил работе в газовой отрасли, принимал участие в различных крупнейших проектах, стал экспертом в области монтажа и наладки газоперекачивающих агрегатов.
За период работы в системе «Газпрома» принимал активное участие в строительстве и монтаже различных стратегически важных объектов, таких как газопроводы «Средняя Азия-Центр», «Бухара-Урал». Несколько лет находился в Иране, выполняя работы по монтажу компрессорных станций Трансиранского магистрального газопровода. Трудовая деятельность Александра Трофимовича была отмечена почетным званием «Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности РФ».
Борис Степанович Федченко родился 8 апреля 1936 г. в селе Красное Березанского района Николаевской области Украинской ССР. В 1963 году поступил на работу в Октябрьское районное управление Актюбинской Казахской ССР магистрали «Бухара — Урал» на должность старшего инженера строящейся компрессорной станции, с сентября работал начальником турбоцеха.
17 сентября 1965 года прибыл на Чалтырскую компрессорную станцию, был направлен инженером по ремонту и эксплуатации оборудования ГТУ. В ноябре 1968 года назначен начальником. В ноябре 1978 года приглашен в объединение «Тюментрансгаз», где вступил в должность старшего инженера производственного отдела по компрессорным станциям. За результативную новаторскую деятельность Борис Степанович Федченко в 1976 году награждался нагрудным знаком «Лучший рационализатор «Мингазпрома», нагрудными знаками «Отличник изобретательства и рационализации ВОИР». В числе наград также медаль «За освоение и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири». Удостоен звания «Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности Российской Федерации».
Почти со дня основания предприятия здесь начали работать Саркис Мартиросович Обаян, его сын Мартирос с супругой Анаид, машинисты турбин В. Г. Белов, В.Бескровный, В. П Ковальчук , В.А. Переверов — люди, которыми гордился коллектив.
С первых дней на станции работал Григорий Николаевич Поляков. Позже стал действительным членом Академии технологических наук, написал более 20 научных трудов, сделал три изобретения по улучшению работы газотранспортной системы. Заслуги Григория Николаевича были отмечены званиями почетного работника газовой промышленности, заслуженного работника Минтопэнерго России, орденом Дружбы народов, медалями «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири», знаком «Отличник Министерства газовой промышленности».
Труженики Чалтырской газокомпрессорной станции работали по-ударному, успешно выполняя поставленные задачи. Не случайно двум бригадам уже в 1969 году было присвоено почетное звание коллективов коммунистического труда.
Одна из них — бригада ремонтников, возглавляемая старшим инженером Г. Г. Федоренко. Все работы она обычно выполняла в строго установленные сроки, обеспечивая надлежащее действие газокомпрессорной установки.
Вторая — бригада контрольно-измерительных приборов, которую возглавлял А. Г. Лебедь, первой в Советском Союзе освоила схему автоматики на бесконтактных логических элементах в газовой промышленности.
По инициативе инженеров Г. Олейникова, Б. Пьянова было внедрено немало рационализаторских предложений, помогающих совершенствовать производство.
Светлана Алексеевна Ковалева работала оператором КИП, вела профсоюзные дела и была таким «моторчиком» коллектива. Достойно несли трудовую вахту передовые производственники станции, среди которых были старший электрик Петр Климов, дежурный электроподстанции Овагем Гайбарян, электрики Симон Чибичян, Эдуард Герданян, токарь Евгений Королев и другие.
Инженерно-технические работники станции настойчиво добивались максимальной загрузки мощностей предприятия. Основная их забота была — обслуживание турбоагрегатов, с помощью которых перекачивался природный газ потребителю. Грамотным и опытным специалистом проявил себя старший инженер смены Михаил Агопович Гайбарян. За его плечами был политехнический институт, служба в рядах Советской Армии. Накопленные знания, приобретенные навыки он умело применял в своей работе. Все это в совокупности с несомненным талантом инженера дало ему возможность стать впоследствии начальником станции.
Инженеры не чурались черной работы, умели держать в руках любой слесарный инструмент, а машинисты могли правильно разработать и начертить любую технологическую схему. Евгений Константинович Королев, к примеру, был токарем пятого разряда, но он с успехом выполнял и фрезерные, шлифовальные, слесарные работы.
Все службы станции составляли одно целое. Когда компрессорный агрегат становился на капитальный ремонт, на помощь эксплуатационникам приходили и механики, и сварщик В. З. Бескровный, и машинисты Н. Сидоренко, А. В. Демин, В. Ковальчук, Я. Беленчиков. По нескольку раз проверяли они все узлы, осознавая, что работа с газом требует особой тщательности и осторожности.
В 1971 году работники станции установили и опробовали две мощные турбины. Пропускная способность предприятия значительно возросла. Здесь также боролись за снижение себестоимости продукции, повышение производительности труда. В этом помогало внедрение прогрессивной технологии и использование новейшей техники.
Контроль за работой агрегатов начали осуществлять с помощью автоматов с диспетчерского пункта. Это позволило облегчить труд персонала. Старшим инженером Чалтырской газокомпрессорной станции тогда работал В. Ханин.
В 1980-е годы основной задачей предприятия являлось бесперебойное снабжение потребителей газом. В связи с этим осуществлялся целый ряд организационнотехнических мероприятий по повышению надежности агрегатов станции. Это позволяло работать еще более производительно и экономно.
По итогам республиканского социалистического соревнования в 1983 году Чалтырской газокомпрессорной станции было присуждено почетное третье место.
Коллектив гордился своими лучшими людьми. Маяками в труде являлись высококвалифицированные специалисты: старший машинист Николай Иванович Сидоренко, машинист Ерванд Хачикович Хачкинаян, инженеры Тамара Васильевна Олейникова, Левон Асватурович Долобаян, Олег Николаевич Рябцов, инженер контрольно — измерительных приборов и автоматики Геннадий Степановч Олейников, инженер смены А. В. Демин, водители А.М. Съедин, С. А. Даглдиян, Х. Г. Бардахчиян, Х. С. Хрхрян, С. Бабаян, В. Папазоглуян, механик Арутюн Аршакович Хатламаджиян, инженер-связист Г.В. Съедина, В. С. Логвинов, А. Т. Олдарев, слесарь-сантехник А, Г. Пономарев, охранники А. А. Хатламаджиян, Х. Чувараян, А. Барашян, крановщица К. Е. Папазоглуян и многие другие.
Немалый вклад в ускорение технического прогресса вносили рационализаторы, движение которых возглавлял старший инженер Владимир Леонидович Клеус.
Проблемы энергосбережения в газовой промышленности очень актуальны и сегодня, но наша Чалтырская газокомпрессорная станция, к сожалению, прекратила свою работу в 2000 году, так как уже не было необходимости в поставках газа на Украину (заводы Мариуполя).
К. Смоляниченко
Если есть исправления и дополнения к 1 и 2 томам, звоните, они будут внесены в 3-й том. Телефон 8-903-471-91-55. Книги можно приобрести по адресу: с. Чалтырь, ул. Мец Чорваха, 26.