ГАЗОКОМПРЕССОРНАЯ СТАНЦИЯ

Газовая промышленность — одна из ведущих отраслей топливно-энергетического комплекса, от состояния которой зависят технический прогресс и темпы развития народного хозяйства страны. Бесперебойная поставка газа была необходима мно­гим отраслям промышленности и населению, и потому открытие в 1965 году Чалтырской газокомпрессорной станции имело большое значение. Она предназнача­лась для транспортировки газа на донецкие предприятия «Азовсталь», «Макеевские доменные печи» и подачи его населенным пунктам, являлась экспериментальной площадкой для обкатки новых газотурбинных установок ГТ-750-6,

#История

Первым начальником станции был Александр Трофимович Баранчук, которого в ноябре 1978 года заменил Борис Степанович Федченко, а с 1982 года и по 2000 г. предприятие возглавлял Михаил Агопович Гайбарян.

Александр Трофимович Баранчук окончил Калужский машиностроительный тех­никум по специальности «паротурбиностроение» и начал трудиться в газовой промышленности страны. Более 50 лет жизни он посвятил работе в газовой отрасли, прини­мал участие в различных крупнейших проектах, стал экс­пертом в области монтажа и наладки газоперекачивающих агрегатов.

За период работы в системе «Газпрома» принимал ак­тивное участие в строительстве и монтаже различных стратегически важных объектов, таких как газопроводы «Средняя Азия-Центр», «Бухара-Урал». Несколько лет находился в Иране, выполняя работы по монтажу ком­прессорных станций Трансиранского магистрального газо­провода. Трудовая деятельность Александра Трофимовича была отмечена почет­ным званием «Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности РФ».

Борис Степанович Федченко родился 8 апреля 1936 г. в селе Красное Березан­ского района Николаевской области Украинской ССР. В 1963 году поступил на работу в Октябрьское районное управление Актюбинской Казахской ССР магистрали «Бухара — Урал» на должность старшего инженера строя­щейся компрессорной станции, с сентября работал начальником турбоцеха.

17 сентября 1965 года прибыл на Чалтырскую компрес­сорную станцию, был направлен инженером по ремонту и эксплуатации оборудования ГТУ. В ноябре 1968 года назначен начальником. В ноябре 1978 года приглашен в объединение «Тюментрансгаз», где вступил в должность старшего инженера производственного отдела по ком­прессорным станциям. За результативную новаторскую деятельность Борис Степа­нович Федченко в 1976 году награждался нагрудным знаком «Лучший рационализа­тор «Мингазпрома», нагрудными знаками «Отличник изобретательства и рациона­лизации ВОИР». В числе наград также медаль «За освоение и развитие нефтегазо­вого комплекса Западной Сибири». Удостоен звания «Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности Российской Федерации».

За рулем Переверов В., в прицепной тележке
1. Клюев Л., 2. Клеус В., 3. 4 …

Почти со дня основания предприятия здесь начали работать Саркис Мартиросо­вич Обаян, его сын Мартирос с супругой Анаид, машинисты турбин В. Г. Белов, В.Бескровный, В. П Ковальчук , В.А. Переверов — люди, которыми гордился коллектив.

С первых дней на станции работал Григорий Николае­вич Поляков. Позже стал действительным членом Акаде­мии технологических наук, написал более 20 научных тру­дов, сделал три изобретения по улучшению работы га­зотранспортной системы. Заслуги Григория Николаевича были отмечены званиями почетного работника газовой промышленности, заслуженного работника Минтопэнерго России, орденом Дружбы народов, медалями «За освое­ние недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири», знаком «Отличник Министерства газовой про­мышленности».

Труженики Чалтырской газокомпрессорной станции работали по-ударному, успешно выполняя поставленные задачи. Не случайно двум бригадам уже в 1969 году было присвоено почетное звание коллективов коммунистического труда.

Инженер-связист Обаян А; Гл. инженер Гайбарян М

Одна из них — бригада ремонтников, возглавляемая старшим инженером Г. Г. Фе­доренко. Все работы она обычно выполняла в строго установленные сроки, обеспе­чивая надлежащее действие газокомпрессорной установки.

Вторая — бригада контрольно-измерительных приборов, которую возглавлял А. Г. Лебедь, первой в Советском Союзе освоила схему автоматики на бесконтакт­ных логических элементах в газовой промышленности.

По инициативе инженеров Г. Олейникова, Б. Пьянова было внедрено немало ра­ционализаторских предложений, помогающих совершенствовать производство.

Светлана Алексеевна Ковалева работала оператором КИП, вела профсоюзные дела и была таким «моторчиком» коллектива. Достойно несли трудовую вахту пе­редовые производственники станции, среди которых были старший электрик Петр Климов, дежурный электроподстанции Овагем Гайбарян, электрики Симон Чибичян, Эдуард Герданян, токарь Евгений Королев и другие.

Гайбарян О.                                 Климов П.                                       Королев Е.

Инженерно-технические работники станции настойчиво добивались максимальной загрузки мощностей предприятия. Основная их забота была — обслуживание турбо­агрегатов, с помощью которых перекачивался природный газ потребителю. Грамотным и опытным специалистом проявил себя старший инженер смены Ми­хаил Агопович Гайбарян. За его плечами был политехнический институт, служба в рядах Советской Армии. Накопленные знания, приобретенные навыки он умело применял в своей работе. Все это в совокупности с несомненным талантом инженера дало ему возможность стать впоследствии начальником станции.

Инженеры не чурались черной работы, умели держать в руках любой слесарный инструмент, а машинисты могли правильно разработать и начертить любую технологическую схему. Евге­ний Константинович Королев, к примеру, был токарем пятого разряда, но он с успехом выпол­нял и фрезерные, шлифовальные, слесарные работы.

Все службы станции составляли одно целое. Когда компрессорный агрегат становился на ка­питальный ремонт, на помощь эксплуатационни­кам приходили и механики, и сварщик В. З. Бес­кровный, и машинисты Н. Сидоренко, А. В. Де­мин, В. Ковальчук, Я. Беленчиков. По нескольку раз проверяли они все узлы, осознавая, что работа с газом требует особой тща­тельности и осторожности.

В 1971 году работники станции установили и опробовали две мощные турбины. Пропускная способность предприятия значительно возросла. Здесь также боролись за снижение себестоимости продукции, повышение производительности труда. В этом помогало внедрение прогрессивной технологии и использование новейшей техники.

Стоят: Согомонян К., Даглдиян С., Хейгетян В., Демин А., Рябусова О., Хатламаджиян А., Кашкаха Г., Кашкаха А., Съедина Г. ; сидят: Съедин А., Экизян А., Хейгетян М., Долобаян Л.

Контроль за работой агрегатов начали осуществлять с помощью автоматов с диспетчерского пункта. Это позволило облегчить труд персонала. Старшим инжене­ром Чалтырской газокомпрессорной станции тогда работал В. Ханин.

В 1980-е годы основной задачей предприятия являлось бесперебойное снабже­ние потребителей газом. В связи с этим осуществлялся целый ряд организационно­технических мероприятий по повышению надежности агрегатов станции. Это позво­ляло работать еще более производительно и экономно.

1. Беленчиков Я., 2. Бескровный В., 3. Задорожнев В., 4. Клюев Л., 5. Белов В., 6. Поляков В., 7. Жирков П.

По итогам республиканского социалистического соревнования в 1983 году Чалтырской газокомпрессорной станции было присуждено почетное третье место.

Коллектив гордился своими лучшими людьми. Маяками в труде являлись высоко­квалифицированные специалисты: старший машинист Николай Иванович Сидорен­ко, машинист Ерванд Хачикович Хачкинаян, инженеры Тамара Васильевна Олейни­кова, Левон Асватурович Долобаян, Олег Николаевич Рябцов, инженер контрольно — измерительных приборов и автоматики Геннадий Степановч Олейников, инженер смены А. В. Демин, водители А.М. Съедин, С. А. Даглдиян, Х. Г. Бардахчиян, Х. С. Хрхрян, С. Бабаян, В. Папазоглуян, механик Арутюн Аршакович Хатламаджиян, ин­женер-связист Г.В. Съедина, В. С. Логвинов, А. Т. Олдарев, слесарь-сантехник А, Г. Пономарев, охранники А. А. Хатламаджиян, Х. Чувараян, А. Барашян, крановщица К. Е. Папазоглуян и многие другие.

1 ряд: Папазоглуян В., Баев А., Бабиян А.; 2 ряд: Хрхрян Х., Даглдиян С., Бабаян С.
Олейников Г., Джиликян А., Дурасов А., Чувараян Х

Немалый вклад в ускорение технического прогресса вносили рационализаторы, движение которых возглавлял старший инженер Владимир Леонидович Клеус.

Проблемы энергосбережения в газовой промышленности очень актуальны и сего­дня, но наша Чалтырская газокомпрессорная станция, к сожалению, прекратила свою работу в 2000 году, так как уже не было необходимости в поставках газа на Украину (заводы Мариуполя).

Стоят: Пономарев П., Долобаян Л. Съедин А. Бабаян С., Папазоглуян К.,
Бескровный В., Колесникова В., Хатламаджиян А., Клименков П., Беленчиков Я., Согомонян К.; впереди: Бардахчиян Х., Хейгетян В., Экизян А., Демин А.

К. Смоляниченко

Если есть исправления и дополнения к 1 и 2 томам, звоните, они будут внесены в 3-й том. Телефон 8-903-471-91-55. Книги можно приобрести по адресу: с. Чалтырь, ул. Мец Чорваха, 26.

Заря