Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Актуальность и практическая значи­мость профилактики детского дорож­но-транспортного травматизма обус­ловлена высокими статистическими показателями дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Анализ детского дорож­но-транспортного травматизма пока­зывает, что основной причиной явля­ется низкая культура участников до­рожного движения, в том числе де­тей. Школьники не обладают навыка­ми поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, по­следствий нарушения правил дорож­ного движения.

#общество

В теплое время года и особенно летом все больше горожан и сельских жителей пред­почитают личному и общественному транс­порту электросамокаты, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и другие мобиль­ные средства передвижения. В мегапо­лисах с развитой транспортной инфраструк­турой они уже могут составить конкуренцию автомобилям и автобусам. Своей мобильно­стью, экологичностью, экономичностью, про­стотой управления такой транспорт привле­кает спешащих по делам жителей.

Но за кажущимся удобством скрывается и большая опасность — современные мо­дели электросамокатов, например, могут развивать большую скорость, а значит, воз­растает вероятность аварийных ситуаций (наездов на пешеходов, столкновений с ав­томобилями и т. п.).

По данным МВД России, в 2019 г. про­изошло 142 инцидента с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ), в 2023 г. — 3100, а в 2024 г. — 4420.

Наибольшая доля ДТП с участием СИМ зафиксирована в июле прошлого года (20,3%) и августе (23%), как и наибольшее число погибших (по 25,8%).

Несмотря на то, что электросамокаты, сигвеи, гироскутеры и т. п. развивались на протяжении многих лет и последние годы уже активно использовались, право­вой статус такие средства получили толь­ко в 2023 году.

1 марта 2023 года в Правилах до­рожного движения (ПДД) появились нормы, присвоившие транспорту спе­циальный статус — «средства индиви­дуальной мобильности» и сделавшие его полноправным участником дорож­ного движения.

Понятие «Средства индивидуальной мобильности» (СИМ)

Согласно абз. 56 п. 1.2 ПДД, под сред­ством индивидуальной мобильности пони­мается транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), пред­назначенное для индивидуального передви­жения человека посредством использова­ния двигателя (двигателей).

В качестве примеров приведены:

  • электросамокаты;
  • электроскейтборды;
  • гироскутеры;
  • сигвеи;
  • моноколеса;
  • иные аналогичные средства.

В одном из рассмотренных дел Верхов­ный Суд Российской Федерации обозначил, что электросамокат является именно транспортным средством (ТС). Как и любое другое ТС, оно предназначено для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. При­чем, если речь идет о мощном устройстве, параметры которого схожи с установленны­ми для автомототранспортных средств (к примеру, рабочий объем двигателя внутрен­него сгорания более 50 куб. см и максималь­ная конструктивная скорость более 50 км/ч, или максимальная мощность электродвига­теля более 4 кВт и максимальная конструк­тивная скорость более 50 км/ч и т. п.), то на него может потребоваться и водительское удостоверение соответствующей категории. Так, например, электросамокат, имею­щий двигатель мощностью 0,5 кВТ (то есть более 0,25 кВт), по своим техни­ческим характеристикам относится к транспортным средствам, право уп­равления которыми должно быть под­тверждено водительским удостовере­нием соответствующей категории (по­становление ВС РФ от 05.02.2024 №48-АД24-1-К7).

Если электросамокат имеет мощность мотора более 0,25 кВт и развивает макси­мальную скорость свыше 25 км/ч, то по сво­им характеристикам он уже относится к мо­педам, право на управление которыми дол­жно быть подтверждено водительским удо­стоверением (п. 4 ст. 25 Закона о безопас­ности дорожного движения в РФ). А само упо­минание таких транспортных средств в поня­тии «средства индивидуальной мобильности» не исключает того, что конструктивные и тех­нические особенности могут характеризовать их и в качестве мопедов (постановление Тре­тьего КСОЮ от 05.02.2024 по делу №16-362/ 2024, постановления Седьмого КСОЮ от 15.01.2024 по делу №16-9/2024 и от 17.11.2023 по делу №16-5299/2023).

Возрастные ограничения ПДД подразделяют лиц, управляю­щих СИМ, на 3 возрастные группы:

  • младше 7 лет (движение на СИМ мало­летних детей допускается только в сопровож­дении взрослого);
  • от 7 до 14 лет;
  • старше 14 лет.

При этом от возраста лица, управляющего СИМ, зависит то, по каким частям дороги оно может передвигаться:

  • младше 7 лет: по тротуарам, пешеход­ным и велопешеходным дорожкам (на сто­роне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон — но только в со­провождении взрослого (п. 24.4 ПДД);
  • от 7 до 14 лет: по тротуару, пешеходной, велосипедной, велопешеходной дорожкам в пределах пешеходной зоны (п. 24.3 ПДД);
  • старше 14 лет: по велосипедной, вело­пешеходной дорожкам, по проезжей части велосипедной зоны, по полосе для велоси­педистов, в пешеходной зоне (при массе СИМ до 35 кг), по тротуару или пешеходной дорожке (при массе сИм до 35 кг, если нет велосипедной или велопешеходной дорожки, полосы для велосипедистов или нет возмож­ности двигаться по ним или если лицо сопро­вождает ребенка до 14 лет на СИМ), по обо­чине (если нет велосипедной и велопешеход­ной дорожки, полосы для велосипедистов, тротуара, пешеходной дорожки или нет воз­можности двигаться по ним), по правому краю проезжей части дороги (если нет велосипед­ной и велопешеходной дорожки, полосы для велосипедистов, тротуара, пешеходной до­рожки, обочины или нет возможности двигать­ся по ним, на дороге разрешено движение ТС со скоростью не более 60 км/ч, а также движение велосипедов, а СИМ оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, све­товозвращателями, фарой) (п. 24.2.1 ПДД).

Пешеходы и автомобили vs электросамокаты

В ПДД прямо указано, что во всех случаях совмещенного с пешеходами движения лиц, передвигающихся на СИМ, пешеходы име­ют приоритет (п. 24.6 ПДД). Однако в абз. 2 п. 4.1 ПДД упоминается случай, когда пеше­ходы все же должны уступить дорогу води­телям СИМ — тогда, когда в отсутствие тро­туаров, пешеходных и велопешеходных до­рожек или обочин (или если по ним невоз­можно проехать) они вынуждены двигаться по велосипедной дорожке или по краю про­езжей части. В последнем случае следует учитывать, что пешеходы и лица, ведущие СИМ, при движении по краю проезжей час­ти должны двигаться в противоположных на­правлениях: пешеходы — навстречу движе­нию транспортных средств, а сИм — по ходу их движения (абз. 3 п. 4.1 ПДД).

Кроме того, в жилой зоне пешеходы хоть и имеют преимущество, но не должны со­здавать на проезжей части необоснован­ные помехи для движения лиц, использую­щих СИМ (п. 17.1 ПДД). Напротив, если движение СИМ по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеход­ных зон (включая велосипедные дорожки, находящиеся в пешеходных зонах) созда­ет угрозу опасности или помехи для дви­жения пешеходов, то лицо, использующее СИМ, должно спешиться или снизить ско­рость до такой, с которой движутся пеше­ходы (абз. 2 п. 24.6 ПДД).

Наконец, электросамокатчикам предписа­но руководствоваться сигналами регулиров­щика для пешеходов и сигналами светофо­ра в виде силуэта пешехода или велосипе­да, или светофора с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненного пря­моугольной табличкой белого цвета с изоб­ражением на ней черного велосипеда.

В свою очередь, при совмещенном дви­жении автомобилей и СИМ приоритет отда­ется лицам, использующим СИМ. Так, води­тель должен уступить дорогу лицам, исполь­зующим СИМ, при:

  • выезде на дорогу с прилегающей терри­тории и съезде с дороги, если он пересека­ет путь их движения (п. 8.3 ПДД);
  • повороте направо или налево, если во­дитель СИМ пересекает проезжую часть до­роги, на которую поворачивает автомоби­лист;
  • включении разрешающего сигнала све­тофора на регулируемых пешеходных пере­ходах, если лица, использующие для пере­движения СИМ, не успели пересечь проез­жую часть или трамвайные пути в соответ­ствующем направлении (п. 14.3 ПДД).

Равными обязанностями на дороге води­тели автомобилей и лица, управляющие СИМ, обладают только при выезде из жилой зоны — и одни, и вторые должны уступить дорогу другим участникам дорожного движения.

При пересечении проезжей части вне пе­рекрестка лицами, использующими для пе­редвижения СИМ, они обязаны уступить до­рогу другим участникам дорожного движе­ния, движущимся по ней (п. 24.6.1 ПДД).

Отдельные особенности предусмотрены при движении СИМ в велосипедной зоне. Так, лица, использующие СИМ, имеют пре­имущество перед механическими транспор­тными средствами, а также могут двигаться по всей ширине проезжей части, предназ­наченной для движения в данном направле­нии. Но при соблюдении ряда требований, в числе которых: запрет на движение по встречной полосе, на выезд для обгона или объезда на полосу встречного движения на дорогах с двусторонним движением, имею­щих четыре или более полосы (п. 9.1.1-9.2 ПДД); соблюдение дистанции до движуще­гося впереди ТС, позволяющей избежать столкновения, и необходимого бокового ин­тервала, обеспечивающего безопасность движения (п. 9.10 ПДД), и т. д.

Запреты и ограничения для СИМ

Их можно условно разделить на 2 группы — общие, которые применяются к любым транспортным средствам, и специальные, связанные именно с движением СИМ. Так, к первой группе относятся запреты на:

  • управление ТС в состоянии алкогольно­го, наркотического или иного опьянения, под воздействием лекарств, ухудшающих реак­цию и внимание, в болезненном или утом­ленном состоянии, ставящем под угрозу бе­зопасность движения;
  • передачу управления ТС лицам, находя­щимся в состоянии опьянения, под воздей­ствием лекарств, в болезненном или утом­ленном состоянии;
  • пересечение организованных колонн и занятие в них места;
  • употребление алкогольных напитков, нар­котических, психотропных или иных одурма­нивающих веществ после совершения ДТП, к которому причастен водитель, или после того, как ТС было остановлено по требова­нию сотрудника полиции, до проведения ос­видетельствования на состояние опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;
  • использование во время движения теле­фона, не оборудованного техническим уст­ройством, позволяющим вести переговоры без использования рук;
  • опасное вождение (п. 2.7 ПДД).

Некоторые нормы устанавливают прямые запреты для СИМ, например, на:

  • движение их на автомагистралях;
  • обгон СИМ или объезд с левой стороны других ТС, если они движутся по правому краю проезжей части;
  • управление СИМ (при наличии руля), не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозку груза, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груза, мешающего управ­лению;
  • перевозку пассажиров, если это не пре­дусмотрено оборудованием или конструкци­ей СИМ;
  • перевозку детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;

поворот налево или разворот на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, име­ющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот нале­во, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);

  • пересечение дороги по пешеходным пе­реходам;
  • буксировку самих СИМ или буксировку ими, кроме буксировки СИМ прицепа, пред­назначенного для эксплуатации с ним.

Что касается ограничений, то они распро­страняются, во-первых, на скорость движе­ния — не более 25 км/ч (п. 24.6 ПДД), а в жилых, велосипедных зонах и на дворовых территориях, по общему правилу — не более 20 км/ч (п. 10.2 ПДД). А во-вторых, на движе­ние по правому краю проезжей части — оно допускается только в один ряд (п. 24.5 ПДД).

Оговорка есть и для случаев использова­ния СИМ в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся СИМ должны быть включены фары или фонари (п. 17.3 ПДД). Кроме того, водителям рекомендуется, а вне населенных пунктов — требуется иметь при себе пред­меты со световозвращающими элемента­ми и обеспечивать видимость этих пред­метов водителями других транспортных средств (п. 24.10 ПДД).

Ответственность за нарушения

Поскольку СИМ являются транспортны­ми средствами, на них распространяются все основные нормы КоАП, предусматри­вающие санкции за нарушение ПДД.

Меры безопасности

Перед использованием СИМ крайне важ­но подробно изучить приложенную к ТС ин­струкцию по эксплуатации. Согласно Наци­ональному стандарту РФ ГОСТ Р 70514­2022 “Электрические средства индивиду­альной мобильности. Технические требова­ния и методы испытаний” (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 6 де­кабря 2022 г. №1446-ст), к каждому СИМ должна быть приложена инструкция по бе­зопасному использованию. Это может быть брошюра, руководство или инструкция по эксплуатации, буклет или другой аналогич­ный материал физического характера (п.19.4 ГОСТа).

В числе рекомендаций, которые произ­водитель должен дать пользователям, — советы:

  • изучить практические основы управле­ния, чтобы избежать аварии, особенно в первые месяцы пользования СИМ;
  • избегать участков с интенсивным дви­жением транспорта и многолюдных мест;
  • выбирать свою траекторию и свою ско­рость движения, соблюдая ПДД, правила приоритета при движении по тротуарам и предоставляя преимущество для наиболее уязвимых участников дорожного движения;
  • сообщить о своем присутствии при при­ближении к пешеходу или велосипедисту, когда пользователей не видят и не слышат;
  • использовать переходы, спешившись с СИМ;
  • не отвлекаться при использовании СИМ;
  • проявлять осторожность ввиду того, что тормоз может нагреться при использова­нии, и не дотрагиваться после использо­вания;
  • регулярно проверять затяжку различных болтовых элементов (осей колес, системы складывания, рулевого управления и тор­мозного вала);
  • не модифицировать и не трансформи­ровать СИМ (п.19.4.1.2 ГОСТа).

Также пользователям СИМ следует избе­гать прыжков с препятствий, таких как бор­дюры или ступеньки, — нужно предвидеть и адаптировать свою траекторию и скорость движения к траектории пешехода, прежде чем преодолевать эти препятствия. Реко­мендуется сойти с СИМ, когда препятствия становятся опасными из-за своей формы, высоты или проскальзывания.

“Информация о практических основах и безопасном использовании может быть предоставлена производителем на веб-сай­те”, — подчеркивается в ГОСТе.

Часть положений ГОСТа касается инст­рукции по сервисному обслуживанию и ухо­ду, включая информацию о том, где пользо­ватель может найти квалифицированную мастерскую по сервисным операциям, ко­торые не может сделать самостоятельно (например, замена изношенных деталей, электронных компонентов) (п.19.5 ГОСТа).

МВД России в своих лекциях «Передви­гайся ответственно и безопасно», разрабо­танных совместно с ФКУ «Научный центр безопасности дорожного движения» для проведения сотрудниками Госавтоинспек­ции занятий со школьниками, тоже пере­числяет меры безопасного передвижения на СИМ. Особый акцент делается на:

  • недопустимости использования гадже­тов (телефонов, наушников и плееров) во время движения;
  • необходимости следить за зарядкой (за­ряд аккумулятора должен быть приближен к 100%);
  • передвижении только в одиночку (ис­пользование СИМ вдвоем недопустимо);
  • опасности передвижения в темное вре­мя суток (движение возможно только со световозвращающими элементами).

Обращаем внимание на то, что в 2025 году вступили в силу изменения, внесен­ные в постановление Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 «О правилах дорожного движения».

Учитывая вышеизложенное, примите к сведению данную информацию и меры по безопасности жизни и здоровья ваших детей!

М. БЕРЕКЧИЯН, секретарь Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Мясниковского района

Фото для иллюстрации: https://www.donland.ru/upload/uf/892/ihr606vtm8wmxnfws4mpffz10vydodf3/profilaktika1.jpg

Заря