В нынешнем 2015 году Ивану Стефановичу Козьмину 9 мая исполнилось бы 85 лет. Из жизни же он ушел 75-летним. Ушел, но не забыт в благодарном ему районе, которому посвятил лучшие годы своей короткой, но пламенной жизни.
«Сущность человека лучше всего, благороднее и совершеннее выражается через его труд и творчество»,- говорил в свое время известный советский писатель А.А. Фадеев. Сказано очень верно и точно, потому и сохранило свое значение до наших дней. Потому и взят мною за путеводное в воспоминаниях о И.С. Козьмине.
Работал И.С.Козьмин в Мясниковском районе в 1965 -1976 годах — двенадцать с половиной лет, а минуло с того времени уже тридцать девять лет. Но мне, его сотоварищу по работе, кажется, что это отдаление сегодня еще больше сближает всех нас в воспоминаниях о нем и его сущности через его творческий труд на посту первого секретаря районного комитета партии. Уверен: в районе он не забыт. По- доброму отзываются о нем и те, кто с ним непосредственно работал, и те, кто видел его. Встречался в повседневных заботах о благе района и его тружениках.
В Мясниковском районе Иван Стефанович Козьмин был направлен Ростовским областным комитетом КПСС в год исправления вопиюще ошибочного решения областных властей о ликвидации Мясниковского района и присоединения его территории к Неклиновскому району, а теперь восстанавливался как территориально, так и административно в своих прежних границах, с прежним именем А.Ф. Мясникяна.
Представлен был Иван Стефанович, как уже проверенный в деле, грамотный, опытный, весьма способный и перспективный руководитель. Работу свою «сельхозника» начал в Багаевском районе с низовых сельхозподразделений, продолжил в Багаевском райкоме партии, а оттуда был выдвинут на работу в сельхозотдел Ростовского обкома партии. Теперь же, в 1965-м году, Ивану Стефановичу доверялось руководство Мясниковской районной парторганизацией в качестве первого секретаря райкома партии.
Что и говорить, кандидатура для района достойная и принята вполне доброжелательно. Но к этому биографическому сопровождению, по- моему, следует добавить, что Иван Стефанович еще и внешне выглядел более, чем убедительно: молодой, высокий, крепкого сложения, с какой-то подкупающей аурой, в которой отчетливо виделась боевая морфлотская стать и выправка. Позднее это ощущение подтвердилось — Иван Стефанович действительно служил в Черноморском военно-морском флоте.

К моменту вступления Ивана Стефановича Козьмина в должность ему уже исполнилось 35 лет — пора полной возрастной и трудовой зрелости. К этому времени он уже имел высшее сельскохозяйственное образование и завидный опыт практической работы в сельском хозяйстве. Более того, он уже хорошо знал объем работы первого секретаря райкома партии, знал, что это повседневный напряженный труд, творческий труд, от экономических результатов которого зависит жизнь и благополучие людей. Усвоил Иван Стефанович и то, что «один в поле не воин», что успех его личной работы напрямую зависит от слаженности, грамотности работы всего корпуса руководителей всех звеньев многоотраслевого производства и Советов депутатов трудящихся. Поэтому, вступив в должность, И.С.Козьмин прежде всего обратил свое внимание кадрам руководителей, выросших, воспитанных и теперь работающих в районе.
Район в это время начал выполнения масштабных и глубоких преобразований в сельском хозяйстве, местной промышленности, бытового обслуживания, народного образования и медицины. С них и начал свою активную работу Иван Стефанович, опираясь на широкий актив руководителей и трудящихся, которые в районе тогда работали уже на ведущих участках производства и управления, такие, как Г.О. Хоянян, М.К. Джинибалаян, Л.Х.Хейгетян, Р.А.Дзреян, Х.Х.Оланян, Д, Е.Торпуджиян, А.В. Варткинаян, А.Н. Гайбарян, Х.М.Хатламаджиян, А.М. Кирако- сян, С.А.Додохян, В.Н.Николаевский, Э. К. Саакян, к сожалению, перечислить всех достойных просто невозможно. А Иван Стефанович дошел до каждого из них. Постепенно, без торопливости, по-деловому, встретился на рабочих местах и вынес из этих встреч, что эти руководители, преданные своему району и работают на его благо в рамках своих обязанностей, профеессионально, не жалея сил.

Саакян, Олег Козьмин, М.Л. Даглдян.1976 г. Фото А. Дзреяна
Не торопясь, посетил все колхозы и совхозы, предприятия, где повстречалсяс трудовыми коллективами, выслушал и ответил на вопросы работников, ознакомил с ближайшими планами и задачами района.
Бывая в селах, Иван Стефанович посещал также сельсоветы, школы, медпункты. Каждый выезд, посещение, встреча планировались заблаговременно, имели целевую направленность; по результатам этих посещений он делал заметки для себя и ставил вопросы на контроль. И он этого не скрывал, а, наоборот, доводил до непосредственных исполнителей.
Обмениваясь мнениями о методах контроля Ивана Стефановича за выполнение хозяйственных планов решений, постановлений и собственных поручений, руководящие товарищи, рядовые относили все за счет памяти Ивана Стефановича.
Да, память у него была отменной и завидной. Но никто не подозревал даже, что памяти Ивана Стефановича помогал обыкновенный карманный блокнотик, в котором Иван Стефанович фиксировал каждое свое поручение, бахвальства, неудачные обещания, рассчитанные «авось» и т.п.
В практике своей работы, в том числе контроля, Иван Стефанович никогда не стремился к наказаниям: объявлению выговоров, снятию с работы и тем более, к отдаче под суд. Самой эффективной мерой влияния он считал совесть человеческую и умение ее разбудить. Разбуженная совесть лучше, чем наказание или угроза. Поэтому в своей работе, Иван Стефанович старался никогда не быть грозным, тем более угрожающим, а наоборот — предельно вежливым, доступным для каждого, кто нуждался в его помощи, все обращения ставились на контроль.
Не менее поучительной у Ивана Стефановича была его практика по подбору кадров, изучению, проверке, выдвижению. Тонкость, деликатность этой работы можно проследить на многих фактах. Расскажу об одном — более близком мне.
Во второй половине декабря 1965 года ( а может чуть раньше) Иван Стефанович посетил хутор Веселый и расположенный в нем совхоз «Пролетарская диктатура», а когда закончил работу с директором совхоза Прусаковым Степаном Степановичем, кстати человеком и руководителем тоже весьма и весьма неординарным, неожиданно посетил Веселовскую школу, директором которой в то время был автор этих воспоминаний.
Внимательно осмотрев все классы, Иван Стефанович, улыбаясь, обратил внимание на две новые классные комнаты и, глядя на меня, сказал: « А Степан Степанович был прав, говоря, что на достройке школы вы «к пуговицам пришили пальто». Я ответил, что директор совхоза был прав, так как пристройкой увеличили учебную школьную площадь настолько, что школа теперь занимается в одну смену. Не скрою, отзыв Ивана Г Стефановича для меня был приятной оценкой.
Побеседовал Иван Стефанович и с учителями, а прощаясь вежливо поблагодарил за большую, хорошую работу, пожелал не останавливаться на достигнутом, а мне лично пожал руку и сказал: «Будете в райцентре заходите в райком партии» и уехал, оставив очень приятные впечатления и у меня, и у педколлектива.
В последних числах декабря из райкома партии мне сообщили, что меня вызывают в обком партии, орготдел, 2-го января уже 1966 года к 10 часам и просили не опаздывать.
После беседы в орготделе, меня пригласили к секретарю обкома Фоменко Михаилу Кузьмичу. Посмотрев мои автобиографические и послужные документы, короткое сообщение зав. орготделом, Михаил Кузьмич объявил мне: «Бюро обкома партии по рекомендации орготдела и Козьмина Ивана Стефановича приняли решение рекомендовать Лавроненко Константина Семеновича секретарем мясниковского райкома партии. Пожелаем ему успехов».
Теперь мне стало ясно с какой целью Иван Стефанович побывал в совхозе «Пролетарская диктатура» и беседовал с его директором, затем побывал в школе и был необыкновенно внимателен, вежлив и доброжелателен.
Доверяй, но проверяй; требуй, контролируй, но не оскорбляй, а помогай, поддерживай. Таким было его кредо в работе вообще, а с кадрами — особенно. Ему чуждо было панибратство и незаслуженное снисходительство; работаешь в коллективе — работай рука об руку, в деловом сообществе , без ссылок на трудности. На таких принципах и правилах неизменно работал и аппарат райкома партии, Иван Стефанович, как руководитель аппарата, был предельно доступен и внимателен к его работникам, а главное — примером высокой культуры всегда и во всем , на рабочем месте, в общении с посетителями. Не подражать ему было невозможно, не по требованию, а внутренней необходимости.
Иван Стефанович вообще по природе своей был человек веселый, наполнен молодостью. Он был молод, общаясь с молодежью, с районным комитетом ВЛКСМ, с комсомольцами первичных организаций. Их нужды, заботы он знал и помогал укреплять свое влияние среди всей молодежи, вести молодежь за собой. В этом плане Иван Стефанович постоянно вникал в работу спортивных обществ, организаций ДОСААФ, поддерживал их полезные дела для воспитания молодежи. Вопросы улучшения райкома ВЛКСМ, первичных организаций рассматривались на заседаниях
бюро райкома КПСС.
Выступая перед молодежью на комсомольских конференциях, на иных мероприятиях И.С. Козьмин не допускал назидательности. Вообще он считал, что молодые горячие сердца, пытливый ум, равноправное участие старших в делах молодежных было живительным бальзамом для ума и сердца молодого труженика.

Как в старом, так и в новом здании райкома партии, построенном по его инициативе и его заботами, всегда поддерживалась идеальная чистота, грязь и неряшливость не допускались, в здании запрещалось курить. Были и скептики, но не долго — убедились, что нововведения полезны и надолго, а женщинам не нужно было теперь закрывать свои носики платочками, задыхались ведь от табачного дыма. Не разрешались и частые увеселительные вечера, как было раньше, теперь проводились вечера отдыха, посвященные государственным праздникам. Душой их был Иван Стефанович, веселясь со всеми, он и сам хорошо пел, танцевал, особенно матросский танец «Яблочко» и «Чечетку». Его жизнерадостность не просто веселила, она сплачивала коллектив, повышала его работоспособность, активность.
Заслуживает внимания взаимное, я бы сказал, содружество Ивана Стефановича, как руководителя райкома партии, с исполкомом райсовета депутатов трудящихся, с председателем райисполкома Г.О. Хояняном, в делах, касающихся работы Советов депутатов трудящихся. Это содружество удваивало усилия по выполнению хозяйственно-политических задач.
Поддерживал и поощрял Иван Стефанович заместителя председателя Оланяна Хачика Хачиковича, который имел высшее финансовоэкономическое образование, был умелым организатором, ему доверялись самые сложные поручения, и он их выполнял с большой пользой для работы. Иван Стефанович ценил его грамотность и смелость, как и других специалистов. Иван Стефанович всегда ценил и поощрял смелых, активных, грамотных специалистов и руководителей, старался быть для них доступным, и они отвечали ему взаимностью.
Вместе с тем, доступность Ивана Стефановича, близость не мешала ему быть требовательным, использовать данные ему права воздействия на тех, кто не заслуживал ни удовлетворения, ни похвалы, и не делал из этого тайны. Все его действия как руководителя были гласными, предельно ясными, служили интересам народа, за что и ценили его все, кто его знал. Ценили и поддерживали во всех его требованиях.
В результате район уверенно набирал темпы хозяйственного развития, росла и совершенствовалась материально-техническая база в колхозах и совхозах, в промышленности, росли урожаи, продуктивность животноводства, доходы, прибыли колхозов и совхозов, промышленных предприятий, преодолевалась мешавшая финансовая задолженность колхозов и совхозов, повышалась заработная плата работников сельского хозяйства, а также других хозяйственных предприятий; ожило в райцентре и селах благоустройство, дорожное строительство.
За достижение производственных показателей, успешное выполнение народнохозяйственных планов район не раз награждался Красным знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, РСФСР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, а также Ростовского обкома КПСС и Облисполкома; заносился на областную Доску почета. Многие руководители, колхозники, рабочие и служащие, работники других профессий награждались орденами Ленина, Красного Знамени, “Знак Почета», медалью «За доблестный труд». Заслуженно, по достоинству наградило правительство страны и Ивана Стефановича. Но венцом высоких правительственных наград и похвал было избрание Ивана Стефановича делегатом 25 съезда КПСС.
Ехал он на съезд в составе Ростовской областной партийной делегации в приподнятом, радостном настроении, а возвратился таким вдохновленным, что готов был работать еще больше, лучше, результативнее, чтобы вывести район на новые высоты достижений. Вдохновения Ивана Стефановича не увидеть было невозможно. Казалось, в нем жил и всех призывал какой-то внутренний магнетизм, призывал добиваться новых, еще лучших успехов и достижений.
Магнетизм его незаурядной личности служил камертоном, настраивавший всех на трудовой подвиг. В нем все было гармонично, все работало в унисон. Доброта и справедливость, твердость с требовательностью были словно родные сестры. В И.С. Козьмине после съезда возросла целеустремленность, непримиримость к равнодушию, нетерпимость к недисциплинированности. Он был полон новых планов, новых успехов и гордости за район.
Но, не суждено было сбыться его послесъездовским планам и намерениям. Свою плодотворную работу в районе пришлось прекратить, передать в руки других. Областной комитет КПСС поднимал его на областной уровень управления, назначив его начальником производственного управления сельского хозяйства облисполкома.
С непониманием и нежеланием встретили это решение в Мясниковском районе.
Жалко было оставлять район и Ивану Стефановичу, попробовал возразить, — ответили: «Партийные решения надо выполнять!» Дисциплинированный Иван Стефанович уверенно приступил к выполнению решения Облисполкома и обкома КПСС. В работе и в руководстве областного сельхозуправления надо было многое изменять, улучшать, чтобы на новый уровень поднять сельскохозяйственное производство области. К сожалении, осуществить намеченное ему не удалось.
Банальная автоавария, виновником которой был водитель встречного большегрузного самосвала, вырвала Ивана Стефановича из активной жизнедеятельности. Работу пришлось оставить.
Некогда его могучее сердце остановилось, когда ему было всего 75 лет. Он еще много бы сделал для семьи и страны, которым он служил преданно и самозабвенно.
Но живут в Мясниковском районе и по сей день его дело, труд и память как наиболее успешном руководителе, незаурядном человеке, организаторе и товарище.
Живет и успешно трудится его сын, Олег Иванович, преуспевающий врач — руководитель, продолжатель дела отца на другом, правда, поприще, но не менее важном и ответственном. Будь таким же, Олег Иванович, целеустремленным руководителем, каким был твой отец — Иван Стефанович Козьмин.

К.С. Лавроненко, соратник, почитатель, товарищ и друг г. Ростов-на-Дону июль 2015 г.
Источник: Районка №14(30) июль, №15(31) август, №16(32) август, №19(35) октябрь 2015 г.








