Профессия режиссера народного театра охватывает широчайший спектр деятельности. Этот специалист создает концепцию будущего представления, работает с актерской командой, обучая различным техникам игры, эмоциональной выразительности. Он решает массу нетворческих задач. К примеру, от руководителя труппы в немалой степени зависит состояние материально-технической базы театра, то, в каких условиях проходят репетиции и выступления, есть ли все необходимое для постановочного процесса, на каком транспорте артисты отправятся в соседнее село, чтобы выступить со спектаклем, где раздобыть средства на костюмы и декорации. А еще трудно представить без его участия организацию массовых праздников, всевозможных конкурсов и фестивалей, школьную театральную самодеятельность, музейные, библиотечные мероприятия…
Одним словом, человек, который выбрал профессию режиссера, должен отдавать ей всего себя. Можно ли работать с такой самоотдачей на протяжении долгих шестидесяти лет? Невероятно, но да! И пример нашего земляка Хачатура Давидовича Хатламаджияна это подтверждает. Именно столько лет он возглавляет любимый народом театр.
Мальчишкой, Хачатур собирал соседских ребят, и они давали уличные представления. Играл в драмкружках колхоза имени Шаумяна и районного Дома культуры. Окончив годичные педагогические курсы, молодой человек начал работать в Большесальской средней школе, организовал там театральный кружок, ставил спектакли. В 1965 году он занял должность инструктора районного Дома культуры, ему поручили вести драмкружок и агитбригаду. Естественно, понадобились дополнительные знания, и Хачатур выучился на курсах руководителей самодеятельных театральных коллективов при областном Доме народного творчества.
В 1968 году театральному коллективу РДК присвоили звание ’’народный” со штатом режиссера и художника. Работа заметно активизировалась. Первые же спектакли X. Д. Хатламаджияна ’’Истина”, ’’Женщина с погонами”, ’’Сплошные неприятности”, ’’Колокол свободы”, ’’Магда” отличались выразительностью и образностью, воспринимались зрителями с особой теплотой.
Чтобы овладеть всеми секретами профессии, Хачатур Давидович поступил в Московское театральное училище имени Б. Щукина, на режиссерское отделение. Это был очень сложный, но вместе с тем интереснейший период его жизни. Режиссер по кирпичику выстраивал деятельность народного театра. Умело взаимодействовал с актерами ’’старой школы”, людьми, которые намного превосходили его по возрасту, но должны были выполнять все, что он требует. И постоянно искал и находил новых, молодых артистов, ведь без притока свежих сил у труппы нет будущего. Спектаклей стало выпускаться больше, и на армянском, и на русском языке. Так, в 1970 году состоялось пять премьер, в 1971 — четыре.
Помимо работы с взрослым коллективом режиссер создал детскую театральную студию, которая в 1978 году получила звание ’’народный Театр юного зрителя”.
Хачатур Давидович тесно сотрудничал с ростовскими театральными учреждениями и организациями, работал с драматургами, артистами, поэтами. Серьезные творческие устремления X. Д. Хатламаджияна отмечались театральной общественностью Москвы. По рекомендации кабинета народных театров Всероссийского Театрального Общества и центрального Дома народного творчества, он становился постоянным участником творческих лабораторий в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Ростове-на-Дону. На базе или при участии Мясниковского народного театра регулярно проводились областные режиссерские лаборатории, курсы повышения квалификации. Многие работы нашего земляка бурно обсуждались в профессиональной среде.
Чтобы театр развивался, в первую очередь его руководитель должен шагать в ногу со временем. Хачатур Давидович всегда это понимал и потому постоянно повышал свою квалификацию, пополнял профессиональный багаж. Обучая самодеятельных актеров тонкостям лицедейства, он на глазах перевоплощался и выступал в роли педагога, психолога, критика, терпеливого наставника, доброго друга. Выпускник знаменитой ’’Щуки”, режиссер смело внедрял в практику учение вахтанговской школы. И мы можем вспомнить десятки созданных им замечательных спектаклей, признанных прессой, получивших высокую художественную оценку: ’’Антигона”, ’’Женитьба”, ’’Плутни Скапена”, ’’Дядя Багдасар”, ’’Драматическая песня”, ’’Про Федота-стрельца…”, ”Кач Назар” и другие.
Хачатур Давидович имеет свой сценический почерк, его работы отличаются простотой, и вместе с тем, глубиной и мудростью. Начиная с далекого 1970 года прошлого столетия, народный театр является постоянным участником областных смотров и фестивалей. Лауреатами, дипломантами стали постановки ’’Женщина с погонами”, ’’Драматическая песня”, ’’Дядя Багдасар”, ’’Плутни Скапена”, ’’Живой покойник”, ’’Две матери”. Большой резонанс вызвал спектакль ’’Бессмертие” о подвиге батареи Сергея Оганяна, эта работа завоевала звания лауреата регионального смотра и дипломанта Всероссийского смотра в Новороссийске. Был признан лучшим на театральном форуме Юга России спектакль ’’Оставайтесь солнцем!”.
Еще две работы стали лауреатами всероссийских фестивалей — ’’Невеста из Имеретии” и ’’Цыганское колечко”.
Пожалуй, нет в нашем районе человека, который бы не знал руководителя народного театра. Люди искренне уважают и ценят его. Но имя мастера известно и жителям других районов и городов донского края, где выступала созданная им труппа, где оставила свой яркий след. Хачатур Давидович бережно хранит и развивает традиции старейшего на Дону театрального коллектива, который за 114 лет непрерывной деятельности накопил богатейшую историю. Его любят и поддерживают как в районе, так и в области. Заслуга режиссера в том, что состав театра стабилен, в его труппе 34 актера, многие из них — представители современной молодежи. Как опытный педагог и организатор, Хачатур Давидович умеет подобрать ключик к каждому из участников, выявить способности и направить в нужное русло.
Заметная грань творчества X. Д. Хатламаджияна — драматургия. Им написаны и поставлены семь оригинальных пьес и инсценировок. Ряд из них — ’’Вред обычая”, ’’Назлы Назик”, ’’Мыана”, ’’Трезвый Саркис”, ”Чаху” — исполняются на местном армянском диалекте.
Без преувеличения Хачатура Давидовича можно назвать хранителем народной художественной культуры, он развивает национальные традиции донских армян в тесном переплетении с культурой русского и других народов, населяющих донскую землю.
Репертуар Мясниковского народного театра оригинальный и разнообразный. Хачатур Давидович с равным успехом ставит спектакли как на русском, так и на армянском языках, использует разножанровую драматургию — от трагедии до водевиля. И работы опытного профессионала всегда звучат современно.
Столетие Мясниковского народного театра в 2011 году было отмечено целым циклом спектаклей, гастролями по области и району. В Чалтыре, в зале ДШИ при аншлаге прошло представление, посвященное юбилейной дате.
В 2024 году труппа возобновила свои знаменитые постановки ’’Оставайтесь солнцем!” и ’’Назлы Назик”, показы которых успешно проходят в Чалтыре.
Деятельность народного театра и его руководителя освещается в районной и областной прессе. После каждого спектакля зрители оставляют восторженные отклики и пожелания в книге отзывов театра.
Многолетний плодотворный труд, максимальная самоотдача главного режиссера народного театра Мясниковского РДК X. Д. Хатламаджияна оценены по достоинству. Он награжден медалью ”3а трудовую доблесть”, знаками Министерства культуры РСФСР и России ”3а достижения в самодеятельном художественном творчестве”, ”3а достижения в культуре”, Благодарственными письмами главы Администрации Мясниковского района. Ему присвоено почетное звание ’’Заслуженный работник культуры Российской Федерации”. На протяжении многих лет режиссер является членом Союза театральных деятелей Российской Федерации.
Уважаемый Хачатур Давидович! Театр стал всей Вашей жизнью, и это делает Ваш путь уникальным и особенным. От всей души мы поздравляем Вас с 80-летием и 60-летием творческой деятельности! Желаем крепкого здоровья, профессионального долголетия, семейного благополучия, новых, ярких работ!
Администрация Мясниковского района










