Утильсбор с 1 ноября не введут: ФТС не понимает расчетов Минпромторга и они сильно сложные
1 ноября 2025 года в России не состоится резкое повышение утилизационного сбора на автомобили. Об этом сообщают источники в профильных ведомствах и участники автомобильного рынка. Решение отложить вступление новых ставок принято на фоне острой критики со стороны Федеральной таможенной службы (ФТС) и массовых обращений граждан, оказавшихся на грани финансовой катастрофы.
ФТС признала: «Не понимаем расчёты Минпромторга»
На прошлой неделе заместитель руководителя ФТС Владимир Ивин выступил в Совете Федерации с резкой критикой системы администрирования утильсбора. По его словам, ведомство не может корректно применять новые правила, поскольку:
- Отсутствует единый нормативный акт, регулирующий расчёт сбора;
- Для разных типов транспортных средств (особенно гибридов и электромобилей) используются разные методики определения мощности;
- На практике это приводит к произвольным доначислениям и противоречивым решениям на разных таможнях.
«Мы предложили Минпромторгу свести все правила в один документ, чтобы устранить разночтения», — заявил Ивин. Однако до сих пор такой документ так и не появился.
Тысячи автовладельцев — на грани потери денег
Особую тревогу вызвала судьба российских граждан, заказавших автомобили за рубежом в августе–сентябре. Они оплатили машины по старым ставкам утильсбора, рассчитывая получить их до 1 ноября. Однако из-за логистических задержек — огромных очередей на границе, праздников и погодных условий — многие авто придут в РФ уже после этой даты.
По оценкам Национального автомобильного союза, такие покупатели могут быть вынуждены доплатить от 500 тысяч до 3 миллионов рублей — просто за то, что их машина пересечёт границу на несколько дней позже. При этом отказаться от автомобиля невозможно: деньги уже уплачены, контракт исполнен.
«Это не просто несправедливо — это финансовая ловушка», — комментирует Елена Лисовская, эксперт по параллельному импорту и автор проекта «Лиса рулит».
Решение найдено: перенос на неопределённый срок
В ответ на растущее давление со стороны бизнеса, общественности и даже собственных коллег по правительству, Минпромторг принял решение отложить введение новых ставок утильсбора.
По неподтверждённым, но достоверным данным, официальный документ о переносе уже готовится. Скорее всего, новые правила вступят в силу не ранее 1 января 2026 года — этого требуют и эксперты, и профильные ассоциации.
Такой шаг даст время:
- Минпромторгу — привести методику расчёта в порядок и издать единый регламент;
- ФТС — настроить единые алгоритмы администрирования по всей стране;
- Гражданам и дилерам — завершить текущие поставки без риска внезапного удорожания.
Что это значит для автовладельцев?
Если вы:
- Уже оплатили автомобиль за рубежом;
- Ожидаете его в октябре–ноябре;
- Рассчитывали на старые ставки утильсбора
то, скорее всего, вам не придётся доплачивать. Машины, прибывающие в РФ в ближайшие недели, будут оформлены по действующим на сегодняшний день нормам.
История с утильсбором стала ярким примером того, как поспешное регулирование без учёта реалий может поставить под удар тысячи обычных людей. К счастью, в этот раз власти услышали сигналы бедствия — и сделали шаг назад.
Теперь главное — не просто отложить, а пересмотреть саму логику расчёта сбора, понизить ставку и сделать ее человеческой, сделать её прозрачной, предсказуемой и единообразной. Потому что в следующий раз «отложить» может уже не получиться. Сейчас выходит чтобы «Утилизовать» авто стоит дороже чем его произвести. Например утиль на Toyota Camry будет 3 000 000, за эти деньги если бы вы жили в Китае или другой стране вы бы смогли ее купить в самой максимальной комплектации, а у нас вы только утиль сможете заплатить, звучит как бред, но Минпромторгу все равно.






