Учителя Чалтырских церковно-приходских школ

К учителям церковно-приходских школ предъявлялись требования как профессионального, так и морального плана. Они должны были не только хорошо знать свой предмет, но и быть скромными, непритязательными, а главное, воспитанными на строгих религиозных началах, то есть быть людьми твердых убеждений, которые бы любили церковь, чтили ее пастырей, соблюдали устав. Кроме того, они должны были довольствоваться скромными условиями жизни, любить сельскую жизнь и трудиться не за страх, а за совесть. Ведь учитель, порой помимо своей воли и желания, служил для детей образцом, примером, можно сказать, верхом совершенства. Педагогов рекомендовалось готовить из среды самого народа, отбирая людей, склонных к учительству.

#История
Сидят: Хрхрян Ардаш, Барашян Арутюн,  , …, Поркшеян Бедрос, Берекчиян Амбарцум; стоят: Люледжиян Мкртич, Согомонян Кеворк, Гайбарян Кара­пет,…,…, Бугаян Оган     Фото 1913 г. Из семейного архива Гайбарянов

С 1880-х по 1937 год был в Чалтыре священником Хачатур Тер-Багдасарян. Жил он на углу нынешней 6-й линии и улицы Мясникяна (теперь там магазин, рядом с «Семейным ужином»).
Был у него красивый сад (вместо него сейчас находится центральный парк Чал-
тыря). Сам священник, очень уважаемый человек в селе, собственноручно вырыл колодец (напротив современного кафе «Ануш»).

В 1905 году у них в семье произошла трагедия, погиб сын священника — Мелкон. Вот как об этом рассказывает Х. Поркшеян в своей книге “Армянская этнография и фольклор» (изд. АН Армянской ССР, Ереван, 1971 год): «… в конце августа, ученик седьмого класса Лазаревской гимназии поехал в воскресенье из родного села Чалтырь в поле на бахчу. Когда приехал, спрыгнул с арбы, а из кармана брюк выпало оружие, которое неожиданно выстрелило. Пока его привезли домой и из города приехал врач, юноша умер. Этот несчастный случай потряс всю городскую молодежь Нор Нахичевана. На похороны приехали многие. Были известные люди. На могиле выступили друзья Мелкона, с которыми он учился — А. Мясникян, X. Поркшеян и другие. А односельчане сочинили песню, посвященную ему.


Свободу полюбил я очень,
За свободу стал бороться я.
Оружие и доспехи полюбил я очень,
Оружие и доспехи приобрел я.
Оружием этим хотел турка побить,
Свободу моему народу добыть.
Но не осуществилась мечта моя,
От этого оружия погиб сам я.
Болезнью прикован не был к постели
И не знал, что скоро умру.
Пути в Москву закрылись для меня,
Книги мои остались в шкафу.
Отец и мать, сестра и брат,
Стал жертвою я огня.
По молодости неосторожен был я,
Образование и знания, молодую жизнь
Унес с собою в могилу я.
Прощайте, отец и мать,
Прощайте, брат и сестра,
Прощайте, соседи все,
Прощайте, друзья,
Прощай, любимая, яр моя.
Не забывай меня.
(перевод К. Смоляниченко)

Мелкон Тер-Багдасарян

Мне посчастливилось встретиться с дочерью Тер-Багдасаряна — Астхик, Ей было тогда 98 лет, но она все очень хорошо помнила. Когда в семье случилась эта трагедия, малышке еще не было и года, мать с ней осталась дома, а остальные поехали на бахчу в поле. Уже в пути старшая сестра Агавни вдруг увидела зайца и закричала брату, чтобы тот выстрелил, но пистолет дал осечку. А когда собирали бахчу, оружие неожиданно выстрелило, и юноша погиб.

Позже у них в семье родился еще один мальчик, которого назвали Мелконом в честь погибшего брата, но и он умер совсем маленьким. Осталось четверо детей: сын и три дочери.

Муж самой Астхик, Саак Амбарцумович Булгурян, был известным в Ростове прокурором, а сын Валерий работал инженером-строителем в Венгрии и там погиб.

Еще долго рассказывала Астхик Хачатуровна о себе, о своих учителях, о том, что после революции жили они во дворе чалтырской церкви, в деревянном доме. Она вышла замуж и уехала в Ростов, а отца арестовали, и в 1938 году он умер в тюрьме. Но особенно часто в разговоре она упоминала сад, беседку, колодец, видимо, запали они ей в душу.

А два года назад я познакомилась с внучкой старшей дочери Тер-Хачатура. Она поделилась очень интересными фотографиями и автобиографическими данными самой Агавни, которая была замужем за Айком Бардахчияном, учителем церковно-приходской школы.

Бардахчияны Айк и Агавни с сыном

Кеворк Дзарукович Согомонян, брат Айка Дзаруковича, знатока истории родного края , собирателя фольклора, родился в 1895 году. Кеворк учился в Эчмиадзине вместе с Анастасом Микояном, сидел с ним за одной партой.

Согомонян Кеворк

После возвращения в Чалтырь работал в церковно-приходской школе, затем был директором армянской школы в Ростове. Знал несколько языков.

Вместе с Кеворком в Эчмиадзине учился и Алексан Арутюнович Хатламаджиян. Родился он 31 декабря 1897 года в Чалтыре в бедной семье, где было семеро детей. Только одному из них, Алексану, родители смогли дать образование. Окончив начальную школу в родном селе, он поехал в Армению и поступил в Эчмиадзинскую гимназию. В стенах этого учебного заведения он и познакомился с Анастасом Микоянам. Эта связь поддерживалась долгие годы, сохранилась их переписка.

Хатламаджиян Алексан

Алексан Арутюнович, как и все ученики Эчмиадзинской гимназии, был очень образованным человеком, знал несколько языков. После окончания учёбы вернулся домой, работал в церковно-приходской школе, позднее в школе №11. Эпидемия тифа унесла жизнь брата Алексана, а сам он остался инвалидом, пришлось перейти на работу в колхоз учетчиком. Умер 14 января 1985 года. Его внучка — Татьяна Григорьевна Хатламаджиян — работала тоже учительницей в школе, отличник народного просвещения, пользовалась большим авторитетом у коллег и учеников.

Фотография учеников Эчмиадзина: во втором ряду слева стоят Кеворк и позади него Микоян; справа первый Хатламаджиян Арутюн. Из архива Сарабашяна А.

Абраам Богосович Нагабедян родился в 1888 году, окончил Чалтырскую церковно- приходскую школу в 1902 году и семинарию при Сурб-Хаче. Работал в церковно-приходской школе в Чалтыре. Позднее был директором школы первой ступени села Крым. В 1937-м окончил факультет языка и литературы Ереванского пединститута. В том же году был арестован и постановлением тройки НКВД от 10 ноября 1938 года был сослан в город Соликамск, где в возрасте 54 лет и умер. В 1957 году посмертно реабилитирован. Женат был на Шушаник Ованесовне. Сын его — Лусеген — работал в «Сельхозтехнике» был передовиком производства. Внучка Абраама Ирина бережно хранит все фотографии дедушки, документы, которые предоставила и мне, за что я ей очень благодарна.

Справа Нагабедян Абраам — семинарист. В центре учитель Нагабедян А. Фото 1925 г.

Мартын Павлович Атоян родился в селе Чалтырь. Преподавал в Чалтырской церковно-приходской школе. Получив позднее и медицинское образование, долгие годы проработал в районе земским врачом.

Атоян Мартын

Карапет Кеворкович Гайбарян родился 15 августа 1893 г. в многодетной семье. Их было пять братьев. Карапет окончил духовную семинарию, работал в Чалтырской церковно-приходской школе. В 1915 году его мобилизовали на Первую мировую войну. Был ранен, лежал в госпитале. После учился в Ростовском мединституте. Во время Великой Отечественной был военврачом 2 ранга, служил в госпитале. Пропал без вести в войну.



Гайбарян Карапет  

Еремя Акопович Дзреян (1871 — 1922 г.г.) был в Чалтырской церковно-приходской школе учителем русского языка и чистописания. Наверно, нужно объяснить, что в обязанности учителя чистописания входило формирование графи­чески правильного, чёткого и достаточно скорого письма у учащихся, воспроизведение форм букв, отработка правильного наклона на всей странице, рациональное соединение букв в словах, соблю­дение одинаковой высоты букв на всей строке, пропорции строчных и заглавных букв, обучение безотрывному письму, соблюдение правильной посадки, положения ручки в руке, размещение те­тради на плоскости стола. У самого Дзреяна был исключительно красивый почерк.

Он рано ушел из жизни. Сын Е. А Дзреяна — Дикран — был очень хорошим печником, рестав­рировал изразцовую печь в Ростовском краевед­ческом музее.

Дзреян Еремя

Мкрдич Георгиевич Люледжиян (23.09.1893 — 02. 03.1975), педагог, этнограф, фольклорист и музыкант. Окончив местную школу и Нор Нахичеванскую духовную семинарию, Мкртич стал учителем в родном селе Чалтырь. Являлся одним из организаторов и участников самодеятельного театрального коллектива. М. Г. Люледжиян собрал и пере­ложил на ноты более 120 ста­ринных мест­ных мелодий, песен и танцев, которые быто­вали и сохрани­лись до наших дней в народ­ном творчестве. Результаты его трудов вошли в сборник «Ар­мянские песни и мелодии Нового Нахичевана и близлежащих армянских селений».

Люледжиян М. (во втором ряду в центре) с учениками

Капрел Вартересович Псрдиян родился в 1869 году в Чалтыре, был рослым здоровым и грамотным парнем. Писал письма от имени своих односельчан, делал планировки до­мов. В 1890 году был призван в царскую армию, служил в Кутаиси. После службы остался там и работал приказчиком в магазине, накопил деньги и хотел открыть свой магазин, но родители уго­ворили вернуться на родину. Ему тогда было уже лет 30. Вернувшись в Чалтырь, он женился на Марьям, которая была вдовой. Начал работать в школе учителем, имел очень хорошую библиоте­ку, много читал. Построил свой дом, который по­сле революции по совету своих близких продал. До войны там располагалась радиостанция, после войны школа №19, с 1946 года — детдом. Капрел купил дом на улице Дабахяна, номер 9.

Псрдиян Капрел

Арутюн Саакович Барашян родился в Чалтыре, здесь рос, окончил семинарию в Сурб -Хаче и как один из лучших учеников, поехал в Москву, поступил в университет на медицинский факуль­тет.

Окончание учебы пришлось на 1918 год. Труд­ный военный восемнадцатый, полный глобальных проблем и свершений. Арутюн предлагает руку и сердце уроженке Нахичевани Ольге Матвеев­не Халпахчьян (в Москве фамилию поменяли на Шапошникову), в будущем известному скульпто­ру и художнику. И девушка, не задумываясь, меня­ет шумную Москву на маленький тихий Чалтырь, где, по ее мнению, совершенно необходим был учитель рисования. Здесь состоялась и их свадьба.

На родине мужа у Ольги Матвеевны обнаружился еще один талант — умение общаться с детьми. Она удивительно быстро подружилась со своими маленькими учениками

Барашян Арутюн

В послевоенные годы А. С. Барашян работал заведующим областным отделом здравоохранения.

Тер-Арутюнян А.     Айдинян С.
Танкаян Христофор  

Хочется сказать несколько слов о тех, кто работал в Нахичевани. Так, Степан Кеворкович Чориян в своей работе «Становление и развитие Армянского Об­разования В Нахичевани-на-Дону в конце 18-начале 20 в.» пишет о том, что зако­ноучителем — священником церковно-приходской школы при церкви св. Теодоро­са был Христофор Танкаян, а также, что в 1917 г. зафиксировано еще одно объе­динение армянских учителей Нахичевани-на-Дону — Союз Армянских учителей г. Нахичевани-на-Дону и округа. Председателем Союза являлся А. Тер-Арутюнян, его заместителем — Г. Дабахян, казначеем — М. Чубарян, секретарем — А. Хайхян, членами правления — М. Тикиджиян, Е. Хавранян, С. Айдинян.

Все эти люди, основной задачей которых было духовно-нравственное воспита­ние подрастающего поколения, многое сделали для развития нашего села. Роль их невозможно переоценить.

К. Смоляниченко.

Начало: https://zaryasa.ru/czerkovno-prihodskie-shkoly-chaltyrya/ Церковно-приходские школы Чалтыря

Заря