Воспоминания жителя с. Чалтырь С. А. Гадзияна были опубликованы в № 6 газеты «Районка» за 2017 год, когда он еще был жив. Сероп Аведикович просил ничего не менять в его рассказе, и мы постарались тогда в целом сохранить записи в его варианте, что делаем и сейчас в память о нем.

Историческая справка:
Выпуск 1952 года состоял из 2 классов,
в которых обучались 48 человек.
Первые учителя:
Ермоне Капреловна Баян (школа №11)
Шохагат Багдасаровна Мовсесян (школа №3)
Магдалина Огановна Хурдаян (школа №2)
Классные руководители:
Асватур Георгиевич Харахашян
Евгения Арсентьевна Меликова
Директор
Хунгиянос Дзеронович Айдинян
Серебряной медали была удостоена Шохагат Асватуровна Гайламазова
… 17 марта 2012 года. Юбилейный вечер встречи выпускников Чалтырской средней школы № 1 начинается с приветствия выпускников 1952 года как самых старших из присутствующих.

Прошло 60 лет со дня окончания школы, и нам уже по 77-80 лет. Ведущие рассказывают, сколько человек из этого выпуска стали инженерами, агрономами, экономистами, врачами, педагогами, а четверо — летчиками, и перечисляют: Шварт Мнацаканович Атоян, Агоп Григорьевич Берекчиян, Саркис Мартиросович Экизян. Они стали военными летчиками, летали на сверхзвуковых реактивных истребителях, а Армен Айкович Согомонян — летчик гражданской авиации. Я жду, что ведущие скажут и о пятом пилоте с нашего выпуска, а они переходят к другим классам.


Мне бы встать и вмешаться в разговор, рассказать, какого замечательного человека они пропускают, почему они не знают о существовании еще одного нашего одноклассника, который впоследствии совершил настоящий подвиг?!
Но я не вмешался в разговор, и теперь все время ругаю себя за эту слабость. А ведь был в нашем выпуске еще один летчик гражданской авиации — Ашот Агопович Хаишбашян.
Жил он и учился до 7 класса в х. Красный Крым. Поскольку там школа была неполная средняя, продолжать учебу приехал в Чалтырь и здесь вместе с нами окончил 10 классов. Дальше пути наши разошлись, увиделись мы с ним через 8 лет после окончания школы.
1 мая 1960 года после праздничной демонстрации и митинга в парке, как обычно, начались народные гулянья, и вдруг в людском потоке вижу Ашота. Он не один, с ним была девушка. Как потом выяснилось, его супруга Ашхен, они недавно поженились.

Жили Хаишбашяны в Ростове. Ашот работал летчиком малой авиации, как он объяснил, возил почту и пассажиров на местных авиалиниях. Оба молодые, красивые, на новом сверкающем автомобиле ГАЗ-21 «Волга» (это в 1960 году!). Вот приехали в Чалтырь, чтоб увидеть ребят, с которыми Ашот учился три года. Мы с ним тепло побеседовали, обещали не забывать друг друга.
А следующая наша встреча случилась уже в начале 70-х годов в Ростовском аэропорту. На заводе, где я тогда работал, проводилась большая реконструкция, по сути, строилось новое огромное предприятие — завод с современным оборудованием, которое заказывалось по всей стране, в нескольких республиках. А мне как инженеру приходилось ездить на эти заводы, торопить выполнение наших заказов, а при возможности отгружать оборудование досрочно.
Пройдя регистрацию, я стоял в ожидании посадки в самолет на Москву. В этот момент мимо прошел экипаж очередного лайнера, а среди них — мой друг-одноклассник. Увидев меня, Ашот остановился. Мы перекинулись парой фраз. Он спросил, куда лечу. Я сказал, что в Москву и назвал время вылета. «Так это мой рейс, — обрадовался Ашот, — я тебя найду и мы поговорим еще». Объявили посадку. После того, как самолет набрал высоту, дверь кабины открылась, вышел Ашот, глазами поискал меня, позвал к себе. Я зашел в кабину. Предупрежденный первый пилот, увидев меня, поздоровался и со словами «ну, я пошел» вышел из кабины. Остались мы с Ашотом вдвоем — я на месте первого пилота, а Ашот на своем месте второго пилота.

Летал я много, но в кабине авиалайнера был впервые, конечно, мне было интересно очень. Мы всю дорогу, можно сказать, проговорили. Ашот рассказал о своей переподготовке и переходе в большую авиацию, что пока работает вторым пилотом, но есть впереди перспектива роста.
В московском аэропорту я сделал пересадку, мне предстояло лететь на Урал: Пермь, Свердловск, Челябинск, затем — Оренбург и Орск.
Прошло какое-то время после описанных событий, я уже вернулся из командировки домой и, просматривая областную газету «Молот», обратил внимание на статью о героическом поступке экипажа воздушного лайнера в небе над Ростовом. Стал читать, боже мой, да это про моего друга Ашота! Что же случилось?
В публикации сообщалось, что у авиалайнера, совершавшего рейс из Москвы в Ростов-на-Дону, при заходе на посадку не раскрылись шасси. Командир экипажа Ашот Хаишбашян принял решение пока не садиться, сообщил об этом диспетчеру и стал кружить над Ростовом, чтобы выработать топливо и в крайнем случае посадить машину «на брюхо», т.е. без шасси. Правда, это очень рискованно, может случиться, что угодно, вплоть до разрушения самолета, а на борту около ста пассажиров, их жизнь в реальной опасности. Одновременно командир дает задание экипажу немедленно приступить к ликвидации аварии, в кратчайший срок исправить повреждение, принять меры к раскрытию шасси.
Пассажиры, почувствовав что-то неладное, начали волноваться. Их как могли успокаивали. Связь с диспетчерской поддерживалась постоянно, там собрались специалисты из ремонтной службы аэропорта, они своими советами помогали качественно и быстро производить работы по устранению аварийной ситуации.
Когда топливо все было выработано и на следующий круг его просто не хватило бы, командир принял решение с огромным риском посадить самолет во внештатном режиме — «на брюхо». О критической ситуации он сообщил в диспетчерскую и экипажу, занятому ремонтом. Оперативно к месту посадки были стянуты пожарные и санитарные машины, спасатели. В тревожном ожидании был весь персонал аэропорта.

Но чудеса все-таки случаются на свете. Буквально в последний момент командиру доложили: авария ликвидирована, шасси раскрываются и посадку можно осуществить в штатном режиме. Что и было сделано. Счастливые пассажиры плакали и смеялись, поздравляли друг друга, благодарили экипаж и командира. За смелые и умелые действия во внештатной ситуации, за предотвращение неизбежной катастрофы с возможной гибелью людей и разрушением техники весь экипаж был достойно отмечен, а командир Ашот Агопович Хаишбашян награжден орденом Трудового Красного Знамени.

После ухода на пенсию Ашот Агопович построил добротный дом на своей малой Родине — в х. Красный Крым. Больше я о нем ничего не знаю, связи с ним никакой нет, даже не знаю, жив ли он. Если жив, то ему 84 года, и дай бог ему здоровья и долгих лет жизни. А потерял его из виду потому, что сам я заболел, перенес несколько операций, практически не хожу, из дома вообще не выхожу, но очень надеюсь, что доживу до очередной юбилейной встречи в Чалтырской средней школы № 1 в 2022 году, когда нашему выпуску исполнится 70 лет, а мне будет без малого 87…
С. ГАДЗИЯН
После публикации в «Районке» воспоминаний С. А. Гадзияна мы нашли Ашота Агоповича Хаишбашяна, узнали, что живет он в Ростове, связались по телефону. А потом его внук Ашот Вартересович Хулаян прислал нам на почту краткую биографию своего деда, из которой мы узнали, что Ашот Агопович Хаишбашев (Хаишбашян) родился 19 ноября 1933 года в селе Крым Мясниковского района в обычной крестьянской семье. До 1941 года с отцом, матерью и четырьмя сестрами жил в хуторе Красный Крым. Когда началась война, отец ушел на фронт и в 1943 году погиб в боях под Смоленском.
Лишь после освобождения района от оккупации Ашот смог продолжить учебу в школе, совмещая ее с трудом в колхозе «Путь к коммунизму». В 1952 году окончил Чалтырскую среднюю школу №1 и поступил в летное училище Гражданского воздушного флота, расположенное в городе Красный Кут Саратовской области. После окончания училища в 1954 году начал летать вторым пилотом, а затем и командиром корабля в Ростовском объединенном авиаотряде на самолетах Ан-2, Ил-14, Ан-10, Ан-12. В 1972 году стал командиром корабля Ту-134, а с 1980 года — Ту-154.
В 1972 году А. А. Хаишбашев в составе делегации представителей Аэрофлота побывал во Франции, посетил Париж. В 1978 году ему было присвоено звание «Лучший по профессии».
В 1986 году оставил летную работу по состоянию здоровья. За 33 года налетал более 18000 безаварийных часов. С 1986 по 1996 годы работал диспетчером воздушного движения 1-го класса, потом ушел на заслуженный отдых.
Скончался Ашот Агопович в возрасте 85 лет и похоронен на кладбище родного хутора Красный Крым.
Вот таким оказался пятый пилот из выпуска 1952 года Чалтырской средней школы № 1.
К. Смоляниченко.









