Армянский язык — за и против

Язык — является основой развития и сохранения культуры, национальной идентичности для любого народа. Не изучать родной язык, значит забыть, потерять его. Потеря языка означает ассимиляцию народа, утрату национальной самобытности. Отнять у человека родной язык, значит лишить его национальности. Можем ли мы позволить себе подобное, если наши предки, преодолевая тяжелый путь из Крыма на Дон, считали своим самым ценным грузом Хачкары и церковные книги, то есть, они везли в свой новый дом родной язык, чтобы гордо называть себя армянами и здесь. Поэтому постановка вопроса о ненужности армянского языка не допустима.

Армянский язык нужен, его необходимо изучать, передавать знания подрастающим поколениям. Другой вопрос – что нужно сделать, чтобы вернуть былой интерес к родному языку, преодолеть негативные факторы, из-за которых происходит отрицательная реакция на изучение родного языка? В чем же корни данной проблемы, почему же изучение родного языка вызывает такое отторжение и полное отсутствие интереса к истории и культуре своих предков, а иногда даже сомнение в принадлежности к армянской нации? И нужно ли вообще изучать армянский язык?

Исходя из результатов социологического исследования, а также бесед с учащимися, родителями и учителями, мы выяснили, что большинство учеников и родителей нашей школы отрицательно относятся к изучению армянского языка.

Были выделены основные причины такого негативного настроя: трудность изучения языка; непонятность языка; ненужность языка в будущем; излишняя загруженность в школе; большой объем домашних заданий.

И действительно, с этим не поспоришь. Более того, это проблема не только нашей школы. Все школы нашего района, где изучается армянский язык, испытывают подобные трудности. В нашем селе Чалтырь эта проблема особенно очевидна, так как, есть школы, традиционно изучающие армянский язык (№1, №11), и школы, где армянский язык не изучается ( №2, №3). Очень часто, когда семья выбирает будущую школу для своего ребенка, следует принципу «где нет армянского».

Чтобы найти решение данной проблемы, мы занялись поиском истинных причин сложившейся ситуации. Социологический опрос в нашей школе выявил лишь поверхностные факторы отрицательного отношения современных школьников к родному языку.

Проблема не нова. Изучив научную литературу, мы обратились за помощью к людям, которых несомненно можно назвать специалистами в данном вопросе.

Становится понятно, что методы принуждения в изучении языка не выход, а лишь усугубление ситуации. Из года в год из обиходной речи исчезают армянские слова, они заменяются русскими, а иногда и жаргоном, происходит раскол между поколениями, уроки армянского признаются ненужными. А значит преподавание армянского языка нужно проводить в щадящей форме. Необходимо создать новую программу изучения языка, которая дала бы возможность изучать западно-армянский язык, носителями которого фактически и были наши предки.

Это позволит преодолеть отчуждение и непонимание, спасет наш диалект от вымирания. Безусловно, разработкой такой программы и написанием нового учебника армянского языка должны стать специалисты, которые являются носителями Нор-Нахичеванского диалекта и одновременно в совершенстве владеют тонкостями литературного языка. Таких профессионалов в районе, к сожалению, очень мало. Мы встретились с одним из таких специалистов, выпускником филологического факультета Ереванского Государственного Университета, главным редактором телеканала «Гянк» Гайбаряном Хевондом Асвадуровичем, который давно занимается вопросом изучения родного языка в школах Мясниковского района. Он поддержал нашу идею разработки нового учебника, выразил готовность оказать содействие в написании программы.

Мы связались с армянской общиной в Ростове- на – Дону и пригласили её представителей в нашу школу для участия в круглом столе «Армянский язык – за и против». В заседании круглого стола приняли участие: член армянской общины в Ростове — на –Дону, председатель Донского союза армянской молодежи Бабкен Асатрян. В неформальной обстановке был обсужден ряд вопросов, касающийся проблемы изучения армянского языка, но самый главный вопрос, который интересовал ребят: чем армянская община может помочь донским армянам в деле сохранения и популяризации армянского языка для будущих поколений? И ответ был получен, армянская община готова оказать свое содействие по ряду направлений в вопросе изучения и сохранения армянского языка в Мясниковском районе.  Задача очень важная и многогранная. Её невозможно решить, только сухой буквой закона или внедрением нового учебника. Нужно изменить само отношение к этой проблеме. Нам просто нужно вспомнить кто мы и откуда родом. Что главным богатством нашего многострадального армянского народа, разбросанного судьбой по всему свету были вера, культура и язык. Язык — это то, что роднит армян всей земли.

Россия – наша родина и дом, именно потому, что дала нам право сохранить свой родной язык. Разве мы можем сами отнять у себя право изучать и сохранять наш язык.

А.Г.Хатламаджиян, Учитель истории ЧСШ №1.

Материал взят из газеты «Районка» №7(47), апрель-1, 2016г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©