Девочкой, я болела каждый Новый год. Не ангиной, не гриппом — сказкой. Впервые ее показали по телевидению 1 января 1979 года. Многое выветрилось из моей памяти, но тот вечер я не забуду никогда. Мерцающая огнями ёлка в центре комнаты, на кухне мама готовит ужин, о чем-то тихо переговариваясь с отцом, а я сижу перед телевизором и ничего не воспринимаю, кроме происходящего на экране. Это был фильм “Обыкновенное чудо” по пьесе Евгения Шварца, вошедший впоследствии в золотой фонд нашего кино. Романтическая история для взрослых, открывшая мне удивительный мир режиссера Марка Захарова, имена целого ряда киномастеров, молодых актеров.
Трудно описать вызванные картиной эмоции, они обрушились на меня, как лавина. Когда фильм закончился, я подошла к зеркалу и вгляделась в свое отражение — я была абсолютно уверена, что изменилась внешне. А на самом деле перевернулся мой внутренний мир.
Потом еще долгие годы зимние праздники наступали для меня тогда, когда в наш дом входила эта сказка. А промежуток с 31 декабря и по 13 января становился временем сладкого ожидания — в один из этих дней “Чудо” обязательно показывали по ТВ.
Почему я об этом вспоминаю? Потому что это живет во мне и волнует до сих пор, потому что очень важно, чтобы у человека была своя сказка, свой кусочек чуда, которое его поддерживает, придает сил, как парус ведет по безбрежному морю творчества, служит той исходной точкой, с которой начинается формирование художественного мировоззрения…
Вечер. В мерцании прощальных рождественских огней Чалтырь затихал после зимних праздников. Но для ребят, собравшихся в зале “Раздана”, все только начиналось. Их ожидало грандиозное, феерическое представление — новая сказка Театра песни и танца “Звезда надежды” под руководством Сони Килафян. Воздух в переполненном зале буквально вибрировал от охватившего малышню возбуждения: фигурки ерзали в креслах, нетерпеливо приподнимались с мест, глазки горели — скорей бы начало!
Когда прозвучало название “Тайна потерянного времени”, в первую минуту я подумала: не слишком ли назидательно для Нового года, дети могут заскучать. Но я ошибалась. Ведь это был мюзикл, пожалуй, самый универсальный для сказочной постановки жанр, вобравший в себя музыку, драматургию, хореографию, даже элементы оперы, варьете и рэпа, эксцентрику и бурлеск.
Создатели новогоднего спектакля, что называется, “заморочились” на самой истории, они придумали большое путешествие по разным сказкам, подчеркну, любимым сказкам советской детворы, затейливо переплетая одну сюжетную линию с другой. Тут уж точно не заскучаешь, успевай только следить за происходящим. Тем более, когда историю разыгрывает великолепная актерская команда, владеющая не только умением четко произносить реплики, петь, танцевать, но главное — эмоционально раскрасить спектакль, создать атмосферу волшебства и чудес.
К несомненным достоинствам постановки, помимо режиссуры, можно отнести и прекрасную сценографию, работу художника, костюмера, звукорежиссера (за звуковую концепцию всего представления отвечал Асватур Берекчиян). Нельзя не сказать и об одном из самых трудоемких процессов в визуализации спектакля — это выполненное на высоком профессиональном уровне 3Д моделирование декораций (видеоинженер Ерванд Цхяян). Созданные с помощью компьютера роскошные интерьеры замков, городская площадь с башней, полная тайн лесная чаща, глухие тропы, ведущие неведомо куда, птицы и зверушки взаимодействовали с актерами, и граница между реальным и воображаемым мирами становилась для зрителей неразличимой.
Все это и многое другое ставит новый спектакль в разряд лучших и самых запоминающихся работ коллектива.
Время невидимо, неосязаемо, и уходит оно незаметно. Но ты слишком юн и беспечен, ты уверен, что его хватит на сто лет вперед. Зачем же экономить? Лучше гулять и дурака валять! Так рассуждали сказочные герои — мальчики Петя (Георгий Петросян) и Вася (Самвел Довлатян), девочки Фрося (София Каграманян) и Маруся (Гаяне Карапетян). Нерадивые, порой даже хулиганистые дети, попусту растрачивающие драгоценные минуты, часы, дни. Ах, какой щедрый подарок для коварных стариков, готовых умно воспользоваться глупо потерянным временем и вернуть себе вечную молодость.
И вот сначала мы видим на сцене задорную, бесшабашную четверку ребят, которым просто некуда девать свое время, а спустя считанные мгновения они уже превратились в дряхлых, седых стариков (роли преждевременно “отправленных на пенсию” детей исполняют Михаил Явруян, Владислав Явруян, Екатерина Явруян и Розалия Кардашян). Страшно? Еще как! Но раз уж попали по своей глупости в беду, и выбираться из нее предстоит самим. С циферблата часов вдруг исчезают стрелки, отмеряющие время. И оно не просто остановилось, а пошло вспять. “Стрелки нужно вернуть до полуночи, иначе будет поздно!”, — предупреждает ребят мудрый Часовщик (Владимир Секизян).
Трудно бы пришлось героям сказки, если бы не помощь Хитроплета Великолепного (Павел Новожилов), который сопровождает их, перемещается с ними с одной страницы повествования на другую, всюду успевает, подсказывает, предостерегает от неверных шагов. Именно в его руках те невидимые нити, которые на протяжении всего действа связывают сцену и зрительный зал.
Чтобы научить хорошему, детская сказка должна быть доброй. И потому положительные персонажи неутомимо творят волшебство, своей светлой аурой заполняя пространство, не оставляя места темным силам. Сколько прелести в маленьких поварятах и в симпатичной улыбчивой тетушке Аксал (Татьяна Мурадова). Но ее “сдобная” мягкость обманчива, испытания для героев она придумывает почище строгой школьной учительницы. Однако ребята быстренько справляются с заданием.
Затем наступает черед Красной Шапочки (Жанна Баласанян) и ее Мамы (Мария Явруян). Эти особы претендуют на главные роли в лесном царстве, обе модные, стильные, запросто могут на подиуме дефилировать. Но у них другие цели: дочка мечтает стать эстрадной звездой, а ее мама — открыть лесную пиццерию. Какое испытание могла придумать для своих гостей хозяйка? Правильно — кулинарную викторину. И дети-старички блестяще ответили на все вопросы. Да еще в качестве бонуса получили навигатор GPS, который не позволит им сбиться с пути.
Стремительность действия и эмоциональный накал спектакля нарастают с каждой минутой, и это хорошо передается танцевальным языком, яркими вокальными партиями. Здесь просто вне конкуренции ВИА “Дикие гитары” (Леший — Владимир Секизян, Баба-Яга — Жанна Баласанян, Кикимора — Анастасия Бабиян). Рок-музыканты играют так, что буквально сносит крышу, под натиском звукового урагана дрожит и трепещет все живое. Но кому отдаст предпочтение зритель, что ему понравится больше — вопли и грохот “лесных самоцветов” или гармоничное звучание квартета, который составили главные персонажи? Выбор очевиден.
Ребята следуют дальше и попадают во владения повелительницы Фиолетовой страны злой колдуньи Бастинды (Мария Явруян). Ей верно служат летучие обезьяны, и вместе эта компания строит гнусные козни путешественникам. Но на помощь приходит девочка Элли (Любовь Чибичян), и злые чары рассыпаются перед ее добрым сердцем, перед смелостью и решимостью героев. На мой взгляд, эпизод с Бастиндой — самый эффектный и зрелищный в театральном шоу.
В поиске часовых стрелок детей заносит даже в заоблачные выси, в космическое пространство. Лунным населением управляет Зязя (Анастасия Бабиян), стоит ей лишь взмахнуть рукой (или что там у нее) и маленькие лунапузики начинают послушно двигаться в такт. Космическое шоу с его симпатичными танцорами в радужных костюмах, с ритмичной музыкой захватывает маленьких зрителей, многие встают с мест и начинают пританцовывать, прихлопывать. И кажется, что вот именно сейчас, в море теплых красок и улыбок, героям, наконец-то, повезет, вожделенные стрелки будут найдены и займут свое место на циферблате.
Но, даже преодолев земное притяжение, ребятам не удается найти то, что они ищут.
Однако не стоит забывать, что Новый год — самое необыкновенное, самое волшебное время. И под аплодисменты публики в зал величественным шагом входит владыка зимнего царства Дед Мороз (Сурен Бабаян), и стрелки чудесным образом возвращаются на свое место. Это награда героям за их смелость, упорство, за то, что научились ценить свое время, стали умными и прилежными. Всеобщее ликование вызывает их обратное превращение, ведь они вернули себя, свое детство. Подобно мощному аккорду звучит финал спектакля, впечатляет красочная массовая сцена. История счастливо закончилась, а зрителю есть о чем
Сказка — теплое, мягкое одеяло, окутывающее ребенка. Он чувствует себя счастливым и защищенным в этом волшебном коконе. Все дети всегда, в любые времена живут в ожидании чуда. И новогодняя сказка должна приходить к ним непременно. Даже если зима задерживается в пути, даже если она, вопреки законам природы, не наступит вовсе.
Вот уже почти 25 лет творческая команда Театра песни и танца “Звезда надежды” дарит ребятам чудеса. И каждый раз новый мюзикл коллектива производит фурор, становится явлением культурной жизни мясниковцев. Это делают люди, которые понимают, что работа с детьми и для детей — самое серьезное, самое важное, что вообще может быть. Они создают невероятно сложные по замыслу и способу воплощения спектакли, демонстрируя отменный вкус в выборе драматургического, музыкального материала, находя поразительные по глубине и точности режиссерские решения. Однако я уверена, что ничего у этих волшебников не получилось бы, если бы они не сохранили в себе детскую душу, не были бы способны пошалить, посмеяться, пофантазировать и помечтать.
По сути, сразу с первых лет образования Театра была заложена эта традиция — ставить новогоднее представление. Сначала они выпускались в форме театральных капустников для самих участников, потом на показы стали приглашать детей сотрудников фирмы “Прото” — мецената театра. Со временем спектакли переросли любительскую сцену: их уровень год от года становился выше, увеличивалась аудитория. Теперь это полномасштабные, массовые,костюмированные представления, которые могут удивить даже профессионалов. За время существования коллектива выпущено более 20 спектаклей.
Нынешний — “Тайна потерянного времени” — посмотрели свыше двух тысяч детей, всего состоялось десять показов, и каждый прошел при аншлаге. Для многих малышей встреча с этой сказкой стала первым шагом в мир искусства.




И. АЧАРЯН