Большое путешествие в сказку

Девочкой, я болела каж­дый Новый год. Не ан­гиной, не гриппом — сказкой. Впервые ее показали по теле­видению 1 января 1979 года. Многое выветрилось из моей памяти, но тот вечер я не забу­ду никогда. Мерцающая огнями ёлка в центре комнаты, на кух­не мама готовит ужин, о чем-то тихо переговариваясь с отцом, а я сижу перед телевизором и ничего не воспринимаю, кроме происходящего на экране. Это был фильм “Обыкновенное чудо” по пьесе Евгения Шварца, во­шедший впоследствии в золо­той фонд нашего кино. Роман­тическая история для взрослых, открывшая мне удивительный мир режиссера Марка Захаро­ва, имена целого ряда кинома­стеров, молодых актеров.

#Газета

Трудно описать вызванные картиной эмоции, они обруши­лись на меня, как лавина. Когда фильм закончился, я подошла к зеркалу и вгляделась в свое от­ражение — я была абсолютно уверена, что изменилась внеш­не. А на самом деле перевер­нулся мой внутренний мир.

Потом еще долгие годы зим­ние праздники наступали для меня тогда, когда в наш дом вхо­дила эта сказка. А промежуток с 31 декабря и по 13 января ста­новился временем сладкого ожидания — в один из этих дней “Чудо” обязательно показывали по ТВ.

Почему я об этом вспоми­наю? Потому что это живет во мне и волнует до сих пор, пото­му что очень важно, чтобы у че­ловека была своя сказка, свой кусочек чуда, которое его под­держивает, придает сил, как парус ведет по безбрежному морю творчества, служит той ис­ходной точкой, с которой начи­нается формирование художе­ственного мировоззрения…

Вечер. В мерцании про­щальных рождествен­ских огней Чалтырь затихал пос­ле зимних праздников. Но для ребят, собравшихся в зале “Раз­дана”, все только начиналось. Их ожидало грандиозное, феери­ческое представление — новая сказка Театра песни и танца “Звезда надежды” под руковод­ством Сони Килафян. Воздух в переполненном зале буквально вибрировал от охватившего ма­лышню возбуждения: фигурки ерзали в креслах, нетерпеливо приподнимались с мест, глазки горели — скорей бы начало!

Когда прозвучало название “Тайна потерянного времени”, в первую минуту я подумала: не слишком ли назидательно для Нового года, дети могут заску­чать. Но я ошибалась. Ведь это был мюзикл, пожалуй, самый универсальный для сказочной постановки жанр, вобравший в себя музыку, драматургию, хоре­ографию, даже элементы оперы, варьете и рэпа, эксцентрику и бурлеск.

Создатели новогоднего спек­такля, что называется, “заморо­чились” на самой истории, они придумали большое путешествие по разным сказкам, подчеркну, любимым сказкам советской дет­воры, затейливо переплетая одну сюжетную линию с другой. Тут уж точно не заскучаешь, успевай только следить за происходящим. Тем более, когда историю разыг­рывает великолепная актерская команда, владеющая не только умением четко произносить реп­лики, петь, танцевать, но главное — эмоционально раскрасить спек­такль, создать атмосферу вол­шебства и чудес.

К несомненным достоинствам постановки, помимо режиссуры, можно отнести и прекрасную сце­нографию, работу художника, ко­стюмера, звукорежиссера (за звуковую концепцию всего пред­ставления отвечал Асватур Берекчиян). Нельзя не сказать и об одном из самых трудоемких про­цессов в визуализации спектак­ля — это выполненное на высо­ком профессиональном уровне 3Д моделирование декораций (видеоинженер Ерванд Цхяян). Созданные с помощью компьюте­ра роскошные интерьеры замков, городская площадь с башней, полная тайн лесная чаща, глухие тропы, ведущие неведомо куда, птицы и зверушки взаимодей­ствовали с актерами, и граница между реальным и воображае­мым мирами становилась для зрителей неразличимой.

Все это и многое другое ста­вит новый спектакль в разряд луч­ших и самых запоминающихся работ коллектива.

Время невидимо, неосяза­емо, и уходит оно неза­метно. Но ты слишком юн и бес­печен, ты уверен, что его хватит на сто лет вперед. Зачем же экономить? Лучше гулять и дура­ка валять! Так рассуждали сказоч­ные герои — мальчики Петя (Геор­гий Петросян) и Вася (Самвел Довлатян), девочки Фрося (Со­фия Каграманян) и Маруся (Гая­не Карапетян). Нерадивые, по­рой даже хулиганистые дети, попусту растрачивающие драго­ценные минуты, часы, дни. Ах, какой щедрый подарок для ко­варных стариков, готовых умно воспользоваться глупо потерян­ным временем и вернуть себе вечную молодость.

И вот сначала мы видим на сцене задорную, бесшабашную четверку ребят, которым просто некуда девать свое время, а спу­стя считанные мгновения они уже превратились в дряхлых, седых стариков (роли преждевременно “отправленных на пенсию” детей исполняют Михаил Явруян, Вла­дислав Явруян, Екатерина Явру­ян и Розалия Кардашян). Страш­но? Еще как! Но раз уж попали по своей глупости в беду, и вы­бираться из нее предстоит са­мим. С циферблата часов вдруг исчезают стрелки, отмеряющие время. И оно не просто остано­вилось, а пошло вспять. “Стрел­ки нужно вернуть до полуночи, иначе будет поздно!”, — преду­преждает ребят мудрый Часов­щик (Владимир Секизян).

Трудно бы пришлось героям сказки, если бы не помощь Хитроплета Великолепного (Павел Новожилов), который сопровож­дает их, перемещается с ними с одной страницы повествования на другую, всюду успевает, под­сказывает, предостерегает от неверных шагов. Именно в его руках те невидимые нити, кото­рые на протяжении всего дей­ства связывают сцену и зритель­ный зал.

Чтобы научить хорошему, детская сказка должна быть доброй. И потому положи­тельные персонажи неутомимо творят волшебство, своей свет­лой аурой заполняя простран­ство, не оставляя места темным силам. Сколько прелести в ма­леньких поварятах и в симпатич­ной улыбчивой тетушке Аксал (Та­тьяна Мурадова). Но ее “сдобная” мягкость обманчива, испытания для героев она придумывает по­чище строгой школьной учитель­ницы. Однако ребята быстрень­ко справляются с заданием.

Затем наступает черед Крас­ной Шапочки (Жанна Баласанян) и ее Мамы (Мария Явруян). Эти особы претендуют на главные роли в лесном царстве, обе мод­ные, стильные, запросто могут на подиуме дефилировать. Но у них другие цели: дочка мечтает стать эстрадной звездой, а ее мама — открыть лесную пиццерию. Какое испытание могла придумать для своих гостей хозяйка? Правиль­но — кулинарную викторину. И дети-старички блестяще ответи­ли на все вопросы. Да еще в ка­честве бонуса получили навига­тор GPS, который не позволит им сбиться с пути.

Стремительность дей­ствия и эмоциональный накал спектакля нарастают с каж­дой минутой, и это хорошо пере­дается танцевальным языком, яр­кими вокальными партиями. Здесь просто вне конкуренции ВИА “Дикие гитары” (Леший — Владимир Секизян, Баба-Яга — Жанна Баласанян, Кикимора — Анастасия Бабиян). Рок-музыканты играют так, что буквально сно­сит крышу, под натиском звуко­вого урагана дрожит и трепещет все живое. Но кому отдаст пред­почтение зритель, что ему понра­вится больше — вопли и грохот “лесных самоцветов” или гармо­ничное звучание квартета, кото­рый составили главные персона­жи? Выбор очевиден.

Ребята следуют дальше и попадают во владения повели­тельницы Фиолетовой страны злой колдуньи Бастинды (Мария Явруян). Ей верно служат лету­чие обезьяны, и вместе эта ком­пания строит гнусные козни путешественникам. Но на по­мощь приходит девочка Элли (Любовь Чибичян), и злые чары рассыпаются перед ее добрым сердцем, перед смелостью и ре­шимостью героев. На мой взгляд, эпизод с Бастиндой — самый эффектный и зрелищный в театральном шоу.

В поиске часовых стрелок де­тей заносит даже в заоблачные выси, в космическое простран­ство. Лунным населением управ­ляет Зязя (Анастасия Бабиян), стоит ей лишь взмахнуть рукой (или что там у нее) и маленькие лунапузики начинают послушно двигаться в такт. Космическое шоу с его симпатичными танцо­рами в радужных костюмах, с ритмичной музыкой захватывает маленьких зрителей, многие встают с мест и начинают при­танцовывать, прихлопывать. И кажется, что вот именно сейчас, в море теплых красок и улыбок, героям, наконец-то, повезет, вожделенные стрелки будут най­дены и займут свое место на ци­ферблате.

Но, даже преодолев земное притяжение, ребятам не удает­ся найти то, что они ищут.

Однако не стоит забывать, что Новый год — самое необык­новенное, самое волшебное время. И под аплодисменты публики в зал величественным шагом входит владыка зимнего царства Дед Мороз (Сурен Ба­баян), и стрелки чудесным об­разом возвращаются на свое место. Это награда героям за их смелость, упорство, за то, что научились ценить свое вре­мя, стали умными и прилежны­ми. Всеобщее ликование вызы­вает их обратное превращение, ведь они вернули себя, свое детство. Подобно мощному ак­корду звучит финал спектакля, впечатляет красочная массовая сцена. История счастливо за­кончилась, а зрителю есть о чем

Сказка — теплое, мягкое одеяло, окутывающее ребенка. Он чувствует себя сча­стливым и защищенным в этом волшебном коконе. Все дети всегда, в любые времена живут в ожидании чуда. И новогодняя сказка должна приходить к ним непременно. Даже если зима за­держивается в пути, даже если она, вопреки законам природы, не наступит вовсе.

Вот уже почти 25 лет твор­ческая команда Театра песни и танца “Звезда надежды” дарит ребятам чудеса. И каждый раз новый мюзикл коллектива про­изводит фурор, становится яв­лением культурной жизни мясниковцев. Это делают люди, ко­торые понимают, что работа с детьми и для детей — самое се­рьезное, самое важное, что во­обще может быть. Они создают невероятно сложные по замыс­лу и способу воплощения спек­такли, демонстрируя отменный вкус в выборе драматургическо­го, музыкального материала, находя поразительные по глуби­не и точности режиссерские решения. Однако я уверена, что ничего у этих волшебников не получилось бы, если бы они не сохранили в себе детскую душу, не были бы способны пошалить, посмеяться, пофантазировать и помечтать.

По сути, сразу с первых лет образования Театра была зало­жена эта традиция — ставить новогоднее представление. Сначала они выпускались в форме театральных капустни­ков для самих участников, по­том на показы стали пригла­шать детей сотрудников фирмы “Прото” — мецената театра. Со временем спектакли переросли любительскую сцену: их уро­вень год от года становился выше, увеличивалась аудито­рия. Теперь это полномасштаб­ные, массовые,костюмирован­ные представления, которые могут удивить даже професси­оналов. За время существова­ния коллектива выпущено более 20 спектаклей.

Нынешний — “Тайна потерян­ного времени” — посмотрели свыше двух тысяч детей, всего состоялось десять показов, и каждый прошел при аншлаге. Для многих малышей встреча с этой сказкой стала первым ша­гом в мир искусства.

Дети, растрачивающие время, и Хитроплет Великолепный
Ребята превратились в стариков
Танец Красной Ша­почки

И. АЧАРЯН

Заря