Что будет с иностранными компаниями в России?

 Могут ли крупные иностранные компании полностью уйти из России, какие преимущества есть у бизнеса, который работает по франшизе, возможен ли откат в 1990-е, когда дефицитными товарами россиян снабжали челноки? Об этом  мы узнаем от доктора экономических наук, профессора ЮФУ Максима  Корытцева.

Инвестор временно заблокирован

Большинство особенно популярных в нашей стране заграничных корпораций заявили, что не уходят, а «приостанавливают деятельность». Какие прогнозы можно сделать на основе этой выжидательной формулировки?

«Известные компании, которые в последние годы очень успешно строили бизнес в России, много инвестировали, вкладывали немало средств в инфраструктуру, обучение персонала, организацию цепей поставок, оказались между молотом и наковальней. С одной стороны, на них оказывают давление собственные правительства, и компании опасаются санкций с их стороны, а с другой – Правительство РФ оперативно приняло два вида мер, которые заставляют иностранный бизнес не спешить. Это запрет на вывоз капитала из страны и угроза национализации имущества компаний, прекративших свою деятельность в России. Это означает, что компании потеряют весь свой бизнес в нашей стране без возможности компенсировать эти потери, не говоря уже о том, что на таком крупном рынке, как Россия, в дальнейшем им просто не получится зарабатывать. Поэтому многие корпорации теперь пытаются усидеть на двух стульях. Они могут постараться полностью соответствовать ожиданиям своих правительств, их вражде к России, но потеряют при этом здесь весь свой бизнес. Эти корпорации в качестве компромиссных решений порой пытаются продолжать ведение своего бизнеса в России, но сворачивают свои инвестиционные программы, сокращают расходы на рекламу и вводят иные ограничения. Возможно, они надеются, что возникший кризис разрешится в ближайшие месяцы, и они смогут опять развивать свой бизнес в России. И действительно, перспективы бизнеса во многом будут зависеть от развития политической ситуации вокруг украинского кризиса. Если при этом западные правительства усилят свое давление на бизнес-корпорации, последние будут выше оценивать свои возможные риски и потери, и это, в конечном итоге, определит их решение уйти из России. Но, думаю, экономические способы воздействия на Россию уже во многом исчерпаны, введенные санкции уже ощутимо ударили в том числе и по экономике Запада, и ситуация для них тоже все больше усугубляется. Думаю, маловероятно, что подавляющее большинство крупных компаний все-таки покинет российский рынок. Интересно в связи с этим недавнее заявление президента Франции Макрона, порекомендовавшего бизнесу не спешить уходить из нашей страны. Возможно, поэтому, в то время как «Икея» объявила об уходе с российского рынка, французские торговые сети «Леруа Мерлен», «Ашан», а также ряд крупных компаний продолжают работать у нас», – отметил Максим Корытцев.

Прямого отката в 1990-е не будет

Многие иностранные компании сообщили, что приостанавливают свою деятельность, в частности из-за логистики, так как непонятно, как поставлять в Россию товар, будут ли его покупать из-за роста курса валют. Однако, как считает эксперт, отсылка к нарушению логистических связей является скорее просто попыткой оправдать свои действия. Нынешние сбои в логистике некритичны, и если бы та же «Икея» сократила свой ассортимент на 10–20%, это не сильно ударило бы по прибыли компании.

Прогнозы сейчас самые разные. Профессор департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ Павел Селезнев полагает, что мы можем вернуться в 1990-е годы, когда товары, которых не было в стране, везли челноки, и могут снова возникнуть рынки по продаже чего угодно.

«На мой взгляд, такого прямого отката в 1990-е все же не произойдет. Сейчас мы не живем во время тотального дефицита и развала государственных институтов власти, как это было в годы развала СССР. В России есть и свои торговые сети, и эффективно работающие производственные мощности, освоены технологии производства промышленных и потребительских товаров. Кроме того, есть ряд стран, не участвующих в антироссийских санкциях. Можно расширить закупку товаров из таких стран, как Турция, Пакистан, Бангладеш, Индия, из стран Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. А Китай может экспортировать в Россию современные технологии», – говорит Максим Корытцев.

Быстрое питание быстро перестроится

Известные бренды быстрого питания, например, такие как KFC, вначале приостановили свою деятельность, потом все-таки возобновили, заявив, что работают в России по франшизе. Значит ли это, что мы не потеряем популярные сети быстрого питания или их ждет ребрендинг? По мнению эксперта, здесь возможны различные варианты развития ситуации.

«Тот же «Макдоналдс» работает на российском рынке на основе франшизы, поэтому, скорее всего, даже продекларировав свой уход, они продолжат свою деятельность, ведь, по сути, владельцы этих заведений – российские предприниматели, и им очень важно решать вопрос заработка для своих работников и получения прибыли. Может быть, они даже продолжат работать под раскрученной маркой, а может быть, поменяют вывеску, немного изменят ассортимент, тем более что многие ингредиенты в сети быстрого питания – российского производства, за исключением, может быть, каких-то специй, но это не критично», –поведал Максим Корытцев.

Обратная сторона санкций

Большинство экспертов отмечает, что санкции создают дополнительные возможности для отечественного бизнеса, ведь открываются дополнительные ниши. Однако проблемные места есть в микроэлектронике, станкостроении, авиастроении и ряде других сфер.

«Но даже здесь, скорее всего, найдется способ обойти или смягчить санкции. Важно оперативно найти новых партнеров и новых поставщиков в мире или найти возможных посредников для осуществления требуемых поставок», – прогнозирует Максим Корытцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.


доступен плагин ATs Privacy Policy ©