ДРУЗЬЯ МОЕГО ОТЦА. Продолжение

 О прошлом, настоящем и будущем, о людях и событиях

Ко Дню учителя. Из книги «Мои родители, их соратники и ученики» (Окончание. Начало в № 79).

С Калустом Ананьяевичем Хатламаджияном мой отец дружил с детства. Мы жили рядом и наши семьи были очень близки, настолько, что когда Хатламаджияны переселялись, то ни они, ни мы не могли вспомнить, какая посуда чья.

Калуст учился в педагогическом училище, был активным студентом, вел общественную работу.

Диплом получил 22 июня 1941 года. Ушел на фронт 2 декабря. Тогда многих грамотных ребят, среди которых был и он, собрали и повезли в летное училище, но вскоре в связи с событиями под Сталинградом их отряд расформировали и отправили на фронт. Калуст участвовал в боях под Сталинградом. Два раза попадал в плен и оба раза бежал.

После войны, вплоть до 1981 года, Калуст Ананьяевич работал в Чалтырской средней школе №1, неся свет знаний ученикам.

Мелкон Габриелович Бардахчиян был одним из первых учителей, с которым в более молодые годы сдружился Аведик Хачехпарович, мой отец даже был свидетелем на его свадьбе. Оба высокоэрудированные, интересные собеседники. Как рассказывал папа, статью в Большую советскую энциклопедию о Мясниковском районе писали они вместе.

Вместе участвовали в театральной самодеятельности Чалтыря. Вместе организовывали художественную самодеятельность в школе. Мелкон Габриелович и Аведик Хачехпарович играли на одной сцене во многих спектаклях районного народного театра. И всегда это был очень интересный дуэт.

В Чалтырской средней школе № 1 М. Г. Бардахчиян создал географическую и астрономическую площадки, а также первый в районе школьный краеведческий уголок-музей.

Торос Дикранович Барашян родился 10 марта 1926 года в селе Чалтырь, в семье крестьянина. Учился в школе № 2, окончив её уже в годы войны.

В 1943 году был мобилизован и до 1944¬го воевал на фронтах Великой Отечественной. Только получив тяжелое ранение, в ноябре 1944 года вернулся домой. Потом была учеба в Ростовском художественном училище имени М. Б. Грекова.

Многие  его сокурсники стали знаменитыми художниками, а он был известным школьным учителем рисования.

Торос Дикранович очень часто приходил к нам, а один раз он предложил написать портрет папы, тот согласился. И вот почти каждый день художник с мольбертом под мышкой являлся к нам, и каждый раз делал моей маме заказ, что она должна приготовить на обед. В один из таких дней мама, которой это надоело, спросила его: «Торос, ты когда закончишь свою работу?». На что он ответил: «Магда, ты так вкусно готовишь, что я, наверно, долго еще буду рисовать Авдея Христофоровича». Такой он был острый на язык, шутки-прибаутки Барашяна до сих пор вспоминают его ученики, многие из которых стали хорошими художниками.

Портрет А.Х. Хурдаяна.. Художник Т.Барашян

С Ованесом Аршаковичем Танкаяном моего отца объединяла любовь к садоводству.

Ованес Аршакович в сентябре 1947 года был направлен на учёбу в Новочеркасскую школу пчеловодов.

В колхозе заведовал пасекой. Учился в сельскохозяйственном техникуме, окончил его с отличием.

В колхозе имени И. В. Сталина (впоследствии колхоз им. Лукашина) был агрономом- плодоовощеводом.

По просьбе Х. А. Анапаляна перешёл работать в школу № 1. Вёл уроки растениеводства, овощеводства, технического труда и доения. Все эти годы летом трудился с учащимися в ученической производственной бригаде на пришкольном участке, в школьной теплице и с учениками-операторами машинного доения на фермах колхоза имени С. Г. Шаумяна. Имел много грамот и благодарностей за хорошо организованную деятельность ученической производственной бригады. На пришкольном учебно-опытном участке под руководством Ованеса Аршаковича ребята занимались опытнической, исследовательской работой.

Асватур Георгиевич Харахашян являлся не только другом, но и родственником моего отца.

Педагог, как говорится, милостью Божьей, Асватур Георгиевич был из той замечательной плеяды учителей, которые начинали работать на ниве просвещения еще в 30-е годы прошлого века. Вначале он по распределению поехал в Краснодарский край, в поселок Лоо, старожилы которого до сих пор помнят молодого учителя из Чалтыря. Проработав там несколько лет, вернулся в родное село.

Но в 1938 году, когда была снята броня с учителей, Асватура Георгиевича, как и многих его коллег- мужчин, призвали в армию. Великую Отечественную он встретил в артиллерии. А в какой еще род войск могли определить отличного знатока математики, физики, баллистики, без которых невозможна меткая стрельба. И минометный расчет сержанта Харахашяна точно поражал цели, о чем свидетельствуют его многочисленные боевые награды.

После войны он вернулся к главному делу своей жизни — учить детей. И если спросить, в чем «секрет» мастерства Асватура Георгиевича, то ответ будет заключаться в том, что он был самобытным педагогом, избегал шаблонов и стереотипов, принуждения детей к занятиям. К примеру, на уроке объявлял конкурс на самое оригинальное решение задачи, по физике и, бывало, что пятерку получал ученик, который отнюдь не числился в отличниках, но сумел проявить смекалку и находчивость. Своим питомцам он запомнился, прежде всего, улыбкой. Она у него была замечательная: глаза лучились добрым светом, весь облик источал добродушие, искреннюю радость.

А когда наступали летние каникулы, Асватур Георгиевич, облачившись в сложенную из газеты «треуголку» и робу, ремонтировал школу вместе с Аведиком Христофоровичем Хурдаяном и учениками. Белил стены, красил полы, чинил парты. Мастер на все руки, он и дома все делал сам, своими руками.

Многие его ученики, ставшие учителями, всегда советовались с Асватуром Георгиевичем, как с коллегой, наставником. Он редко выступал на педсоветах, не любил длинных речей, но если уж что-то говорил, то по существу дела, подмечая самую суть.

И всегда его спутником были шахматы, он их обожал. Играл тоже своеобразно, с юмором, комментированием ходов, словом, в свое удовольствие. Для него была важна не победа, а сама игра. И в этом два друга были очень схожи.

Мы говорим, что память об этих людях жива. Но мне кажется, что мы должны у них учиться быть настоящими педагогами и рассказывать молодым учителям о методах их работы. Я убеждена, они не устарели, потому что воспитание в человеке доброты, чести, совести во все времена важны, не надо забывать об этом.

К. СМОЛЯНИЧЕНКО.

Заря