Есть что сохранять

Мясниковский район славится одаренными, творческими личностями. Порой талант может года­ми скрываться в челове­ке, а в один момент нео­жиданно пробудиться. Как и произошло у героев этой статьи. С главным редактором мы побывали в гостях у увлеченных лю­дей — музыкантов и мас­теров по изготовлению национальных инструмен­тов Хатламаджиянов.

#Газета

Во дворе у них неболь­шая мастерская. Оттуда доносились звуки музыки. Вероятно, шла репетиция. Войдя внутрь, мы сразу окунулись в непередавае­мую атмосферу фольклор­ных мотивов. Глава семьи Вартерес Арутюнович в мо­лодости был участником школьного духового орке­стра, позже освоил клар­нет, играл в составе сва­дебной группы. Теперь его дело продолжают сын Ару­тюн и внук Вартерес.

— Вот уже два года я играю на музыкальных ин­струментах, на кларнете, борозе, зурне, — говорит Арутюн, — Честно сказать, никогда ни в каких кружках не занимался. По профес­сии я токарь. Работаю в колхозе имени Мясникяна. Даже не имел представле­ния о том, что у меня есть хороший слух. Все делал интуитивно. Таким же об­разом настраивал инстру­менты. Специально разби­рал их, а потом восстанав­ливал. И так несколько раз. Естественно, багаж необ­ходимых знаний был. В на­чале большую помощь со стороны токарного дела оказал мой наставник — Алексан Гаспарович Гаджоглуян. Мы с ним изготав­ливали материалы для зур­ны, борозы, и я многому у него научился.

Сын Арутюна — Варте­рес по мере взросления тоже начал заниматься му­зыкой. С раннего детства увлекался мелодиями дон­ских армян. Сейчас ему девять лет, и он уже высту­пает перед зрителями. Ма­ленькому Васильку, как его называет дедушка, держать тяжелый давул пока не хва­тает сил, поэтому Арутюн изготовил конструкцию, ко­торая прикрепляет инстру­мент к полу. Мы послушали его игру и остались в вос­торге. Вскоре мальчик рас­положился рядом с нами. Долго оставаться без дела он не смог. Продолжил ру­ками тихо-тихо отбивать ритм по сидению стула.

— Талант сына появил­ся будто из ниоткуда. Хотя мой отец и играл на клар­нете, мы почти все самоуч­ки. Но моя сестра Роза Наноян с детства любила петь, выучилась игре на скрипке. Сейчас выступает в качестве солистки в ан­самблях «Ани» и «Звезда надежды», — с гордостью рассказывает Арутюн Хатламаджиян. — Вартерес владеет такими ударными инструментами, как давул, бонго. Начал осваивать ба­рабан, занимается в отде­лении ударных инструмен­тов в Детской школе ис­кусств им. М. Сарьяна. Его учитель — Атанес Асватурович Чубарян. Многих тро­гает игра Вартереса. Это и правда удивляет, то, что в свои юные годы он может показать достойный уро­вень исполнения, выступать на сцене.

Талант мальчика заметил Т. Э. Кечеджиян, преподава­тель школы искусств. Под его руководством Вартерес успел окончить обучение по классу «давул-зурна». Со временем наставник взял отца и сына Хатламаджия­нов под свое крыло. В ре­зультате родился новый ан­самбль «Чалтырская давул- зурна», в состав которого вошел еще один одаренный человек — Тарас Калугян.

Репетирует коллектив в сельском Доме культуры им. Мясникяна, там же дает концерты. Музыканты не­сколько раз выступали на летней сцене в централь­ном парке Чалтыря и на других местных площадках. А совсем недавно они уча­ствовали в международном фестивале «Искусство без границ» в Ростове-на-Дону и завоевали гран-при.

Ансамбль работает на полном энтузиазме. Так сказать, все делает для души. В основном, участни­ки сами занимаются поис­ком конкурсов, где можно выступить, показать себя.

В продолжение беседы мы узнали и о проблемах, которые волнуют музыкан­тов. Давул-зурна является неотъемлемой частью музы­кальной культуры нашего района. Эти старинные на­циональные инструменты неизменно звучали и про­должают звучать на празд­ничных мероприятиях, в дни народных гуляний, на про­щальных церемониях и так далее. Но сейчас ситуация складывается плачевная — молодежь не проявляет осо­бого интереса к народному творчеству. А больше всего огорчает то, что старшее поколение неохотно делит­ся накопленным опытом. Раньше национальное ис­кусство было на особом счету. Но сейчас формиру­ется новое поколение, ко­торому не знакомы ценно­сти родной культуры.

— Сложнее всего дела обстоят с изготовлением инструментов. Это очень трудоемкий и кропотливый процесс, здесь важно при­держиваться особой техно­логии, — рассказывает Ару­тюн. — Конечно, есть музы­канты, которые мне помог­ли. К примеру, это Дзарук Мирукян, Артур Багаджиян. Но большинство зурна­чей «старой гвардии», обладая важнейшими знаниями, передавать их молодежи не хотят! Поэтому приходится дей­ствовать методом проб и ошибок. В основном, большую поддержку мне оказывает Тигран Эдвар­дович, подсказывает, как настраивать звучание ин­струмента, — рассказыва­ет Арутюн.

Бороться за сохране­ние богатейшего музы­кального наследия дон­ских армян — наша общая задача. Важная роль здесь отведена районно­му отделу культуры. Сек­реты создания нацио­нальных инструментов должны передаваться но­вому поколению, чтобы оно продолжило эстафе­ту. Пока интерес к фоль­клору у молодежи оконча­тельно не угас. Любой национальный инструмент — не просто механизм для извлечения звуков, но и памятник культуры этноса, важный источник информации об истории, судьбе народа, его развитии. Потому и необходимо обучать моло­дежь мастерству изготов­ления национальных му­зыкальных инструментов, находить средства для создания и нормального функционирования мас­терских, привлекать опыт­ных умельцев, заинтере­совать их общей целью.

По словам Арутюна Хатламаджияна, в даль­нейшем он хочет способ­ствовать развитию твор­ческой карьеры своего сына Вартереса. И в це­лом, ансамблю «Чалтыр­ская давул-зурна» есть куда расти, ведь все его участники находятся в на­чале своего пути. А самое главное, им есть, что со­хранять и передать буду­щим поколениям — тради­ции народного музыкаль­ного искусства. Мы ис­кренне надеемся, что все их планы воплотятся в ре­альность!

М.ТОЛОХЯН

Заря