Районная газета мясниковцев с честью прошла испытание временем. Она начала отсчёт своей истории с 15 июня 1931 года, когда вышел первый номер газеты «Коммунар» (с 1965 года — «Заря коммунизма», с 1991 года — «Заря»). А в следующем году она отметит свое 95-летие.
Организация и выпуск газеты Мясниковского района богаты событиями. Это годы творческих поисков, непрерывного совершенствования стиля, содержания, технического оформления, роста грамотности, культуры, литературного уровня.
Трудящиеся района брали в руки свою газету не только с целью узнать новости, но и для того, чтобы сверить с ней свои мысли, посоветоваться в общественных и личных делах. Для них она стала неотъемлемой частью их духовной жизни — другом и советчиком.
Газета 30-х годов — это летопись наиболее бурного и интересного периода жизни района. Ее страницы отражали героический труд земляков, трудности становления новой жизни и радость побед. Они давали наглядное представление о достижениях района, росте экономики и культуры, о великих преобразованиях в деревне. Об этом мы можем судить только по отдельно сохранившимся материалам и архивным данным (к сожалению, подшивки газеты сгорели во время войны).
Начавшийся издаваться в национальном районе, «Коммунар» выходил на армянском языке и, естественно, наряду с другими темами, поднимал вопросы самобытности и сохранения традиций своего народа, помогал многим жителям лучше освоить родной литературный язык, глубже знакомиться с историей, культурой народа. С первых же номеров газета широко проповедовала идеи дружбы народов, взаимопонимания и духовности. А в последующем, когда она начала выходить на двух языках — русском и армянском, тема русско-армянской многовековой дружбы стала одной из главных и широко освещаемых.
22 апреля 1935 года бюро Азово-Чёрноморского крайкома в целях укрепления полиграфической базы Мясниковского района приняло решение о слиянии газеты „ГРО» (краевая армянская газета, орган Азово-Черноморского крайкома ВКП(б), издававшаяся в г. Ростове-на-Дону) с газетой „Коммунар». Название оставили «Коммунар». Тираж газеты был установлен в 6000 экз., форматом АЗ, 4 полосы, с периодичностью 15 раз в месяц, до этого выпускали 12 раз в месяц. В декабре 1935 года, при подведении итогов работы, было отмечено, что редакция значительно улучшила свою деятельность «в смысле дачи читателям необходимого местного, а также союзного материала, освещения необходимых оперативных, боевых вопросов современности». Вместе с тем, был выявлен и ряд серьезных недостатков по оформлению, по тематическому разнообразию, действенности газетных публикаций. Подчеркивалось, что по-прежнему районная прокуратура,местные органы власти проявляют «преступное отношение к своевременному реагированию на заметки, помещённые в «Коммунаре». Решением бюро райкома обязали редактора два раза в месяц устной информацией или сводкой докладывать о принятых мерах по помещённым критическим заметкам в газете.
Первым редактором «Коммунара» с 1931 года был Ашот Базиевич Сафьян, затем, с 24 декабря 1935 г. — Богос Мартиросович Баздиков.


С 12 декабря 1936 года — А. Б. Оганян (был арестован), с 17 февраля 1938 г. — Андраник Амбарцумович Оганесян, с марта 1939 г. — Саркис Мартиросович Мхитарян (родился в 1909 в Иране, г. Салмас, переехал в Россию; на войну был призван в 1941г., ст. сержант, служил в 517-м артиллерийском полку; награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, двумя медалями «За отвагу).


С 1940 по 1941 годы редактором был Александр Д. Бадальян, который в числе первых ушел на фронт, а перед этим напечатал свое стихотворение в газете:
Фашистский циник нагло, откровенно
Разбойничьей повадкой шлет полки…
Что-ж… наши кони будут пить из Рейна,
Ведь наши кони быстры и легки.
Что-ж, наши соколы расправят крылья вновь,
Пехота славная победный марш начнет.
Докажем все мы к Родине любовь,
Коль нас Страна к оружью призовет.
Мы за Отчизну не жалеем жизни,
В любом бою нас не одержит страх.
И все мечты германского фашизма
По ветру разлетятся в пух и в прах.
С прохладою рассвета, в жарище полуденное,
Победным маршем движет
Страна большевика.
За родину любимую, за Сталина пойдем мы
На лютого, заклятого врага!
Заведующим отделом политической жизни был О. О. Бабаян, корректором — Т. А. Саакян. После освобождения от первой оккупации с января 1942 года редакция возобновляет свою работу.


Редактором становится Саркис Хиабахов, а сотрудниками — Шаген Шагинян, Аведик Хурдаян. В газете печатаются письма с фронта, информации о работе колхозов, которые готовятся к весенним полевым работам, севу и так далее.

Они были первыми
С первых дней в редакции газеты «Коммунар» работали Мкртич Сукьясович Тохтамишян (ответственный секретарь, позже жил в Ростове, работал учителем математики), Капрел Мкртичевич Чораев (первый секретарь газеты, после войны полковник в отставке, проживал на Украине),

Манук Капрелович Назаретов (литературный сотрудник, был доцентом физмата Ростовского пединститута), Хугас Гаспарович Деремян (погиб в Великую Отечественную войну).

В числе первых фотокорреспондентов газеты «Коммунар» были Давид Маркарович Хатламаджиян и Агоп Дзеронович Насхулиян.

Давид Хатламаджиян приобрёл свой «Фотокор» и им делал снимки размером 9х12 см как «с рук», то есть держа фотоаппарат в руках, так и со штатива, на расстоянии нескольких метров, с помощью спускового шнура, так что при желании можно было самому сфотографироваться с группой людей. Поначалу, когда работал на радиовещании, он делал любительские снимки, потом, по рекомендации редактора А. Бадальяна, его взяли внештатным фотокорреспондентом газеты. Но в те годы без специального разрешения органов он не имел права снимать всё, что хочется. И только когда Мясниковский районный НКВД выдал ему допуск, у него появилась возможность сотрудничать с редакцией и печататься в «Коммунаре».
Свои снимки Д. Хатламаджиян сдавал Кюреху Бабияну, причём не только те, что для газеты, но и другие, сделанные им на фермах, полевых станах, овощных плантациях и так далее.

Мне посчастливилось встретиться с Давидом Маркаровичем, и он показывал мне свои фотоработы, о каждой рассказывал. Позже поделился воспоминаниями на страницах газеты:
«Я часто просматриваю их, вспоминаю, где было то или иное событие, лица людей, которых запечатлел мой фотоаппарат. Вот на сенокосе в колхозе «Свобода», на травянке сидит товарищ Османов, а его напарник управляет быками, запряжёнными в косилку. А на этом снимке 1938 года — группа трактористов МТС, пожелавшая сфотографироваться на фоне трактора.Следующая фотография сделана в тридцать девятом году. На ней запечатлена сцена из спектакля «Аршин мал алан» и самодеятельные артисты Шаген Шагинян, Ованес Бодахян в роли старика. Подобные снимки тогда сделать было очень сложно — из-за недостаточной освещенности сцены, слабой чувствительности фотопластинок. Электрических вспышек, конечно, в то время не было, я пользовался специальным приспособлением, обыкновенным охотничьим капсулем и магнием, от количества которого и зависела сила света. Иногда случались и комические эпизоды. Дело в том, что при срабатывании такого приспособления, раздавался неприятный хлопок и получалась яркая вспышка. И вот каждый раз, когда делался снимок той или иной сцены спектакля, зал дружно подпрыгивал и ойкал… А эти три снимка особенно мне дороги, они сделаны 8 октября 1940 года на проводах юношей в Красную армию».


Фото А. Насхулияна, 1941 г.
Внештатные корреспонденты
(селькоры)
Большую помощь газете с первых дней ее создания оказывали внештатные корреспонденты. Определенную роль в совершенствовании их мастерства играли семинары, проводимые редколлегией газеты.
В постановлении ЦК ВКП(б) «О перестройке рабселькоровского движения» (1931 г.) отмечено, что «перед рабселькорами в период «социалистического наступления» ставятся новые, более сложные задачи, так как уровень политических знаний и классовое чутье рабселькоров достаточны для того, чтобы разбираться в вопросах, вызывающих разногласия и острые споры».
Это были действительно настоящие селькоры из народа, которые поднимали важнейшие проблемы. В 1932-33 годах с газетой «Коммунар» начали сотрудничать Борис Хугасович Бадргациев, Лусеген Григорьевич Калугян, Капрел Хачикович Назаретов. Делегатами на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку в Москве в 1941 году стали корреспонденты из Чалтыря Мартирос Георгиевич Тирацуян, Иван Иванович Ермилов, редактор стенной газеты «Сталинский путь» Хугас Саркисович Пегливанов, Арташес Сукясович Сарабашян, Гамазасп Луспаронович Барашев, Татевос Артемович Калугов, Асватур Акопович Хачикян, Микаел Габриелович Назаретов, Хазарос Мкртычевич Джлаухян, Вартерес Григорьевич Чалхахян, Торос Маркосович Хартавакян (погиб), Арутюн Дзатурович Млтыхов, Огсент Арутюнович Оганесян, Татевос Микитович Тухиков (погиб), Манук Арастакесович Карташян, отец которого был директором типографии, а также сотрудники районной газеты: Александр Дмитриевич Бадальян — редактор, литработники Саркис Аксентович Хиабахов и Кюрех Вартересович Бабиян (погиб).


К. Смоляниченко