Гонки с надеждой

По заданию редакции, я встретился с жителем села Чалтырь Сергеем Аршалуйсовичем Атояном. Мужчина работает автоэлектриком и механиком, но кроме того, питает большую страсть к автоспорту. Им он занимается уже долгое время, является победителем и призером множества всероссийских соревнований.

Сегодня мы беседуем с Сергеем о развитии автоспорта в Мясниковском районе: его истории, нынешних проблемах и перспективах.

М. Т. Автокросс – это вид спорта, в котором, как известно, отрабатываются настоящие навыки вождения и, что самое главное, умение чувствовать машину. В советское время он существовал под эгидой всероссийского Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту, где тренировали водителей военной техники. Наш Мясниковский ДОСААФ на протяжении нескольких десятилетий славился своими секциями и победами, которых бы не было без добросовестного и сплоченного труда его работников.

В начале 70-х годов у истоков автокросса стояли Хазарос Хаспекян, Андрей Хаспекян, Аркадий Обаян, Сергей Мелохаян. Уже в то время открылась секция и для мотокросса, где занимались Аршак Мелохаян, Сетрак Чубарян, Сергей Срабионян, Лукьян Хейгетян и Федор Хейгетян. Наши односельчане достойно отстаивали честь районного ДОСААФ на соревнованиях, занимали призовые места. После них эстафету переняло поколение 80-х — Вячеслав Гайбарян, Сетрак Чубарян, Асвадур Хаспегов и Сергей Атоян.

С. А. Лично у меня все началось в пятом классе. Я тогда собрал мопед. Не велосипед, а мопед! В восьмом классе собрал уже мотоцикл. Желание заняться автоспортом было всегда, но для этого нужны были возможности и немало средств. А в 39 лет, когда уже полноценно сформировался в жизни, я начал откладывать финансы для себя. Выступаю на соревнованиях с 2007 года, и желание заниматься автокроссом до сих пор сохраняется. Я собрал себе “восьмерку”, красного цвета. В отличие от “гражданской” она держится жестче, почти не продавливается. Рычаг по-другому сделан из-за специфичности трасс, на которых мы ездим. Амортизаторы усиленные. Кстати, сейчас мой старший зять заинтересовался гонками, и эту машину я отдам ему. А себе со

брал новую, на базе “четырнадцатой”. Мы с Керопом Багаджияном выступаем на данный момент за Роствертол и представляем команду “Дон”, (хотя у меня на машине до сих пор написано “Чалтырь”). О нашем селе знают во многих регионах: в Ставропольском и в Краснодарском краях, в Волгоградской и тем более в Ростовской областях. Есть даже много зрителей, болеющих именно за наше село, им нравится, как мы выступаем.

М. Т. Новое поколение автокроссменов достойно продолжило дело прошлого. Спортсмены также участвовали во всероссийских соревнованиях, занимали высокие места. Когда районный ДОСААФ возглавил Вячеслав Владимирович Джугелия, начали проводиться соревнования между другими организациями по области. Мясниковцы преуспели и там. К этому моменту, родилось третье поколение спортсменов, которое также достойно переняло опыт предшественников. Это — Манук Чубарян, Сурен Килафян, Сергей Евлаков, Кероп Багаджиян, Ашот Баев, Артур Хатламаджиян. Стоит отметить, что в это же время автоспортом начала заниматься и дочь Сергея Атояна — Анжела.

С. А. Анжелу вместе с ее старшей сестрой Мегалитой я еще с детства учил вождению. В какой-то момент, увидел, что она начинает хорошо ладить с машиной, предложил в будущем выступать со мной, на что она сразу же согласилась, даже не засомневавшись.

Но прежде чем заявиться на гонки, мы с ней два года тренировались. Потом руководитель соревнований приехал посмотреть на то, как она водит. Сказал, что с письменного разрешения родителей даст допуск. Только благодаря Сергею Николаевичу Линнику ей разрешили в 13 лет выступать. И это был не юношеский класс, а Д2Н (Националь). У нее был номер 27, так как родилась 27 января. Все участники удивлялись тому, что среди них будет девочка. Но Анжела молодец, с характером, вся в меня. Она отлично показывала себя на соревнованиях. В пятнадцать лет на кубке Ростова среди мужчин заняла третье место. Это было в 2012 году. После этого все заинтересовались юной гонщицей. Это действительно неординарное явление — девочка в “большом”, так скажем, автоспорте. Про Анжелу начали писать статьи. Например, в журнале “Леди за рулем” вышло большое интервью с ней. Приглашали и на телевидение, на эфир программы “Утро в кубе”. Автокросс она считала своим хобби, потому что еще с детства мечтала посвятить себя медицине. Сейчас она работает педиатром в районной поликлинике и в больнице. Анжела осуществила мечту, и мы ею очень гордимся.

М. Т. Возрождение деятельности секций районного ДОСААФ, в чем несомненная заслуга В. В. Джугелии, дало новый стимул для развития. Мясниковские спортсмены заняли первое место на соревнованиях по автокроссу по Югу России.

С. А. И победы на этом не закончились. Помню, в 2014 году мы собирались на всероссийские соревнования по автокроссу. Люди, у которых есть финансовая возможность, да и простые жители, решили нам помочь. Хочу выразить огромную благодарность всем им и организациям, которые тогда поддержали автоспорт. Это Симон Тирацуян, Вячеслав Килафян, Мнацакан Хейгетян, Сергей Даглдян, Андрей Торпуджиян, колхозы имени Мясникяна, имени Шаумяна, имени Лукашина, а также АТП. Они все оказали большую помощь в приобретении запасных частей для автомобилей и не только. Ну и отдельно отмечу Сергея Семибратова, Андрея Согомоняна и Капрела Согомоняна – механиков, которые до сих пор мне помогают и выручают в трудный час. Бывало, ребята работали со мной всю ночь, до самого утра. В итоге, мы собрали три машины, поехали на чемпионат в Краснодарский край и всей командой достойно выступили. Асвадур Хаспегов стал вторым, а я и Сетрак Чубарян заняли третье место.

М. Т. Мы знаем, что Мясниковский ДОСААФ всегда славился сильными спортсменами и работниками. Он был на слуху у всей Ростовской области и даже за ее пределами. Сейчас, к сожалению, все не так, нет секций, что были раньше. А ведь они очень нужны, поскольку помогают во много раз повысить качество вождения. К тому же в районе немало организаций, которые нуждаются в профессиональных водителях, именно в хороших и грамотных специалистах. Да и для молодежи это создаст больше возможностей для самореализации. Думаю, все были бы “за”, чтобы подрастающее поколение пристрастилось к технике, а не к гаджетам и наркотикам. Но, увы, в нашем районе единственная трасса, на которой проводились соревнования и тренировки, с 2016 года закрыта для гонок. Нашим автокроссменам негде тренироваться.

С. А. Трасса “Дон-25” была создана силами автомобильной службы СКВО и одной из войсковых частей. В 2002 году там прошли первые всероссийские соревнования по автокроссу, посвященные Дню военного автомобилиста. Так продолжалось до 2016-го. В том году провели первый этап гонок, а вот проведение второго руководство района посчитало нецелесообразным, поскольку это мешало подготовке трассы к “БизонТрек- Шоу”. Предложили рассмотреть другую дату для гонок по автокроссу. Но участок трассы принадлежит колхозу имени Мясникяна, и его председатель был против проведения соревнований. Он ясно дал это понять в своем письме А. А. Красникову – председателю регионального отделения ДОСААФ по Ростовской области, где говорится, что данная территория предназначена для ведения сельскохозяйственных производств, рыбоводства и для создания лесных насаждений. Пока существовала трасса “Дон- 25”, автокроссмены старались обеспечивать здесь чистоту и порядок. Мы вместе со своей командой гонщиков на машинах ДОСААФ каждую весну перед соревнованиями ездили на “балку” и со всей территории убирали мусор. Сейчас же там все загажено, никто не следит за трассой, и это печальный факт. Но мы с командой с радостью бы взялись за благоустройство участка, если бы нам разрешили там тренироваться. Тем более что с каждым годом в нашем районе появляется все больше молодых людей, занимающихся автоспортом. “Старая гвардия” тоже никуда не собирается деваться. И где тренироваться? Вопрос, на который никто не хочет отвечать. Кстати, многие ошибочно думают, что автокросс опасный, экстремальный вид спорта. Но это не так, наоборот, он один из самых безопасных. Куда больше молодых ребят травмируются на обычных дорогах. И очень часто из-за своей неподготовленности к вождению. Нажимать на газ – это еще далеко не умение водить машину. Я сам столкнулся с этим. А автоспорт помог мне набраться опыта и многому научиться. Машины мои, кстати, зарегистрированы в Москве, есть спортивные техпаспорта, и у меня на автомобилях стоят штампы на каркасы безопасности. Все очень серьезно. Даже если перевернуться, надо очень сильно постараться, чтобы получить какие-то травмы.

М. Т. Тем временем, насколько я знаю, наших спортсменов зовут на открытия гоночных трасс в другие города – Зерноград, Тимашевск, Гуково, Шахты, Волгодонск… Конечно же, нашим автокроссменам обидно, и их можно понять. Местные соревнования отменены, тренироваться негде. К слову, гонки по автоспорту, посвященные Дню военного автомобилиста, были единственным в своем роде бесплатным и массовым зрелищем по автоспорту для жителей Мясниковского района. Люди с удовольствием приезжали туда семьями, чтобы посмотреть гонки. Не пора ли вернуть все это? Тем более что это очень актуально. Аварийность на дорогах растет, как показывает статистика на официальном сайте Госавтоинспекции. И будет, наверное, гораздо лучше, если вместо лихачества молодежь направит свою энергию и способности на автоспорт? Глядишь, и аварийность бы снизилась. Да, нужно будет договариваться с собственником – колхозом имени Мясникяна, понадобятся серьезные вложения спонсоров. Но куда важнее результат. Если все возродят, то может подключиться и ДОСААФ с созданием нужных кружков для автокросса. Главное, интерес у молодых людей есть. И даже у старейшин автокросса, как видим, он никуда не делся. Есть большое желание оставить что-то после себя для будущих поколений. Наследие автоспорта должно жить и передаваться дальше. Ведь это часть физической культуры нашего района. А потому искренне хочется верить, что наши автокроссмены дождутся лучших времен.

М. ТОЛОХЯН, студент 4-го курса РГЭУ (РИНХ). На снимке: команда автокроссменов Мясниковского ДОСААФ с В. В. Джугелией (в центре за столом). Сергей Атоян – третий справа.

Фото 2015 года.

Заря