Трудно представить танцора, который бы не участвовал в хореографических конкурсах и фестивалях. Такие состязания дают опыт публичных выступлений, возможность общения и обмена идеями с коллегами по искусству, служат источником свежих сил и вдохновения. Занимаясь любимым делом изо дня в день, преодолевая огромные физические и эмоциональные нагрузки, артист всегда мечтает выйти на большую сцену, показать высокий уровень исполнительского мастерства и победить.
Конец прошлого года и начало нынешнего стали важными вехами в судьбе народного ансамбля танца “Аракс” Крымского сельского Дома культуры. Коллектив завоевалдве крупнейшие национальные премии в области хореографии. Сначала осенью 2024 года он принял участие в съемках единой полнометражной ленты о хореографической культуре регионов нашей страны “Национальное Достояние России”, которые проходили в стенах Измайловского Кремля и павильонах киноконцерна “Мосфильм”. И юные артисты стали не только одними из героев этого фильма, но и лауреатами первой степени конкурсной программы.
Следующий, еще более важный шаг — Национальная телевизионная премия в сфере хореографического искусства “Щелкунчик”. Данный конкурс является самым масштабным среди самодеятельных и профессиональных ансамблей России, и уже большая удача и высокая честь попасть в число его участников. А наши танцовщики завоевали Диплом лауреатов первой степени, став победителями в своей номинации “Народный танец”.
Отметим, что в истории нашего района такое произошло впервые.
Сегодня гость редакции — создатель и художественный руководитель народного ансамбля танца “Аракс” Александр Эдуардович КИРКИСЯН.
— Александр Эдуардович, Ваш коллектив всегда жил бурной жизнью, но за последние месяцы произошло особенно много важных событий. Не так ли?
— Да, соглашусь с Вами. Мы не можем пожаловаться на застой, ансамбль постоянно в движении, в развитии, и участие в крупнейших национальных проектах, в которых мы первыми и пока единственными представляли самобытную культуру Мясниковского района и Ростовской области, является, ярким тому подтверждением. За два месяца “Аракс” выиграл две национальные премии. Пройдя заочный отборочный тур, мы получили приглашение на съемки конкурса-фильма “Национальное достояние России”. В финальном проекте принимало участие около 3000 артистов со всей страны. Каждый коллектив представлял культуру своего региона. Наши дети стали частью масштабного проекта, снявшись в документальном фильме об истории хореографии многонациональной России, от старины до современности. Его уже показали по федеральным телеканалам. И “Достояние России”, и “Щелкунчик” — это не частные кубки, конкурсы проходят под эгидой Международной Академии хореографии ЮНЕСКО, в жюри работают профессиональные танцовщики, артисты балета и балетмейстеры. Масштаб мероприятия грандиозный, уровень высочайший. Организаторы стремятся предусмотреть все, для них не существует мелочей. Вот пробились мы на какой-то этап, они информируют об этом врио губернатора области, министра культуры, руководство района, отдел культуры. Им даже интересно, как встретили артистов-победителей по возвращении домой. Удивительно!
— Что повезли на “Щелкунчик”?
— Я решил, что важно показать слияние двух культур — армянской и казачьей. Чтобы было понятно, кто мы и откуда, какие люди живут в нашем краю, что наполняет их души. Поставил два танца — “Шалахо” и “Казачью лезгинку”. Первый раньше исполнял только младший состав коллектива, потому пришлось шить костюмы, и, по сути, начинать работу с нуля, с артистами постарше. Второй — абсолютно новый танец, с элементами боя, фланкировкой казачьими шашками. В общем, подготовили два не однотипных, оригинальных номера. Удивили ли мы жюри? Да, несомненно, иначе нас бы не заметили. Представьте себе, выходят на сцену 11 девушек-армянок, которые сначала танцуют “Шалахо” в мужских костюмах, с алыми платками в руках, а потом, уже сменив образ, хватают шашки и начинают на них сражаться, как заправские казаки. А вся изюминка композиции в финале, когда девушки срывают с голов папахи и их длинные волосы рассыпаются по плечам.
Номинаций было много, пожалуй, столько, сколько видов, направлений хореографии вообще существует. Весь народный блок базировался в концертном зале гостиницы “Космос”, там проходили репетиции, там мы провели весь напряженный конкурсный день. Всего было показано 78 номеров. Мы были где-то в середине.
Что придется трудно, мы понимали с самого начала — знали, куда приехали. И все равно порой внутренняя уверенность ослабевала. Представьте такую ситуацию: идем на репетицию, перед нами шагает парень в майке, а на спине у него написано “Государственный академический ансамбль песни и танца Удмуртской Республики “ИТАЛМАС”. Профессиональный, именитый коллектив и наш “Аракс”, дети из села. Было от чего напрячься и понервничать. Потом, уже на конкурсе, вышел на сцену коллектив из Воронежской области и станцевал казачий танец, затем выступили терские казаки, 20 мальчиков, 20 девочек… Сразу стало очевидно, что есть серьезные конкуренты в нашей номинации, что артисты приехали не на отдых, а биться за победу.
— С какими сложностями пришлось столкнуться? Было ли нечто совсем новое?
— Особенность “Щелкунчика” в том, что каждый день коллективам даются задания. Помимо того, что хореограф готовит конкурсные номера, он на определенную мелодию должен поставить один или даже несколько танцев, которые будут показаны на гала-концерте в прямом эфире. Раньше как было? Ансамбль хорошо “танцует конкурс” и его берут на гала-концерт. Теперь же все иначе. В финальной части выступают абсолютно все коллективы. Это делается для того, чтобы никого не обделить вниманием. Потому и выбрали для финала концертный зал Vк Stadium с просторным танцполом, чтобы все участники могли выступить одновременно.
Только на минуту сцена предоставлялась каждому коллективу. Вот начинается народный блок и выходят сразу 13 национальностей — русские, армяне, коряки, казахи, удмурты… Каждый ансамбль танцует по одной мелодии, затем спускается в зал, уступая место следующим, но выступление продолжается, внизу работает массовка.
Сложность заключалась в том, что задания даются буквально накануне гала-концерта, сразу после завершения конкурса. И нужно успеть поставить танец, все отрепетировать, отшлифовать. Впервые мы с этим столкнулись на “Достоянии России”, потому примерно знали, что нас ожидает.
Выступив на сцене, мы спустились в зал, где развернулась громадная площадь танцоров. В финальном номере гала-концерта одновременно были задействованы 4200 детей! Чтобы такая огромная масса людей не стояла, каждый коллектив плясал на свой лад. Мы, к примеру, исполняли китайские танцы, но с армянским оттенком. Нужно было умудриться такое сотворить, но мы справились. Если на “Достоянии России” нам “дали” адыгов, кавказскую национальность, то здесь пришлось разучивать четыре номера — два китайских, с зонтиками и веерами, третий — дагестанский, а четвертый — африканский. Кому-то выпало показать 14 номинаций, это вообще непостижимо! Репетировали до двух часов ночи в лифтовом холле гостиницы.
В такой работе никакой Ютуб или TikTok не поможет, потому что плагиат не пройдет ни при каких условиях, да элементарно времени не хватит. И здесь все решают профессионализм, опыт, умение быстро ориентироваться в сложной обстановке. Роль руководителя, его квалификация видны сразу. Ты либо можешь, либо нет. Задание не выполнил — сняли с гала-концерта, домашняя заготовка не показана — тоже сняли. Платишь деньги, не платишь — не имеет никакого значения. Все устроено просто и справедливо.
Хочу подчеркнуть, что организаторы конкурса выполняют огромный объем подготовительной работы, каждый наставник, еще до форума, курирует свою группу, на еженедельных видеоконференциях все “разжевывает”, детально разъясняет. К примеру, я отправлял нашему руководителю Сергею Владимировичу Мельникову записи всех вечерних репетиций, которые проводил в Крымском Доме культуры. А он, Заслуженный работник культуры Московской области, артист балета Государственного ансамбля танца России, уже глубокой ночью садился перед экраном и просматривал видео, прорабатывал все и потом писал, какие движения добавить.
— Опишите реакцию детей на церемонии награждения. Как они восприняли свою победу?
— Очень эмоционально. Кричали и плакали от радости. Они так много работали, так старались. И в полной мере заслужили этот успех. Невозможно переоценить и участие родителей, которые всегда находились рядом, поднимали девочек в пять утра, причесывали, помогали надеть сценические костюмы, чтобы к семи часам они были полностью готовы к репетиции. Спасибо всем моим артистам и всем помощникам!
— Нынешнюю зиму “Аракс” завершил грандиозным концертом. Для ваших поклонников это стало настоящим подарком.
— Так мы отметили 16-летие ансамбля. Над программой работали несколько месяцев, и она более чем на шестьдесят процентов новая. В нее входит получасовой военный блок. Тридцать минут танца охватывают три войны — Великую Отечественную, СВО и Карабахский конфликт. Для всех нас это кровоточащая тема, и мы выразили свою боль, свое отношение к непримиримости, противостоянию между народами языком танца. Конечно же, посвятили выступление знаменательной дате — 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Также мы показали номера, которые ставили для “Щелкунчика”. Концерт прошел на высокой эмоциональной ноте, как всегда, был аншлаг. Нас поздравили руководители района, Крымского сельского поселения, Дома культуры. Заместитель главы Администрации Л. Г. Чубарова вручила мне Благодарственное письмо, а 11 девочек, выступивших на “Щелкунчике”, были отмечены именными дипломами, подписанными восходящей звездой мировой танцевальной сцены, артистом Большого театра Ильдаром Гайнутдиновым.
— Ну и в конце традиционный вопрос: что планируете на ближайшее будущее?
— Наш коллектив успешно прошел заочный отборочный тур Всероссийского этапа Пифийских игр, я их называю олимпийскими играми по танцам. Мы заняли первое место. Теперь хотим попасть во второй этап, он состоится в апреле в Москве. Ну а третий, финальный, пройдет в Абу-Даби, в столице Объединенных Арабских Эмиратов. Нам хватает смелости, я бы даже сказал, дерзости, мечтать об участии во Всемирных играх. Ведь ничего не добьешься, если не стремишься сделать невозможное. Так что будем стараться.
Интервью вела И. АЧАРЯН
