История развития дорожного строительства в Мясниковском районе

Дорожный отдел исполкома Мясниковского районного Совета депутатов трудящихся был соз­дан в 1931 году в связи с образованием Главного управления шоссейных и грунтовых дорог и авто­мобильного транспорта РСФСР при СНК РСФСР.

#История

2 апреля 1929 года президиумом райисполко­ма было принято постановление «О подготови­тельных работах по проведению шоссирован­ной дороги «Крым-Хапры». Данным документом предусматривалось предложение районному от­делу местного хозяйства (РайОМХ) «составить не позже 1 мая с. г. производственно-календарный план работ по устройству дороги; председателю Чалтырского сельсовета немедленно перевести райфо 600 рублей из средств самообложения на дорожное строительство».

Далее поручалось зав. райфо обеспечить поло­су отчуждения под означенную дорогу в размере 21 метр по ширине. Предложено было также со­ставить пятилетний план развития дорожно-мо­стового строительства.

Но прежде чем говорить о дорожном отделе, хочется отметить, что когда в 1928 году было ре­шено провести железную дорогу Ростов-Гора-Хапры, то бюро Мясниковского райкома выступило с инициативой, чтобы железнодорожная ветка проходила через Чалтырь-Крым. Но все же было решено оставить это предложение без внимания ввиду разных обстоятельств.

Григорий Овакимович Хоянян. Фото 1933 г.

В книге «Жизнь, прожитая не зря» есть рассказ Г. О. Хояняна, который летом 1928 г. был на прак­тике и работал мастером, о событиях тех лет: «Фактически технически грамотное капитальное дорожное строительство было организовано с осени 1931 года. Колхозам было предоставлено право вместо участия всех колхозников, выде­лить специальную дорожную бригаду с тяглом. Это было удобно колхозам и лучше для дорожно­го строительства. Дорожные бригады осваивали специфические дорожные работы. Хотя гужтрудповинность была и до организации колхозов, при­влеченная рабочая сила и тягло использовались сельсоветами на небольших ремонтных работах».

Саркис Семенович Обаян. В 1932 году был арестован и сослан, пропал без вести.
Сын в 1946 году погиб от разрыва снаряда

Дорожный отдел являлся отделом райисполко­ма, которым руководил заведующий, назначен­ный райисполкомом после согласования канди­датуры с Ростовским Облдортрансом. Первым заведующим дорожным отделом райисполкома был Саркис Семенович Обаян. Он был энергич­ным, принципиальным человеком, хорошим ор­ганизатором, осуществлял самостоятельно руко­водство дорожными работами, производимыми самим отделом и другими организациями в райо­не, знал дороги района с учетом их хозяйственно — экономического и технического состояния, осу­ществлял общее наблюдение за производимы­ми работами, своевременным обеспечением их проектными документами, оформленными в Обл дортрансе. Дорожный отдел разрабатывал пла­ны руководства строительством и капитальным ремонтом дорог района, учитывал трудовые ре­сурсы, выдавал наряды на выполнение дорожных работ по сельским Советам, колхозам, совхозам, машинно-тракторным станциям.

Техническим руководителем был Николай За­харович Баев. В этом человеке органически со­четались высокая техническая подготовка, трудо­любие, простота и богатая практика.

До 1931 года в районе не было ни одного погонного метра дорог с твердым покрытием.

В зимний период в течение 3-4-х месяцев практически станови­лись непроезжими все проселочные дорог.

Даже районный центр с. Чалтырь был оторван от мира, хотя до Хапров расстояние составля­ло всего 4 километра; сельчане шли пешком со своим товаром.

Г. О. Хоянян: «В 1931 году началось строи­тельство дороги Хапры-Чалтырь-Крым. Протяженность этого маршрута составляла 9 километров. В первую очередь предполагалось строительство участка дороги Хапры-Чалтырь, затем участок Чалтырь — Крым к районной больнице. Осенью были развернуты земляные работы в Чалтыре по ул. Мясникяна, от 7-ой до 4-ой линий протя­женностью примерно в один километр. По обеим сторонам доро­ги вручную рыли кюветы и землей из кюветов строили земляное полотно. На строительстве ра­ботали главным образом женщины, которые не имели никакого опыта по строительству дорог, но наличие строго продуманного плана и повсед­невного технического руководства обеспечивали качество работ, вполне удовлетворяющее техни­ческим условиям».

В начале июля 1932 г. в доротдел приехал секре­тарь Большесальского сельпарткома Арам Алек­сандрович Кундупян с просьбой направить в их село технику для составления проекта строитель­ства плотины через балку Темерник, ниже Боль­ших Салов. Сразу же выделили бригаду рабочих во главе с колхозником Рубеном Павловичем Баздиковым. Через неделю материал изыскания был представлен техническому руководителю. Баев, Хоянян и инженер Федоров из Ленинграда соста­вили проект, который крайводхоз одобрил, и во второй половине июня приступили к работам. К 15-ой годовщине Октября строительство плоти­ны было закончено. Плотина была построена без моста через водоотлив. Это был рекордный срок, если учесть, что почти никаких механизмов не было: плугом пахали, лопатами вручную грузили грунт и грабаркой возили его на стройку. Поздно осенью, когда начались заморозки, всю площадь карьера, где брали землю, закрывали вечера­ми матами или соломой, а утром перед работой открывали. Большую работу на строительстве плотины проводил Кундупян. Его настойчивая и высокая требовательность обеспечили успех строительства. В 1939 году по стране был брошен клич — осу­ществить большие объемы работ путем народ­ной стройки, по методу строительства Ферган­ского канала.

В Ростовской области главным инициатором строительства дорог по данному методу, как пи­сала газета «Правда» в номере от 4 февраля 1940 года, был Мясниковский район. В это время заве­дующим дорожным отделом Мясниковского рай­она был Г. О. Хоянян.

Дорожное строительство к сороковым го­дам приняло широкий размах. После сооруже­ния ряда мостов в населенных пунктах район приступил к строительству моста через балку Каменную по дороге Чалтырь-Александровка. В этих работах приняли участие колхозы им. Шаумяна и им. Мясникяна. Ударно трудились в дорожной бригаде колхоза им Мясникяна ка­менщики Хачерес Арутюнович Насибян, Григор Хачересович Хачкинаян, Алексан Нигогосович Хаспекян, в шаумяновской — Никогос Карапето­вич Чибичян и другие. Камень для этого моста возили из Чалтыря на волах.

Послевоенные годы

Первый приказ по ПДУ-1700 датирован 22 февраля 1943 г. Заведующим райдоротделом был Кероп Григорьевич Согомонян. На терри­тории района в течение пятилетки были восста­новлены все дороги, вновь построена шоссей­ная длиной в 7 километров, восстановлены два моста в райцентре. Большое значение, конечно, придавалось шоссейной дороге Ростов-Таганрог. По решению областных руководящих орга­низаций эта трасса была полностью капитально отремонтирована, а затем покрыта гудроном. В работах участвовали несколько районов Ро­стовской области, в том числе и Мясниковский. За нашим районом закрепили участок от моста в балке Сухой Чалтырь до села Чалтырь протя­женностью около пяти километров. В свою оче­редь, этот участок, по решению райисполкома, был распределен между колхозами района.

Хорошо понимая значение этой дороги для на­родного хозяйства, многие труженики показыва­ли отличные результаты по вывозу камня, тырсы и производству земельных работ

Строительство дороги было полностью закон­чено в 1949 году.

Как было уже сказано, в колхозах района еже­годно создавались специальные подразделения, на которых возлагалось выполнение плана трудо­вого участия колхозников в дорожном строитель­стве. Бригадный метод полностью себя оправдал. В 1951 голу колхозы «Комсомолец», им. Моло­това, им. Андреева, им. Микояна завершили вы­полнение плана по всем показателям дорожных работ еще в третьем квартале. Хорошими органи­заторами и руководителями здесь проявили себя бригадиры дорожников: колхоза им. Микояна — К. М. Гадзиян, им. Андреева — А.Т. Дзреян.

Новый 1952 год явился годом решительного пе­релома в дорожном строительстве. Многие кол­хозы района полностью обеспечили себя необхо­димым количеством живого тягла, транспорта и инструментов.

В начале 1959 года исполком Чалтырского сель­ского Совета для колхозов, предприятий и учреж­дений, расположенных в райцентре, утвердил план строительства и ремонта дорог. Колхоз «Свобода» успешно справился со своим заданием. Им были завершены асфальтирование дороги по третьей линии и ремонт улицы Мясникяна. Сель­хозартель имени Ленина закончила строительство дороги по седьмой линии, протяженностью более одного километра. Колхоз «Комсомолец» отремон­тировал мост через балку «Каменная». Неплохо ра­ботала также и дорожная бригада сельхозартели «Правда».

Силами дорожников района был построен мост по улице Октябрьской в селе Чалтырь, отремонти­рована 5-я линия, на которой находились вторая и третья семилетние школы.

В 1960 году сделали асфальтированную дорогу в село Крым.

Кроме того, колхоз «Свобода» обеспечил ремонт покрытия улицы Мясникяна, на участке протяжен­ностью около двух километров. Теперь на левом спуске реки Хачпад имелась хорошая, покрытая камнем дорога. Силами бригады был отремонти­рован также участок на улице Мясникяна между второй и третьей линиями. Много труда вкладывала в благоустройство села бригада Арекназан Чувараян в составе 17 женщин — Мариам Цхяян, Кехецик Берекчиян, Српуги и Воски Кураян и других. Они проделали большую работу по благоустройству: добыли более 550 кубометров камня, уложили свыше 4 тысяч квадратных метров дороги, и все ручную.

К 1972 году все хозяйства и населенные пункты были уже связаны между собой улучшенными магистралями. Удельный вес дорог с твердым по­крытием составлял 69 процентов.

Производственно-дорожный участок своими силами ввел в эксплуатацию 78 километров до­рог, а за счет средств колхозов и совхозов было проложено свыше 18 километров подъездных пу­тей к производственным точкам хозяйств.

Щебнем и асфальтобетоном покрыли проез­жую часть на 52 километрах. Тридцать шесть ки­лометров автодорог с твердым покрытием была проложена на подъездах к производственным точкам колхозов и совхозов района.

Участок располагал всей необходимой техни­кой, и парк продолжал пополняться. В 1971 году построили и ввели в эксплуатацию щебеночный завод производительностью 200 кубометров за смену. В мае того же года вступил в строй ас­фальтобетонный завод производительностью 150 тонн за смену. Новые предприятия позволили полностью обеспечить строительство дорог все­ми необходимыми материалами.

Согомонян Кероп Григорьевич
Распаркин                             Колтунов
      Иван Григорьевич           Борис Васильевич
Ачарян
Маргос Саакович

Отличных трудовых показателей добился в 1988 году коллектив Мясниковского дорожного ремонтно-строительного управления (директор Б. В. Колтунов, гл. инженер М. С. Ачарян). Он был признан победителем областного соревнования по итогам первого квартала. Все работы вели передовики методом коллективного подряда. В канун дня международной солидарности трудя­щихся дорожники с успехом справились с планом четырех месяцев, выполнив ремонтных работ на сумму 272,4 тысячи рублей при задании 265,9 тысячи рублей.

В социалистическом соревновании, разверну­том в честь 19 партийной конференции, на пере­довых рубежах находились грейдерист Никогос Дикранович Хлиян, экскаваторщик Виктор Ива­нович Епихин, операторы Вартан Аршалуйсович Багаджиян и Георгий Васильевич Летев, дорож­ный рабочий Манук Асватурович Мошиян.

1ряд: Никогос Хлиян, Амбарцум Казарян, Вартан Мелексетян, Вартан Тирацуян 2 ряд: Кнарик Гайбарян, Людмила Бабахян, Эмма Иванова
Сидят: Светлана Хлиян, Борис Колтунов, Елена Тедеева, Светлана Хейгетян Стоят: Кнарик Ширинова, Мариам Килафян, Роза Сухариян, Елена Ширинян, Валентина Гизгизян, Наталья Алешукина, Светлана Востокова, Эмма Иванова.

В годы перестройки трудовой коллектив, воз­главляемый М. С. Ачаряном, наращивал объемы ремонтных работ. Пристальное внимание уделя­лось развитию собственной производственной базы. Это и газификация асфальтобетонного завода, и строительство АЗС, и благоустройство ремонтных мастерских, и многое другое.

Работники подразделений ДРСУ: АБЗ, ма­стерской, битумной базы, карьеров известняка, производственных участков, возглавляемых про­рабами В. X. Кураяном, Г. Б. Чувараяном, относи­лись к порученному делу со всей ответственно­стью. Хороших показателей добивались бригады по приготовлению и укладке асфальтобетонной смеси, звено по добыче и заготовке известняка, ракушечника, возглавляемое машинистом буль­дозера Н. 3. Шушариным. Ведущий механизатор предприятия, машинист погрузчика В. И. Епихин и водитель автосамосвала В. X. Тирацуян были отмечены на областной конференции ценными подарками в честь 250-летия дорожной отрасли.

Коллектив Мясниковского дорожного ремонтно-строительного управления. Фотография 2000 г.

В 80-е и 2000-е годы в Мясниковском ДРСУ ра­ботали:

  • главные инженеры- Николай Васильевич Пиро­гов, Владимир Луспаронович Айдинян, Мартирос Саркисович Барашян;
  • отдел кадров — Татьяна Антоновна Горецкая, Мариам Маркосовна Килафян, Воски Мкрдичевна Султанова;
  • начальник строительного участка — Валерий Хачехпарович Кураян;
  • прораб — Василий Алексеевич Ларин;
  • отдел механиков: главный механик — Евгений Владимирович Николаев, механики — Хачатур Ар­шакович Джлаухян и Николай Гололобов, линей­ный механик — Анастас Андраникович Гизгизян;
  • кладовщик (кассир) — Кнарик Ованесовна Ши­ринова;
  • диспетчеры — Эмма Аршаковна Иванова, Наргиз Чибичян, Агавни Маркосовна Читахян
  • главные бухгалтеры — Светлана Степановна Хейгетян, Светлана Васильевна Андонян; бух­галтеры — Людмила Николаевна Бабахян, Астхик Степановна Согомонян, Светлана Хазаросовна Еркибаева;
  • плановый отдел: начальники — Юрий Никола­евич Корнеев, Елена Ивановна Тедеева; эконо­мисты — Валентина Андреевна Гизгизян, Наталья Николаевна Пожидаева, Наталья Лукьяновна Хейгетян, Вероника Маргосовна Ачарян;
  • мастер асфальто-бетонного завода (АБЗ) — Игорь Борисович Любушкин;
  • лаборанты — Светлана Ростиславовна Востоко­ва, Елена Михайловна Шириньян;
  • мастер щебёночного завода — Лусеген Хачехпарович Чубарян;
  • мастера эксплуатации и содержания автомо­бильных дорог — Гаспар Багдасарович Чубарян, Левон Аксентович Секизян, Торос Ашотович Харагоргиян;
  • мастера битумной базы (АББ, х. Калинин) — Егор Васильевич Куликов, Карапет Рубенович Кураян;
  • коптильщик — Мелкон Давидович Хрхрян;
  • экскаваторщики — Василий Иванович Епихин, Виктор Иванович Епихин, Анатолий Владимиро­вич Крюков, Николай Зиновьевич Шушарин;
  • машинисты автогрейдера — Никохос Дикранович Хлиян, Владимир Сидорович Черток, Николай Николаевич Локоненков, Владимир Михайлович Афанасенков, Николай Азаров, Виктор Хугасович Чувараян, Асватур Вартанович Явруян;
  • машинисты асфальтоукладчика — Амбарцум Османян, Бадас Таниелович Сухариян;
  • бульдозеристы — Евгений Евгеньевич Яковлев, Евгений Васильевич Яковлев;
  • водители — Вартан Хевондович Тирацуян, Асватур Аршакович Джелаухян, Аршак Асватурович Джелаухян, Аршалуйс Ованесович Багаджиян, Александр Алексеевич Сычев, Мартирос Хевондович Согомонян, Еруслан Асватурович Багаджиян, Асватур Ерусланович Багаджиян, Мкрдич Ованесович Хейгетян, Александр Николаевич Мишенин, Валентин Васильевич Шагинян, Игорь Мнацаканович Григорян, Асватур Гаспарович Ачарян, Аршак Вартересович Хатламаджиян, Арутюн Степанович Андонян, Аршак Григорян;
  • трактористы — Аршалуйс Бедросович Явруян, Хазар Алексанович Хрхрян, Валентина Андреев­на Курик.

В 2014 году «Мясниковское ДРСУ» было ре­организовано в форме присоединения к Госу­дарственному предприятию Ростовской области «Октябрьское дорожное ремонтно-строительное управление», осуществленного в соответствии с постановлением Правительства Ростовской об­ласти от 25.09.2014.

К. Смоляниченко

Заря