К 100-летию хутора Ленинакан: Храни, Господь, мой край родной!

История любого поселения не должна исчезнуть бесследно. Именно в этих целях была создана эта летопись, основанная на воспоминаниях свидете­лей, участников давних событий, старожилов. Ее автор — жительница х. Ленинакан, бывший библио­текарь, ветеран селькоровского движения Татьяна Яковлевна Согомонян. В 2025-м — году векового юби­лея хутора — был издан буклет, в основу которого и лег собранный материал. Сегодня мы предлагаем его в сокращенном виде вниманию читателей «Зари».

#История
Хороших много сел на свете, 

Но мне мое село родней.

Тебе желаю я бессмертья -

Кусочек Родины моей!

Возникновение хутора Ленинакан — закономерный истори­ческий процесс. Это следствие сельскохозяйственной поли­тики, которая проводилась в начале 20-х годов в послерево­люционной России. Одной из характерных черт этой политики было образование простейших кооперати­вов — СОЗов, ТОЗов, артелей, трудовых коммун.

В 1921 году в селах Чалтырь и Крым был создан ряд подобных объединений, каждое из которых имело свой Устав. Многие из переселенцев нашего хутора, будучи тогда жителями села Крым, являлись членами этих СОЗов. Но обрабатываемая ими земля находи­лась так далеко от села, что путь к ней занимал многие часы (основным транспортом тогда была запряженная волами телега). Здравый смысл подсказывал, что надо перебираться поближе к своей земле, и потому осенью 1922 года крымчане организовывают свою первую коммуну под названием «Труд», которую возглавляет председа­тель Крымского сельского совета Капрел Асватурович Атаманов (на снимке).

На новое место жительства переселяются Баян Асватур Оксендович, Согомонян Теватос Агопович, Агаглуян Саркис Кри­корович, Хамбурян Овагем Богосович, Халамбашян Мадос Афа­насьевич, Барлаухян Егия Мел­конович, Алмасян Матевос Торосович, Алмасян Дзерон Маргосович, Дзиваян Мкыртыч Саакович, Аглеримян Захар Сергеевич, Харахашян Тигран Манукович (на снимках внизу они слева направо).

Потом к ним присоединились три брата Нагаевых — Абкар, Асватур и Дртад. Их семья была очень зажи­точная и все, что у них было — живность, недвижи­мость — они передали в коммуну.

Облюбовав себе место в низине у пруда, переселен­цы назвали его «Вари (нижняя) коммуна». Вначале артель располагала 80-ю гектарами земли, двумя ло­шадьми, тремя коровами, одной овцой. Числился в ней 71 человек.

Быстро построили барак на 8 семей. А народ все прибывал и прибывал: Асланов Степан, Аглеримян Мелкон, Атаманян Арам, Сухарян Асватур, Джинибалаян Луспарон, Баян Борис, Хаишян Дзадур, Назаретов Капрел, Бабиян Хачерес, Харагезян Ованес, Барлаухян Мнацаган, Норлусинян Гюрех, Халамбашян Амбарцум, Джинибалаян Аведик, Симавонян Гарабед, Пегливанян Саркис, Бабиян Саркис, Хаишбашян Мардирос, Белов Иван, Топалян Степан, Норлусинян Саркис, Бородавка Дорофей, Черкизян Партух, Тирацуян Микаел, Попов Сероп, Кечеджиян Амбарцум, Тирацуян Хачатур, Хантимерян Маргос, Хамбурян Луспарон, Джинян Сероп, Асланян Степан, Баян Асватур, Ткодян Хачатур, Алмасян Вартануш, Сухарян Арам, Хаишбашян Агоп, Кечеджиян Айгануш, Халамбашян Асватур, Нестеренко Настя, Харахашян Зартар, Тащиян Степан, Пегливанян Степан, Тызыхян Манушак, Харагезян Мардирос, Тащиян Хугас.

Все переселенцы вступали в коммуну, сдавали свое имущество в общее пользование. Проблем было мно­го, ведь жизнь приходилось начинать практически с нуля, но благодаря трудолюбию людей, терпению, мужеству, вере в светлое будущее коммуна быстро росла и укреплялась.

В 1925-м появились первые жилые строения (с этой даты хутор и начинает отчет своей истории). Помнят старожилы, какой теплой выдалась весна того года. Сеять начали уже в феврале, и урожай собрали в том году очень богатый. А сколько было радости, когда в 1927-м коммуна приобрела свой первый трактор «Фордзон», и Хачерес Бабиян проложил первую борозду.

В 1929 году был заложен великолепный фруктовый сад, для чего из города был вызван специалист Яро­слав Ярославович Ярославский. Он привез с собой ароматные яблоки, которые после пробы были одобре­ны коммунаровцами. И закипела работа! А через не­сколько лет зашелестел листвой чудесный сад. Возили крестьяне свои яблоки на областную выставку и каж­дый год занимали там первое место.

Помнят старожилы и первую хуторскую свадьбу — Тиграна и Астхик Харахашянов. Она была шумной, веселой, как и положено… Выросли их дети: сын стал военным, старшая дочь — медиком, а младшая — посвя­тила себя Книге, 17 лет возглавляла библиотечную систему района. Живут и здравствуют внуки и правну­ки коммунаровцев.

Население коммуны продолжало расти, хозяйство расширялось. Поэтому в 1929 году был разработан план по дальнейшему развитию артели. Наметили построить коровник, свинарник, два птичника, ко­нюшню, помещение для волов, овчарню, а также, один жилой дом на 100 человек, да еще с клубом, школой, медпунктом, детским садом, столовой, баней и т. д.

Для строительства выбрали место повыше, пе­ребрались на новое место, где ныне и находится хутор Ленинакан.

Как и было запланировано, двухэтажный жилой дом был сдан в эксплуатацию к празднику 7 ноября. Спра­вили коммунаровцы новоселье и зажили одной боль­шой и дружной семьей.

Коммунаровцы у своего нового дома

Заработанные деньги шли в общую казну: на пита­ние, одежду, которая покупалась и распределялась поровну, на строительство и другие необходимые хо­зяйственные нужды.

Работали крестьяне от зари до зари, но и веселиться умели от души. Смехом, шутками наполнялся дом после трудового дня. Все вместе смотрели кино, вме­сте справляли свадьбы. Даже свой театр был создан! Все: и радость, и печаль делили поровну.

«У нас все было общее, — вспоминали старожилы, — ни у кого в комнатах не было ни одной ложки, ни од­ной вилки или ножа. Все находилось в общей столо­вой на первом этаже, и питание было трехразовое, для всех одинаковое. Не отставали от взрослых и дети. Учителем Тирацуяном Хачатуром были созданы ученические трудовые звенья по уходу за телятами, кроликами, огородное и другие. Это был умный, добрый и веселый человек, прекрасный организатор всяческих мероприятий, отличный агитатор, борец за чистоту и культуру поведения. Он органи­зовал «ликбез» — борьбу с неграмотностью населения: днем учил детей, а вечером — их родителей. Его очень любили и взрослые, и дети. Взяв первые слоги из его имени — «Ха» и фамилии — «Тир», они ласково называли его «Хатир энгер» (учитель Хатир).

Педагог учил своих подопечных не только грамоте, но и добру взаимопониманию, ответственности за порученное дело. Дети, как и взрослые, добросовестно относились к труду, а на заработанные деньги совер­шали экскурсии, приобретали с помощью взрослых себе одежду.

Ученические трудовые звенья

Дочь председателя коммуны Капрела Асватуровича Атаманяна — Зартар возглавляла звено по выращива­нию кроликов. Из двух особей дети в конце концов развели 100 голов животных. За такой успех звенье­вую послали в город на областной слет пионеров, где ее премировали. А в 1931 году Зартар стала делегатом Всесоюзного слета пионеров в Москве. Там у нее со­стоялась интересная встреча с Н.К. Крупской.

Огромную воспитательную работу среди населения, особенно молодежи вели передовые комсомольцы: Хаишбашян Вартан Макарович — врач, Деремян Хугас — районный секретарь, первая комсомолка Харахашян Зартар Мануковна, Харахашян Дикран Манукович.

Зартар Харахашян была великолепным наездником, участвовала в соревнованиях на скачках, хорошо стре­ляла из ружья и револьвера, отлично владела саблей. До войны и в войну была вторым секретарем райкома комсомола, впоследствии — зав. райфинотделом.

К 1930 году в коммуне «Труд» уже было 372 челове­ка и 1034 гектаров обрабатываемой земли. Живой ин­вентарь — 88 лошадей,152 коровы, 63 головы мелкого рогатого скота, 511 голов овец, 84 свиньи, птиц — 741. Когда в районе еще не было электричества, в Дом коммунаров уже был проведен свет из близлежащего города — Ростова-на-Дону.

В голодном 1933 году, когда по всей стране были огромные жертвы, в коммуне никто не заболел и не умер от голода. Жили дружно, работали от мала до велика, не покладая рук, с десятикратным рвением. И все они выжили.

В 1935 году коммуна «Труд» была реорганизована в колхоз (коллективное хозяйство) с одноименным названием. Коммунарам выделили участки под личное строительство, распределили по семьям живность и имущество, государство стало выплачивать заработ­ную плату. Люди начали возводить собственное жи­лье. Очень скоро в домах появился достаток, уют, по­селилась радость.

Все перечеркнула война. Ушли на фронт отцы, сыновья, братья, мужья. Хутор осиротел.

Много горя хлебнули коммунаровцы в годы Великой Отечественной. Фашисты обижали, угнетали, обкра­дывали хуторян, отбирали последнюю еду. Дети еще продолжали ходить в школу, но оккупанты всячески издевались над ними: рвали учебники и тетради, за­ставляли перечеркивать в учебниках портреты Лени­на, Сталина. Видя слезы на глазах ребятишек, громко хохотали.

Немцы разгромили Дом коммуны. «Это был кромеш­ный ад, — вспоминали старожилы, — взрывы, вой бом­бардировщиков, душераздирающий плач детей, чер­ный дым, густая копоть, оседающая на лицах лю­дей.». Они до сих пор не могут вспоминать об этом без слез.

Тогда люди спрятались в подвале здания, но когда загорелся нижний этаж, вынуждены были покинуть свое убежище. Чудом спаслись, но сердца их облива­лись кровью от боли и обиды за сожженные фашиста­ми дома и амбары с зерном, за пропавший труд. Люди строили землянки, рыли окопы, сеяли хлеб из сбере­женного зерна. Писали на фронт письма и, как могли, помогали солдатам: отправляли посылки, укладывая в них кто что мог, в основном, связанные вручную теплые вещи.

В 1942 году в хутор опять вошли фашисты. Бесцере­монно расселились по оставшимся домам и землян­кам. На этот раз оккупация длилась целых семь меся­цев. Чего только не натерпелись жители от врага! Фа­шисты отбирали кур, свиней, оставшееся зерно, дру­гие продукты, а главное — надежду на будущее.

А в полях в это время колосилась, поспевала пшени­ца. «Неужели все достанется врагу», — сокрушался народ. Но рука не поднималась уничтожить свой труд, свой потом и заботой взращенный хлеб. Да и враг зор­ко следил за каждым и, в случае чего, обещал жесто­кую расправу над всеми. Когда созрело зерно, немцы погнали людей в поле. Вручную, серпами, косили кре­стьяне пшеницу, вязали снопы, тачками вывозили их, вручную же и обмолачивали.

Как-то произошел такой случай. Один из немецких солдат потерял крест. Разъяренные фашисты собрали всех детей, выстроили их в цепочку и пригрозили, что если крест не найдется — всех расстреляют. Они дума­ли, что это дети взяли крест.

Поиски длились несколько часов. Наконец, крест был найден, дети были не виноваты. Солдат, потеряв­ший его, из-за которого и был поднят такой шум, был избит по приказу своего командира. Лишь после этого детей отпустили. Но что пережили за это время их матери, одному Богу известно!

Как бы враг ни издевался, как бы ни запугивал, люди верили, что скоро придут «наши» и, чем могли, вреди­ли фашистам. И не раз местные жители, не боясь вра­га, спасали советских солдат.

Однажды холодной осенней ночью в хутор пришли трое наших разведчиков. Коммунары, рискуя собой и жизнью своих детей, спрятали «гостей» в окопах, накормили их последним, что было, обогрели, дали теплую одежду и, сообщив нужную информацию, вы­вели в безопасное место. Так наши воины узнали точ­ное местонахождение немецкого штаба и другие важ­ные сведения. О приходе разведчиков враг не узнал, предателей в хуторе не было.

А в феврале 1943 года селяне нашли в поле нашего летчика, гвардии старшего лейтенанта Павла Николае­вича Скачкова, совершившего при выполнении боево­го задания вынужденную посадку. Ночью, тайком от немцев, на санях его привез в хутор Теватос Агопович Согомонян, по состоянию здоровья оставленный в резерве. Спрятали летчика в землянке местной жи­тельницы Вартуги Кеворковны Пономаревой. Почти две недели, с 3 по 15 февраля, русский летчик укры­вался от врага под самым его носом. Никто не выдал ни пилота, ни людей, помогавших ему. И есть доку­менты, подтверждающие этот факт.

Той же зимой двое подростков, два друга, два Арша­ка — Аглеримян и Ткодян, спасли двух наших развед­чиков. Ребята, им тогда было по 14 лет, бродили за хутором и встретили красноармейцев. Те попросили ребят провести их незаметно до села Крым. Друзья повели солдат окольными путями, но, поднимаясь на пригорок, заметили людей в белых одеждах с автома­тами. Это были немцы. Они шли прямо в их сторону. И тут подростки сообразили. «Мы выйдем и отвлечем их, — сказали они разведчикам, — а вы низиной бегите в сторону и спрячьтесь». Так и сделали. Ребята вышли прямо к немцам. Конечно, страх был, они ведь каждый день видели издевательства фашистов над людьми, знали, что можно ожидать чего угодно, они и расстре­лять могли. Но чувство ненависти к извергам было сильнее страха. А еще подросткам очень хотелось спа­сти разведчиков, которые ненамного были старше их самих, но уже воевали с врагом. Их-то немцы точно расстреляли бы. Немцам ребята сказали, что шли в село Крым к бабушке, но заблудились — дело было к вечеру. Немцы вроде поверили, однако повели ребят в штаб, долго допрашивали. Но подростки были непре­клонны — заблудились и все! Их повели в старый са­рай, заперли, приказали сидеть тихо. Двух Аршаков это не устроило: им удалось вылезти через узкое окошко и убежать.

Окончательно хутор был освобожден от оккупантов в феврале 1943 года. Народ, наконец, вздохнул сво­бодно и принялся восстанавливать разрушенное вра­гом. Женщины, дети, старики работали от зари и до­темна, живя верой в Победу.

И она пришла — трудная, долгожданная! Усталые, похудевшие, измученные долгой войной, проходили через хутор солдаты, они возвращались в свои города и села. Люди радостно бежали навстречу защитникам Родины, со слезами на глазах обнимали их, давали в руки еду.

Но не всем суждено было снова увидеть родные ме­ста. В Ленинаканском сельском клубе есть стенд, где высечены имена погибших и пропавших без вести земляков. Вечная им память!

А те, кто вернулся домой, активно включились в вос­становление разрушенного хозяйства. Это была труд­ная работа: не хватало средств, сил, техники, рук чело­веческих… Но все преграды преодолимы, если есть цель, желание, энтузиазм. А они были.

Огромный вклад в восстановление и дальнейшее раз­витие и процветание родного хутора внесли бывшие фронтовики. Они делали все, чтобы народ зажил счастливой жизнью: строили, сеяли, убирали урожаи, занимались земледелием, огородничеством, садовод­ством, скотоводством. Воспитывали молодежь, пере­давая ей свои навыки, знания, делясь приобретенным жизненным опытом. Превозмогая порой душевную боль, незаживающие раны, которые давали о себе знать, часто попадая в больницы, ветераны заражали своим оптимизмом молодых. Это были прекрасные люди — чуткие, добрые, надежные, трудолюбивые. Во многом благодаря именно их усилиям хозяйство креп­ло, становилось на ноги, хутор поднялся из руин и пепла, засверкал во всей своей красе.

В 1950 году жители населенных пунктов, которым дали названия Красный Крым, Ленинакан, Ленинаван, Султан Салы, объединились в один колхоз «Путь к коммунизму». Им руководил строгий, требователь­ный, но добрый, чуткий, понимающий людей Крикор Хукасович Пудеян. Двадцать один год он проработал председателем, и люди до сих пор говорят о нем как о честном и скромном человеке, заботящемся прежде всего о людях.

Многое было сделано за это время во всех четырех населенных пунктах: построены животноводческие объекты, амбары, птичники, гаражи, мастерские и другие помещения в тракторных бригадах, весовые на току. В каждом селе появились конторы, амбулатории, магазины, детские сады, школы, клубы.

Все эти годы возглавляемое К. Х. Пудеяном хозяй­ство было в числе передовых, неоднократно станови­лось участником областных и районных сельскохозяй­ственных выставок, а также всесоюзной выставки до­стижений народного хозяйства (ВДНХ), о чем свиде­тельствуют многочисленные дипломы, грамоты за высокие показатели в труде. И здесь, в этом новом хозяйстве ленинаканцы всегда были на хорошем счету.

Взять хотя бы строителей — Аршака Карапетовича Ткодяна и братьев Бликянов — Людвига и Срабиона.

Бликян Срабион Бликян Людвиг              Ткодян Аршак
 

Кирпич за кирпичом они поднимали дома, мастерские в тракторных бригадах в Ленинакане и в Красном Крыму, коровники, амбулаторию, магазин, школу, клуб в Ленинакане. А сколько у нас было передовиков производства среди хлеборобов, доярок, механизато­ров — всех и не перечтешь!

Нет, не случайно коммуна «Труд», а затем и четвер­тая, она же и комплексная, бригада колхоза «Путь к коммунизму» (впоследствии АО «Труд») носила по­четное звание коллектива высокой культуры земледе­лия. А ее работники выходили победителями социали­стического соревнования разного уровня: межхозяй­ственного, районного, областного. На протяжении многих лет бок о бок с колхозниками трудились тол­ковые руководители: с 1922 года — Атаманов Капрел, с 1934-го — Баев Борис, затем Чалхахян Вартерес, с 1940-го — Термалаян Маниел, 1946-го — Чибичян Амбарцум, потом Алмасян Акоп, Алмасян Аведик, 1950-го — Пудеян Крикор, затем Назаретов Капрел, Явруян Григо­рий, Тызыхян Владимир.

Шло время, текла жизнь своим ходом, хутор рос и развивался, появились новые улицы.

Осенью 1997 года ленинаканцы отметили знамена­тельную дату — 75-летие образования легендарной трудовой коммуны «Труд». Это был незабываемый праздник. Казалось, сама природа преподнесла людям чудесный подарок — ясную, солнечную, теплую пого­ду. И хутор, летом утопающий в зелени, в тот день от желто-багряных листьев вдруг вспыхнул золотом. На юбилей были приглашены дети первопроходца К. А. Атаманова — Зартар Капреловна и Карапет Капрелович. Бы­ли здесь и уроженцы хутора, уже несколько лет проживаю­щие в других городах и селах. Вот это была встреча! Люди обнимались, плакали от радости, благодарили организаторов торжества, в программе которого были концертные номера, конкурсы, поздравления, чествование старожилов, вручение подарков и, конечно, застолье. Столы буквально ломились от яств. Это был пир на весь мир. В какой-то момент показа­лось, что в Ленинакан вернулось прошлое, уже ушед­шее в историю время, когда коммунары собирались за одним столом большой, дружной семьей, чтобы разде­лить общую радость.

Праздник удался на славу и оставил самые при­ятные воспоминания и большую радость в серд­цах ленинаканцев.

В 2005 году в хуторе, возле сельского клуба, был открыт обелиск погибшим односельчанам. Этот па­мятник от самого начала и до конца выложил колхоз­ный строитель А. К. Ткодян.

Свое стихотворение я посвятила именно им, моим героям-землякам.

Герои не вернулись в край родной, 
Вступив с врагом в последний бой.
Их унесла проклятая война.
На обелиске воинов-героев имена.
Их не сотрет густым туманом,
Их ночью светом озарит луна.
И шепчут наши губы неустанно
Родных погибших имена.
Вдали от Родины их прах -
Им в наших вечно жить сердцах.
Багровой краскою закат горит -
Хранит молчание гранит.
А на граните - имя сына и отца,
Погибших от железа и свинца.
Здесь, на граните, имя брата, мужа, деда,
А над землей спасенною - Победа!

Герои не вернулись в край родной, Вступив с врагом в последний бой. Их унесла проклятая война.

Сирень, гвоздики, огненные тюльпаны ложатся к подножию обелиска. Благодарная память о тех, кто отдал жизнь за победу, навсегда в наших сердцах!

Много воды утекло с тех давних пор, когда крымчане переселились в облюбованное ими местечко — «Вари коммуна» — ныне хутор Ленинакан. Много произошло перемен.

Серьезным испытанием на прочность для хозяйства стали экономические реформы 90-х годов, оставившие негативные последствия — сокращение производствен­ного потенциала. И непросто пришлось Араму Карекиновичу Капузнияну, человеку молодому, энергичному, возглавив­шему правление хозяйства в начале 2000-х, чтобы сохранить, то, что еще можно было спасти.

Об истории родного хутора, колхоза, моих дорогих земляках я, сельский корреспондент, неоднократно писала заметки, статьи, очерки, которые из года в год публиковались в районной газете «Заря» под рубрикой «Люди вдохновенного труда».

Все мы, ленинаканцы, любим свой хутор. Он такой красивый, большую часть года утопает в зелени. Это сказочный уголок нашей чудесной донской природы. И ныне он — уютный и благоустроенный современный поселок, в котором есть все блага цивилизации: ас­фальт, всеобщая газификация хутора природным га­зом, телефонная связь, водопровод. Живут люди в по­строенных своими силами добротных домах, по ком­фортности не уступающих городскому жилью. Есть в хуторе свой Дом культуры, библиотека, амбулато­рия, торговые точки. Нет пока, правда, школы и детского сада, но специальный школьный автобус регулярно, без сбоев, доставляет малышей и школь­ников в соседний Ленинаван.

Самое главное, конечно, — люди, они остались преж­ними — трудолюбивыми, отзывчивыми, порядочными. Работают в колхозе целыми семьями.

Конечно, близость большого города накладывает отпечаток на жизнь, быт и мировоззрение ленинакан- цев. Многие работают или учатся, живут в Ростове-на- Дону, но все равно, в конце концов, возвращаются на свою малую родину, такая притягательная сила у небольшого хутора в донской степи.

И в жаркий день, и в лютый холод 
Ты дорог мне, мой край родной.
Здесь каждый житель, стар иль молод,
Навек судьбу связал с тобой.

При встрече и при расставаньи,
Идя дорогою любой,
Шепчу я словно заклинанье:
«Храни, Господь, мой край родной!»

Т. СОГОМОНЯН, х. Ленинакан

Заря