История любого поселения не должна исчезнуть бесследно. Именно в этих целях была создана эта летопись, основанная на воспоминаниях свидетелей, участников давних событий, старожилов. Ее автор — жительница х. Ленинакан, бывший библиотекарь, ветеран селькоровского движения Татьяна Яковлевна Согомонян. В 2025-м — году векового юбилея хутора — был издан буклет, в основу которого и лег собранный материал. Сегодня мы предлагаем его в сокращенном виде вниманию читателей «Зари».
Хороших много сел на свете,
Но мне мое село родней.
Тебе желаю я бессмертья -
Кусочек Родины моей!
Возникновение хутора Ленинакан — закономерный исторический процесс. Это следствие сельскохозяйственной политики, которая проводилась в начале 20-х годов в послереволюционной России. Одной из характерных черт этой политики было образование простейших кооперативов — СОЗов, ТОЗов, артелей, трудовых коммун.
В 1921 году в селах Чалтырь и Крым был создан ряд подобных объединений, каждое из которых имело свой Устав. Многие из переселенцев нашего хутора, будучи тогда жителями села Крым, являлись членами этих СОЗов. Но обрабатываемая ими земля находилась так далеко от села, что путь к ней занимал многие часы (основным транспортом тогда была запряженная волами телега). Здравый смысл подсказывал, что надо перебираться поближе к своей земле, и потому осенью 1922 года крымчане организовывают свою первую коммуну под названием «Труд», которую возглавляет председатель Крымского сельского совета Капрел Асватурович Атаманов (на снимке).

На новое место жительства переселяются Баян Асватур Оксендович, Согомонян Теватос Агопович, Агаглуян Саркис Крикорович, Хамбурян Овагем Богосович, Халамбашян Мадос Афанасьевич, Барлаухян Егия Мелконович, Алмасян Матевос Торосович, Алмасян Дзерон Маргосович, Дзиваян Мкыртыч Саакович, Аглеримян Захар Сергеевич, Харахашян Тигран Манукович (на снимках внизу они слева направо).

Потом к ним присоединились три брата Нагаевых — Абкар, Асватур и Дртад. Их семья была очень зажиточная и все, что у них было — живность, недвижимость — они передали в коммуну.
Облюбовав себе место в низине у пруда, переселенцы назвали его «Вари (нижняя) коммуна». Вначале артель располагала 80-ю гектарами земли, двумя лошадьми, тремя коровами, одной овцой. Числился в ней 71 человек.
Быстро построили барак на 8 семей. А народ все прибывал и прибывал: Асланов Степан, Аглеримян Мелкон, Атаманян Арам, Сухарян Асватур, Джинибалаян Луспарон, Баян Борис, Хаишян Дзадур, Назаретов Капрел, Бабиян Хачерес, Харагезян Ованес, Барлаухян Мнацаган, Норлусинян Гюрех, Халамбашян Амбарцум, Джинибалаян Аведик, Симавонян Гарабед, Пегливанян Саркис, Бабиян Саркис, Хаишбашян Мардирос, Белов Иван, Топалян Степан, Норлусинян Саркис, Бородавка Дорофей, Черкизян Партух, Тирацуян Микаел, Попов Сероп, Кечеджиян Амбарцум, Тирацуян Хачатур, Хантимерян Маргос, Хамбурян Луспарон, Джинян Сероп, Асланян Степан, Баян Асватур, Ткодян Хачатур, Алмасян Вартануш, Сухарян Арам, Хаишбашян Агоп, Кечеджиян Айгануш, Халамбашян Асватур, Нестеренко Настя, Харахашян Зартар, Тащиян Степан, Пегливанян Степан, Тызыхян Манушак, Харагезян Мардирос, Тащиян Хугас.
Все переселенцы вступали в коммуну, сдавали свое имущество в общее пользование. Проблем было много, ведь жизнь приходилось начинать практически с нуля, но благодаря трудолюбию людей, терпению, мужеству, вере в светлое будущее коммуна быстро росла и укреплялась.
В 1925-м появились первые жилые строения (с этой даты хутор и начинает отчет своей истории). Помнят старожилы, какой теплой выдалась весна того года. Сеять начали уже в феврале, и урожай собрали в том году очень богатый. А сколько было радости, когда в 1927-м коммуна приобрела свой первый трактор «Фордзон», и Хачерес Бабиян проложил первую борозду.
В 1929 году был заложен великолепный фруктовый сад, для чего из города был вызван специалист Ярослав Ярославович Ярославский. Он привез с собой ароматные яблоки, которые после пробы были одобрены коммунаровцами. И закипела работа! А через несколько лет зашелестел листвой чудесный сад. Возили крестьяне свои яблоки на областную выставку и каждый год занимали там первое место.
Помнят старожилы и первую хуторскую свадьбу — Тиграна и Астхик Харахашянов. Она была шумной, веселой, как и положено… Выросли их дети: сын стал военным, старшая дочь — медиком, а младшая — посвятила себя Книге, 17 лет возглавляла библиотечную систему района. Живут и здравствуют внуки и правнуки коммунаровцев.
Население коммуны продолжало расти, хозяйство расширялось. Поэтому в 1929 году был разработан план по дальнейшему развитию артели. Наметили построить коровник, свинарник, два птичника, конюшню, помещение для волов, овчарню, а также, один жилой дом на 100 человек, да еще с клубом, школой, медпунктом, детским садом, столовой, баней и т. д.
Для строительства выбрали место повыше, перебрались на новое место, где ныне и находится хутор Ленинакан.
Как и было запланировано, двухэтажный жилой дом был сдан в эксплуатацию к празднику 7 ноября. Справили коммунаровцы новоселье и зажили одной большой и дружной семьей.

Заработанные деньги шли в общую казну: на питание, одежду, которая покупалась и распределялась поровну, на строительство и другие необходимые хозяйственные нужды.
Работали крестьяне от зари до зари, но и веселиться умели от души. Смехом, шутками наполнялся дом после трудового дня. Все вместе смотрели кино, вместе справляли свадьбы. Даже свой театр был создан! Все: и радость, и печаль делили поровну.
«У нас все было общее, — вспоминали старожилы, — ни у кого в комнатах не было ни одной ложки, ни одной вилки или ножа. Все находилось в общей столовой на первом этаже, и питание было трехразовое, для всех одинаковое. Не отставали от взрослых и дети. Учителем Тирацуяном Хачатуром были созданы ученические трудовые звенья по уходу за телятами, кроликами, огородное и другие. Это был умный, добрый и веселый человек, прекрасный организатор всяческих мероприятий, отличный агитатор, борец за чистоту и культуру поведения. Он организовал «ликбез» — борьбу с неграмотностью населения: днем учил детей, а вечером — их родителей. Его очень любили и взрослые, и дети. Взяв первые слоги из его имени — «Ха» и фамилии — «Тир», они ласково называли его «Хатир энгер» (учитель Хатир).
Педагог учил своих подопечных не только грамоте, но и добру взаимопониманию, ответственности за порученное дело. Дети, как и взрослые, добросовестно относились к труду, а на заработанные деньги совершали экскурсии, приобретали с помощью взрослых себе одежду.

Дочь председателя коммуны Капрела Асватуровича Атаманяна — Зартар возглавляла звено по выращиванию кроликов. Из двух особей дети в конце концов развели 100 голов животных. За такой успех звеньевую послали в город на областной слет пионеров, где ее премировали. А в 1931 году Зартар стала делегатом Всесоюзного слета пионеров в Москве. Там у нее состоялась интересная встреча с Н.К. Крупской.
Огромную воспитательную работу среди населения, особенно молодежи вели передовые комсомольцы: Хаишбашян Вартан Макарович — врач, Деремян Хугас — районный секретарь, первая комсомолка Харахашян Зартар Мануковна, Харахашян Дикран Манукович.
Зартар Харахашян была великолепным наездником, участвовала в соревнованиях на скачках, хорошо стреляла из ружья и револьвера, отлично владела саблей. До войны и в войну была вторым секретарем райкома комсомола, впоследствии — зав. райфинотделом.
К 1930 году в коммуне «Труд» уже было 372 человека и 1034 гектаров обрабатываемой земли. Живой инвентарь — 88 лошадей,152 коровы, 63 головы мелкого рогатого скота, 511 голов овец, 84 свиньи, птиц — 741. Когда в районе еще не было электричества, в Дом коммунаров уже был проведен свет из близлежащего города — Ростова-на-Дону.
В голодном 1933 году, когда по всей стране были огромные жертвы, в коммуне никто не заболел и не умер от голода. Жили дружно, работали от мала до велика, не покладая рук, с десятикратным рвением. И все они выжили.
В 1935 году коммуна «Труд» была реорганизована в колхоз (коллективное хозяйство) с одноименным названием. Коммунарам выделили участки под личное строительство, распределили по семьям живность и имущество, государство стало выплачивать заработную плату. Люди начали возводить собственное жилье. Очень скоро в домах появился достаток, уют, поселилась радость.
Все перечеркнула война. Ушли на фронт отцы, сыновья, братья, мужья. Хутор осиротел.
Много горя хлебнули коммунаровцы в годы Великой Отечественной. Фашисты обижали, угнетали, обкрадывали хуторян, отбирали последнюю еду. Дети еще продолжали ходить в школу, но оккупанты всячески издевались над ними: рвали учебники и тетради, заставляли перечеркивать в учебниках портреты Ленина, Сталина. Видя слезы на глазах ребятишек, громко хохотали.
Немцы разгромили Дом коммуны. «Это был кромешный ад, — вспоминали старожилы, — взрывы, вой бомбардировщиков, душераздирающий плач детей, черный дым, густая копоть, оседающая на лицах людей.». Они до сих пор не могут вспоминать об этом без слез.
Тогда люди спрятались в подвале здания, но когда загорелся нижний этаж, вынуждены были покинуть свое убежище. Чудом спаслись, но сердца их обливались кровью от боли и обиды за сожженные фашистами дома и амбары с зерном, за пропавший труд. Люди строили землянки, рыли окопы, сеяли хлеб из сбереженного зерна. Писали на фронт письма и, как могли, помогали солдатам: отправляли посылки, укладывая в них кто что мог, в основном, связанные вручную теплые вещи.
В 1942 году в хутор опять вошли фашисты. Бесцеремонно расселились по оставшимся домам и землянкам. На этот раз оккупация длилась целых семь месяцев. Чего только не натерпелись жители от врага! Фашисты отбирали кур, свиней, оставшееся зерно, другие продукты, а главное — надежду на будущее.
А в полях в это время колосилась, поспевала пшеница. «Неужели все достанется врагу», — сокрушался народ. Но рука не поднималась уничтожить свой труд, свой потом и заботой взращенный хлеб. Да и враг зорко следил за каждым и, в случае чего, обещал жестокую расправу над всеми. Когда созрело зерно, немцы погнали людей в поле. Вручную, серпами, косили крестьяне пшеницу, вязали снопы, тачками вывозили их, вручную же и обмолачивали.
Как-то произошел такой случай. Один из немецких солдат потерял крест. Разъяренные фашисты собрали всех детей, выстроили их в цепочку и пригрозили, что если крест не найдется — всех расстреляют. Они думали, что это дети взяли крест.
Поиски длились несколько часов. Наконец, крест был найден, дети были не виноваты. Солдат, потерявший его, из-за которого и был поднят такой шум, был избит по приказу своего командира. Лишь после этого детей отпустили. Но что пережили за это время их матери, одному Богу известно!
Как бы враг ни издевался, как бы ни запугивал, люди верили, что скоро придут «наши» и, чем могли, вредили фашистам. И не раз местные жители, не боясь врага, спасали советских солдат.
Однажды холодной осенней ночью в хутор пришли трое наших разведчиков. Коммунары, рискуя собой и жизнью своих детей, спрятали «гостей» в окопах, накормили их последним, что было, обогрели, дали теплую одежду и, сообщив нужную информацию, вывели в безопасное место. Так наши воины узнали точное местонахождение немецкого штаба и другие важные сведения. О приходе разведчиков враг не узнал, предателей в хуторе не было.
А в феврале 1943 года селяне нашли в поле нашего летчика, гвардии старшего лейтенанта Павла Николаевича Скачкова, совершившего при выполнении боевого задания вынужденную посадку. Ночью, тайком от немцев, на санях его привез в хутор Теватос Агопович Согомонян, по состоянию здоровья оставленный в резерве. Спрятали летчика в землянке местной жительницы Вартуги Кеворковны Пономаревой. Почти две недели, с 3 по 15 февраля, русский летчик укрывался от врага под самым его носом. Никто не выдал ни пилота, ни людей, помогавших ему. И есть документы, подтверждающие этот факт.
Той же зимой двое подростков, два друга, два Аршака — Аглеримян и Ткодян, спасли двух наших разведчиков. Ребята, им тогда было по 14 лет, бродили за хутором и встретили красноармейцев. Те попросили ребят провести их незаметно до села Крым. Друзья повели солдат окольными путями, но, поднимаясь на пригорок, заметили людей в белых одеждах с автоматами. Это были немцы. Они шли прямо в их сторону. И тут подростки сообразили. «Мы выйдем и отвлечем их, — сказали они разведчикам, — а вы низиной бегите в сторону и спрячьтесь». Так и сделали. Ребята вышли прямо к немцам. Конечно, страх был, они ведь каждый день видели издевательства фашистов над людьми, знали, что можно ожидать чего угодно, они и расстрелять могли. Но чувство ненависти к извергам было сильнее страха. А еще подросткам очень хотелось спасти разведчиков, которые ненамного были старше их самих, но уже воевали с врагом. Их-то немцы точно расстреляли бы. Немцам ребята сказали, что шли в село Крым к бабушке, но заблудились — дело было к вечеру. Немцы вроде поверили, однако повели ребят в штаб, долго допрашивали. Но подростки были непреклонны — заблудились и все! Их повели в старый сарай, заперли, приказали сидеть тихо. Двух Аршаков это не устроило: им удалось вылезти через узкое окошко и убежать.
Окончательно хутор был освобожден от оккупантов в феврале 1943 года. Народ, наконец, вздохнул свободно и принялся восстанавливать разрушенное врагом. Женщины, дети, старики работали от зари и дотемна, живя верой в Победу.
И она пришла — трудная, долгожданная! Усталые, похудевшие, измученные долгой войной, проходили через хутор солдаты, они возвращались в свои города и села. Люди радостно бежали навстречу защитникам Родины, со слезами на глазах обнимали их, давали в руки еду.
Но не всем суждено было снова увидеть родные места. В Ленинаканском сельском клубе есть стенд, где высечены имена погибших и пропавших без вести земляков. Вечная им память!
А те, кто вернулся домой, активно включились в восстановление разрушенного хозяйства. Это была трудная работа: не хватало средств, сил, техники, рук человеческих… Но все преграды преодолимы, если есть цель, желание, энтузиазм. А они были.
Огромный вклад в восстановление и дальнейшее развитие и процветание родного хутора внесли бывшие фронтовики. Они делали все, чтобы народ зажил счастливой жизнью: строили, сеяли, убирали урожаи, занимались земледелием, огородничеством, садоводством, скотоводством. Воспитывали молодежь, передавая ей свои навыки, знания, делясь приобретенным жизненным опытом. Превозмогая порой душевную боль, незаживающие раны, которые давали о себе знать, часто попадая в больницы, ветераны заражали своим оптимизмом молодых. Это были прекрасные люди — чуткие, добрые, надежные, трудолюбивые. Во многом благодаря именно их усилиям хозяйство крепло, становилось на ноги, хутор поднялся из руин и пепла, засверкал во всей своей красе.
В 1950 году жители населенных пунктов, которым дали названия Красный Крым, Ленинакан, Ленинаван, Султан Салы, объединились в один колхоз «Путь к коммунизму». Им руководил строгий, требовательный, но добрый, чуткий, понимающий людей Крикор Хукасович Пудеян. Двадцать один год он проработал председателем, и люди до сих пор говорят о нем как о честном и скромном человеке, заботящемся прежде всего о людях.
Многое было сделано за это время во всех четырех населенных пунктах: построены животноводческие объекты, амбары, птичники, гаражи, мастерские и другие помещения в тракторных бригадах, весовые на току. В каждом селе появились конторы, амбулатории, магазины, детские сады, школы, клубы.
Все эти годы возглавляемое К. Х. Пудеяном хозяйство было в числе передовых, неоднократно становилось участником областных и районных сельскохозяйственных выставок, а также всесоюзной выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ), о чем свидетельствуют многочисленные дипломы, грамоты за высокие показатели в труде. И здесь, в этом новом хозяйстве ленинаканцы всегда были на хорошем счету.
Взять хотя бы строителей — Аршака Карапетовича Ткодяна и братьев Бликянов — Людвига и Срабиона.

Кирпич за кирпичом они поднимали дома, мастерские в тракторных бригадах в Ленинакане и в Красном Крыму, коровники, амбулаторию, магазин, школу, клуб в Ленинакане. А сколько у нас было передовиков производства среди хлеборобов, доярок, механизаторов — всех и не перечтешь!
Нет, не случайно коммуна «Труд», а затем и четвертая, она же и комплексная, бригада колхоза «Путь к коммунизму» (впоследствии АО «Труд») носила почетное звание коллектива высокой культуры земледелия. А ее работники выходили победителями социалистического соревнования разного уровня: межхозяйственного, районного, областного. На протяжении многих лет бок о бок с колхозниками трудились толковые руководители: с 1922 года — Атаманов Капрел, с 1934-го — Баев Борис, затем Чалхахян Вартерес, с 1940-го — Термалаян Маниел, 1946-го — Чибичян Амбарцум, потом Алмасян Акоп, Алмасян Аведик, 1950-го — Пудеян Крикор, затем Назаретов Капрел, Явруян Григорий, Тызыхян Владимир.
Шло время, текла жизнь своим ходом, хутор рос и развивался, появились новые улицы.
Осенью 1997 года ленинаканцы отметили знаменательную дату — 75-летие образования легендарной трудовой коммуны «Труд». Это был незабываемый праздник. Казалось, сама природа преподнесла людям чудесный подарок — ясную, солнечную, теплую погоду. И хутор, летом утопающий в зелени, в тот день от желто-багряных листьев вдруг вспыхнул золотом. На юбилей были приглашены дети первопроходца К. А. Атаманова — Зартар Капреловна и Карапет Капрелович. Были здесь и уроженцы хутора, уже несколько лет проживающие в других городах и селах. Вот это была встреча! Люди обнимались, плакали от радости, благодарили организаторов торжества, в программе которого были концертные номера, конкурсы, поздравления, чествование старожилов, вручение подарков и, конечно, застолье. Столы буквально ломились от яств. Это был пир на весь мир. В какой-то момент показалось, что в Ленинакан вернулось прошлое, уже ушедшее в историю время, когда коммунары собирались за одним столом большой, дружной семьей, чтобы разделить общую радость.
Праздник удался на славу и оставил самые приятные воспоминания и большую радость в сердцах ленинаканцев.
В 2005 году в хуторе, возле сельского клуба, был открыт обелиск погибшим односельчанам. Этот памятник от самого начала и до конца выложил колхозный строитель А. К. Ткодян.

Свое стихотворение я посвятила именно им, моим героям-землякам.
Герои не вернулись в край родной,
Вступив с врагом в последний бой.
Их унесла проклятая война.
На обелиске воинов-героев имена.
Их не сотрет густым туманом,
Их ночью светом озарит луна.
И шепчут наши губы неустанно
Родных погибших имена.
Вдали от Родины их прах -
Им в наших вечно жить сердцах.
Багровой краскою закат горит -
Хранит молчание гранит.
А на граните - имя сына и отца,
Погибших от железа и свинца.
Здесь, на граните, имя брата, мужа, деда,
А над землей спасенною - Победа!
Герои не вернулись в край родной, Вступив с врагом в последний бой. Их унесла проклятая война.
Сирень, гвоздики, огненные тюльпаны ложатся к подножию обелиска. Благодарная память о тех, кто отдал жизнь за победу, навсегда в наших сердцах!
Много воды утекло с тех давних пор, когда крымчане переселились в облюбованное ими местечко — «Вари коммуна» — ныне хутор Ленинакан. Много произошло перемен.
Серьезным испытанием на прочность для хозяйства стали экономические реформы 90-х годов, оставившие негативные последствия — сокращение производственного потенциала. И непросто пришлось Араму Карекиновичу Капузнияну, человеку молодому, энергичному, возглавившему правление хозяйства в начале 2000-х, чтобы сохранить, то, что еще можно было спасти.
Об истории родного хутора, колхоза, моих дорогих земляках я, сельский корреспондент, неоднократно писала заметки, статьи, очерки, которые из года в год публиковались в районной газете «Заря» под рубрикой «Люди вдохновенного труда».
Все мы, ленинаканцы, любим свой хутор. Он такой красивый, большую часть года утопает в зелени. Это сказочный уголок нашей чудесной донской природы. И ныне он — уютный и благоустроенный современный поселок, в котором есть все блага цивилизации: асфальт, всеобщая газификация хутора природным газом, телефонная связь, водопровод. Живут люди в построенных своими силами добротных домах, по комфортности не уступающих городскому жилью. Есть в хуторе свой Дом культуры, библиотека, амбулатория, торговые точки. Нет пока, правда, школы и детского сада, но специальный школьный автобус регулярно, без сбоев, доставляет малышей и школьников в соседний Ленинаван.
Самое главное, конечно, — люди, они остались прежними — трудолюбивыми, отзывчивыми, порядочными. Работают в колхозе целыми семьями.
Конечно, близость большого города накладывает отпечаток на жизнь, быт и мировоззрение ленинакан- цев. Многие работают или учатся, живут в Ростове-на- Дону, но все равно, в конце концов, возвращаются на свою малую родину, такая притягательная сила у небольшого хутора в донской степи.
И в жаркий день, и в лютый холод
Ты дорог мне, мой край родной.
Здесь каждый житель, стар иль молод,
Навек судьбу связал с тобой.
При встрече и при расставаньи,
Идя дорогою любой,
Шепчу я словно заклинанье:
«Храни, Господь, мой край родной!»
Т. СОГОМОНЯН, х. Ленинакан









