Детская музыкальная школа с. Чалтырь была основана в 1965 году и стала первой, и пока единственной, музыкальной школой Мясниковского района. Призванная приобщать детей к одному из самых прекрасных видов искусства, она пережила очень непростые годы становления.
Зачатки музыкального образования возникли значительно раньше, чем была открыта Детская музыкальная школа в с. Чалтырь. Еще в 1954 году при районном Доме культуры появился кружок баянистов, занятия в котором вел Семен Хугасович Поркшеян, человек образованный, одаренный, тонко чувствующий музыку, умеющий работать с детьми.
Благодаря активным действиям еще одного энтузиаста музыкальной культуры района, а в будущем директора музыкальной школы, Гадзияна Хугаса Торосовича, в 1962 году были приглашены преподаватели и открыты кружки по классу скрипки и фортепиано.

Спустя восемь лет эти кружки, как «три кита», явились базой и предпосылкой для их объединения вначале в музыкальную студию, в которой дети обучались игре уже на нескольких инструментах — баяне-аккордеоне, фортепиано и скрипке,- а затем в 1965 году, возникновения Детской музыкальной школы.
«С сего числа приступаю к обязанностям директора музыкальной школы Мясниковского района. Основание: приказ по Ростовскому областному управлению культуры № 277 от 21 июня 1965 года», — эта запись была сделана в книге приказов первым директором школы Смирновым Н.Н. Собрав под свое крыло как опытных, так и молодых талантливых педагогов, он начал работу над созданием первого начального профессионального музыкального учебного заведения для учащихся.
Первый набор на 1965-1966 учебный год включил в себя учащихся как дневного, так и вечернего школ: 30 учащихся по классу фортепиано, 69 — по классу баяна и 27 — по классу скрипки. Итого — 126 учеников. Многие из них по уровню уже достигнутой подготовки были приняты в разные классы вновь образованной музыкальной школы.
В числе первых преподавателей были замечательные педагоги, новаторы, энтузиасты своего дела: Поркшеян С.Х., Яковенко И.В., Бланк С.И. (кл. баяна и аккордеона), Берсенева А.И. (кл. фортепиано), Назарова Т.М., Пегливанова Э.Т. (кл. скрипки). Теоретические дисциплины вели Городищев А.М. и директор школы Смирнов Н.Н.
В 1967 году Смирнова Н.Н. сменил новый директор музыкальной школы – Гадзиян Х.Т., под руководством которого проходило дальнейшее становление и развитие музыкального образования в школе.
Вместе с Берсеневой А.И., одной из первых преподавателей школы, а в будущем и заведующей учебной частью, им пришлось решать множество вопросов от материальных и организационных до учебных и творческих: реконструкция и восстановление здания музыкальной школы, приобретение инструментов, нотной и методической литературы, формирование педагогического коллектива, планирование развития всех отделов и множество других вопросов, возникающих на этапе становления любой организации.
С годами рос и совершенствовался коллектив педагогов, расширялся состав учащихся, открывались новые классы, что позволяло более полно реализовывать лучшие идеи и замыслы, рожденные в коллективе. Преподавательский состав представлял собой уже стабильную профессиональную команду, впитавшую в себя дух подлинной любви к музыке и детям, дух истинно профессионального отношения к делу. Берсенева А.И., Чилевич Е.М., Дахшлейгер В.М., — по классу фортепиано;Поркшеян С.Х., Яковенко И.В., Супруненко А.С., Батраков Д.В., Смирнов А.Д., Заварская Н.П., Явруян Д.А.,- по классу баяна и аккордеона; Назарова Е.М., Пегливанова Э.Б., – по классу скрипки; Тухикян В.М. по классу духовых и ударных инструментов; Смирнов Н.Н., Бабалыхян Л.О., Якерсон С.И., Ткачева Т.В., Чучко Л.А., — по классу теоретических дисциплин и хора, — вот те педагоги, которые воспитали не одно поколение юных музыкантов, многие из которых впоследствии избрали музыку своей профессией, решив тем самым вопрос обеспечения школы местными кадрами.





И вот год за годом возвращаются в родные стены уже в качестве преподавателей выпускники школы: народный отдел — Барашян А.Х., Анапалян А.А., Хурдаян К.Д., Горецкий В.А., Экизян С.А., Хатламаджиян А.С., Дагалдиева Л.А., Харахашян А.С., Хатламаджиян Г.А., Барашян Е.В., Барлаухян А.Р., Арзуманов А.Г, фортепианный – Хатламаджиян А.К., Эзегелян Л.Д., Экизян А.Х., Айдинян Л.М., Майкоглуян М.К., Таманцева Т.Л., струнный – Аракелян А.Е., Мошиян К.Г.,Хатламаджиян Н.Х., Андонян Л.К., Харагезян Е.М., Баян А.К., Барашян А.Х., отделение духовых и ударных инструментов – Гайламазян А.Е., Чувараян А.Е., Чубарян А.А., Барашян А.В., Хатламаджиян А.М., Пудеев Г.Е., Хамбурян А.А., Баян А.Г., теоретический – Попова С.Г., Танкаян О.В., Бабиян А.Ю., хоровое –Кочергина С.А., Барсегян Н.А.



Смена педагогических поколений — неизбежный процесс, но именно творческая связь поколений, живая передача опыта старейших педагогов своей молодой смене и есть важнейший залог дальнейшего успеха работы, значение которого, особенно для молодых преподавателей, трудно переоценить.
1989 год. Открывается новое художественное отделение, и с его появлением школа приобретает более высокий статус — становится Детской школой искусств. В результате открытия в 1995 году еще одного нового отделения, хореографического, под крышей школы происходит творческое объединение, синтез трех видов искусства: музыки, живописи и танца, что дает еще более богатый спектр возможностей для творческого развития учащихся.
Открытие хореографического отделения было мечтой Хатламаджиевой Л.Н., нового руководителя школы (1992-2007 гг.), которой было многое сделано, чтобы это направление в школе достойно функционировало и развивалось.
Новое время ставило новые задачи. Вместе со своим заместителем, Поповой С.Г-(с 1987 г.), пришедшей на смену Берсеневой А.И., и сплоченным педагогическим коллективом ей удалось раскрыть дальнейшие потенциальные возможности школы: ремонт здания, оснащение хореографического и художественного классов необходимым оборудованием, обстановка учебных помещений современной мебелью, открытие классов гитары и вокала, расширение сферы концертной и конкурсной деятельности учащихся и преподавателей. Благодаря совместным усилиям грамотного руководства и профессионального коллектива в 2004 году школа была признана Ростовской областной аттестационной комиссией как ДШИ «высшей категории».
И сегодня Детская школа искусств живет полнокровной творческой жизнью, выполняя свое высокое предназначение — учить понимать и ценить прекрасное, развивать вкус, чувство гармонии и красоты.

По материалу буклета, составленного преподавателями школы искусств Поповой С.Г., Хатламаджиян Г.А., Экизян С.А.
Источник: Районка №20 (36) октябрь-2 2015 г.








