Самая чудесная, счастливая и волшебная пора в жизни человека — детство. Сколько открытий совершает маленький человек! И потом всю жизнь помнит неповторимый влажный запах первого подснежника и весенней земли, прогретой солнышком. Уже взрослым, увидев что-то, остро ощущает до боли знакомое, но забытое за суетой дней. Много событий происходит в жизни, многое меняется. Одно неизменно: с особой теплотой каждый вспоминает свое детство.
Круг общения маленького человечка до школы ограничен. Самые близкие люди — родители. Но вот ребенок идет в школу, и тут его встречает первый в его жизни учитель. Очень часто потом он воспринимается, как вторая мама.
Такой второй мамой для меня стала Раиса Николаевна Чебанова. Улыбчивая и добрая, красивая и аккуратная, она стала эталоном поведения для нас с первых дней. Мне очень хотелось быть похожей на нее. Втайне от всех перед зеркалом я копировала ее жесты, тренировала ее походку, даже говорить пыталась такими интонациями, как она. Мне очень нравился ее каллиграфический почерк, и я дала себе слово научиться писать так же.
Как я была горда, когда она меня хвалила! Это можно сравнить с тем, как если бы взрослый человек получил медаль.
Очень четко помню морозные и снежные зимы, которые были чем-то обыденным в 70-е годы прошлого столетия. В самую суровую метель родители отправляли нас со старшеклассниками в школу. После того, как я облачалась в пальто, мама одевала мне шапку, а сверху теплую оренбургскую шаль, концы которой продевались под мышками и сзади завязывались узлом. Таким образом, были видны только глаза. Мы отправлялись в школу.
Там нас встречала Раиса Николаевна. Она сокрушенно качала головой, раздевая нас. “Зачем вы пришли? В школе лопнули трубы, погреетесь и идите назад!” — растирала наши холодные ладошки. А мы были счастливы. Делились с ней своими открытиями и горестями, и для каждого у неё было припасено доброе слово.
Иногда я ходила из школы домой со своим учителем — она шла в гости к своей свекрови. Жила я на краю хутора. Особенно я любила долгие беседы по пути домой.
Интересные уроки, игры на свежем воздухе, сбор растений для гербария, октябрятские звёздочки — всего не перечесть. Но вот начальная школа окончена и пришла пора расставания. Для меня это была трагедия!
Конечно, пришли новые прекрасные преподаватели, но Учителем для меня навсегда останется Раиса Николаевна. Долгие годы мы поддерживали с ней отношения: ходили в гости, поздравляли с праздниками.
В первый день декабря у моего Учителя был юбилей. Раисе Николаевне исполнилось 90 лет! Я желаю ей и её семье крепкого здоровья и бодрости. Я хочу, чтобы она знала: она по-прежнему Учитель. Не только для меня. Для многих поколений недвиговцев. Я тоже стала учителем. И во всем равняюсь на неё. Раиса Николаевна — неизменный пример для меня.
У меня есть рассказ из сборника “Ленкины рассказы”, который я адаптировала к современности, но за основу взят случай из моего детства. Хочу вам его предложить.
СЕКРЕТНАЯ ПЯТЕРКА
Заканчивается вторая четверть. Сегодня Раиса Николаевна дала слабым ученикам задание, чтобы исправить двойки. Я сижу за одной партой с Петькой. Петька нахватал двоек. Теперь он пишет задание на листочке, а я — упражнение из учебника. Искоса я вижу, как он пишет. Мы сидим перед учителем за первой партой. Я очень хочу, чтобы Петька получил хорошую оценку. Он тоже старается, но почему-то пишет “на трОве”. Я сердито бью его под партой по ноге. Петька вздрагивает и смотрит в тетрадь, “как баран на новые ворота”, как говорит моя бабушка. Я толкаю его во второй раз и за учебником, втайне от учительницы, показываю ему пальцем букву “а”.
Ну как так? Он что, дурак? Как в слове “траве” можно поставить букву “о”?! ”О” хитро смотрит на меня, она, как шпион, спряталась среди букв. Я ее ненавижу, ей не жалко Петьку. Эх, не умеет он ловить шпионов! Это же так просто: “трАвка”. И почему “а” это терпит, почему уступает свое место?! Петька, наконец, нашел шпиона и пишет дальше.
Я пишу свое упражнение, выискиваю шпионов, и так увлеклась, что на время забыла о соседе.
Петька вдруг поднимает руку. Сердце мое холодеет. Он же только написал и не успел даже проверить! Я толкаю его ногой под партой, очень сильно. Он ойкает, но продолжает тянуть руку. Раиса Николаевна берет листочек, смотрит очень внимательно.
— А пусть Лена у тебя проверит! Я ей доверяю, — учительница протягивает мне лист и ручку с красной пастой.
Я беру листочек и, взволнованная таким доверием, проверяю.
Вот он — шпион! Я нашла эту негодную букву! Это единственная ошибка в работе.
Я смотрю на ошибку и думаю о Петьке. Он живет у бабушки. У него нет родителей. Учится он очень плохо. Мне так хочется, чтобы Петька получил пятерку. Он никогда их не получал! Меня мучит совесть. Что делать?!
Я даю себе клятву: буду заниматься с Петей, чтобы он научился выискивать шпионов в городе букв и не получал двоек. Я беру чистый листочек и вывожу: “Завтра приходишь ко мне заниматься русским языком, когда позвоню”. Подсовываю соседу и вижу, как он согласно кивает.
Я обезвреживаю шпиона синей ручкой и ставлю пять.
— Хм, действительно, тут написано на пять! — учительница ласково улыбается и ставит с удовольствием круглую, красивую пятерку в листочек рядом с моей оценкой, а потом и в журнал. Петька спасен, у него не будет плохой оценки в четверти, но главное, что он получил первую в своей жизни пятерку! Он сияет. Звенит звонок, Петька радостный выбегает из класса, а мне почему-то невесело. Я обманула доверие, и теперь в сердце поселилось горе. Из глаз сами брызнули слезы. Раиса Николаевна подходит ко мне, обнимает и говорит:
— Ну, что случилось? Все хорошо, это наш с тобой маленький секрет.
Я поняла. Учительница все видит и знает, но я не буду говорить о нашем секрете Петьке. Завтра мы будем заниматься с ним русским языком.
Е. ЩЕРБИНИНА, благодарная ученица, учитель русского языка и литературы Недвиговской средней школы.