Обряды донских армян: ПАРГЕНАНК

Наш земляк, классик армянской ли­тературы Микаел Налбандян в середине 19 века писал: “Армянский народ живет на земле великой матери России, как у себя дома”. Донские армяне, сохранив исторические традиции прошлого, созда­ли на новом месте свою неповторимую, самобытную культуру. Значительная часть нашего фольклора привезена из Ани и Крыма, другая — создана на донс­кой земле.

#Газета

Народные обряды донских армян тес­но связаны с церковными праздниками, одним из которых является праздник Паргенанк или Бун Барекендан. Паргенанк по-армянски означает “доброе жи­тие, радость жизни”. По церковному ка­лендарю это неделя Масленицы, после которой начинался Великий Пост, длив­шийся 7 недель.

Говорят, когда приходит Масленица, зима заканчивается. Много лет назад в наших селах во время праздника Парге­нанк готовили много вкусной и сладкой еды. Также соседи ходили друг к другу в гости. Молодые ребята катали детей на санях, устраивали скачки, ездили по селу и кричали: “Удисы пит пахтанк, басы пит ка” (“Прогоним скоромную пищу, встре­тим пост”).

В последний день Масленицы, вече­ром, переодевшись в ряженых (“джа­мал”), ходили из дома в дом. Одетые в жениха и невесту, спрашивали хозяина дома: “Джамал гарнук?” (“Ряженых при­нимаете?”). Если хозяева дома отвеча­ли, что принимают, то заходили в дом, пели, танцевали, шутили. Затем один из ряженых падал и притворялся больным. Другие при этом говорили: “Ой, упал, ногу сломал, дайте деньги на врача!”.

Гостей угощали разными блюдами: пури самса (слоеные пирожки с мясом), чрлама (жаренные лепешки), губати (сло­еный мясной пирог), телпац-хатлама (слоеные жаренные лепешки с медом, либо сахаром).

В старину в последний вечер Паргенанка было принято вешать под потолок Мырмырас (луковицу) с семью воткнуты­ми перьями, которые украшали разно­цветными ленточками, и каждая из них имела определенный цвет. Например, неделя Пасхи — красная ленточка, неде­ля Вербного воскресенья — зеленая, Гри­гория Просветителя — белая, а осталь­ные — черные. В конце каждой недели вынимали одно перо. Когда в луковице оставалось только одно, это означало, что через 7 дней наступит Задик (Пасха).

(По материалам интернет-ресурсов районного историко-этнографическо­го музея).

Заря