Наш земляк, классик армянской литературы Микаел Налбандян в середине 19 века писал: “Армянский народ живет на земле великой матери России, как у себя дома”. Донские армяне, сохранив исторические традиции прошлого, создали на новом месте свою неповторимую, самобытную культуру. Значительная часть нашего фольклора привезена из Ани и Крыма, другая — создана на донской земле.
Народные обряды донских армян тесно связаны с церковными праздниками, одним из которых является праздник Паргенанк или Бун Барекендан. Паргенанк по-армянски означает “доброе житие, радость жизни”. По церковному календарю это неделя Масленицы, после которой начинался Великий Пост, длившийся 7 недель.
Говорят, когда приходит Масленица, зима заканчивается. Много лет назад в наших селах во время праздника Паргенанк готовили много вкусной и сладкой еды. Также соседи ходили друг к другу в гости. Молодые ребята катали детей на санях, устраивали скачки, ездили по селу и кричали: “Удисы пит пахтанк, басы пит ка” (“Прогоним скоромную пищу, встретим пост”).
В последний день Масленицы, вечером, переодевшись в ряженых (“джамал”), ходили из дома в дом. Одетые в жениха и невесту, спрашивали хозяина дома: “Джамал гарнук?” (“Ряженых принимаете?”). Если хозяева дома отвечали, что принимают, то заходили в дом, пели, танцевали, шутили. Затем один из ряженых падал и притворялся больным. Другие при этом говорили: “Ой, упал, ногу сломал, дайте деньги на врача!”.
Гостей угощали разными блюдами: пури самса (слоеные пирожки с мясом), чрлама (жаренные лепешки), губати (слоеный мясной пирог), телпац-хатлама (слоеные жаренные лепешки с медом, либо сахаром).
В старину в последний вечер Паргенанка было принято вешать под потолок Мырмырас (луковицу) с семью воткнутыми перьями, которые украшали разноцветными ленточками, и каждая из них имела определенный цвет. Например, неделя Пасхи — красная ленточка, неделя Вербного воскресенья — зеленая, Григория Просветителя — белая, а остальные — черные. В конце каждой недели вынимали одно перо. Когда в луковице оставалось только одно, это означало, что через 7 дней наступит Задик (Пасха).
(По материалам интернет-ресурсов районного историко-этнографического музея).