В 1970 году я, молодой режиссер районного народного театра, решился на дерзкий шаг. Еще не столкнувшись с трудностями профессии, жизни, взялся создать оригинальный спектакль на местном материале о подвиге молодых артиллеристов батареи Сергея Оганяна, погибших под селом Большие Салы. Идею поддержали руководители района, даже согласились заказать текст пьесы профессиональному журналисту. Заказали. Однако написанное мне не понравилось. Пришлось самому взяться за перо. Было сложно, но очень интересно.
Работали напряженно, с азартом. Такое происходило впервые — мы воплощали на сцене подлинную военную историю о подлинных героях, которые отдали жизнь за нашу землю. Нашлось немало молодых ребят, желающих участвовать в этом спектакле. В наше распоряжение была предоставлена сцена районного Дома культуры, в два раза больше теперешней, хорошо оснащенная технически, с профессиональной осветительной аппаратурой. И в 1971 году премьера “Бессмертия” состоялась.
В следующем, 1972-м, спектакль стал лауреатом областного смотра театральной самодеятельности. Решением жюри эта работа была выдвинута на Всероссийский смотр в Новороссийске. Еще через год мы получили звание дипломантов. “Это была революция в нашем театре”, — говорил один из ветеранов местной самодеятельной сцены Мелкон Габриелович Бардахчиян. О спектакле писали много — и районная газета “Заря коммунизма”, и областные издания “Молот”, “Комсомолец”. Ростовское телевидение подготовило получасовую передачу о нашем театре и об этой постановке. Без преувеличения скажу, что в те годы “Бессмертие” занимало центральное место в культурном пространстве района и области.
В рождении спектакля были заинтересованы и всячески помогали нам райком партии и райисполком, РК ВЛКСМ, областные управление культуры и Дом народного творчества, Ростовское отделение Всероссийского театрального общества (ныне РО Союза театральных деятелей), областные радио и телевидение, донские поэты и писатели, режиссеры и актеры.
В самом начале работы я всерьез задумался над тем, кто сможет создать героические образы командира батареи Оганяна и комиссара Вавилова, кому это по силам. Обратился в Ростовский ТЮЗ, к нашим шефам (раньше все профессиональные театры официально шефствовали над народными, самодеятельными). В первую очередь, нам нужен был актер на роль Сергея Вавилова. Предложили молодого Николая Чиндяйкина (ныне — народный артист Российской Федерации). Он работал добросовестно, очень достоверно. Проведя несколько репетиций, я понял, что в одном спектакле трудно будет сочетать актеров-любителей и профессионала. В итоге решил отказаться от этой затеи, и все роли прекрасно исполнили наши ребята: Оганяна — Владимир Хейгетян, Вавилова — Григорий Тухикян.
Прошло время, и в 2005 году мы вернулись к “Бессмертию”. Потому что считаем, что этот спектакль необходимо показывать молодежи, он оказывает колоссальное воздействие на юного зрителя, воспитывает в человеке чувство патриотизма, гордости за героическое поколение дедов и отцов. В возобновленной постановке были заняты в основном учащиеся старших классов чалтырских школ. Назову их всех: Михаил Чубарян, Акоп Хейгетян, Хевонд Чибичян, Лукьян Хатламаджиян, Игорь Сайченко, Левон Шагинов, Ашот Баев, Юрий Газарян, Вячеслав Хантиме- рян, Артур Манукян, Эмма Хатламаджиян. Ребята играли с опытными участниками народного театра — Григорием Поповым, Тарасом Кутуляном, Еленой Епихиной, Джульеттой Пудеян, Мариной Дзреян. Музыкальное и световое оформление обеспечивал подросток Саак Пудеян.
Немного отступлю от темы, потому что это важно. В 1976 году здание районного Дома культуры сгорело в пожаре. С тех пор у нас нет своей сцены, собственного зала, репетиционного кабинета. Почти полвека мы мечтаем о том, чтобы были, наконец, созданы условия для полноценной работы.
Третья постановка “Бессмертия” состоялась в апреле 2025 года, мы посвятили ее 80-летию Великой Победы. Вплоть до середины марта труппа народного театра была занята репетициями и показом больших спектаклей — “Назлы Назик” и “Оставайтесь солнцем!”. До праздника 9 Мая оставалось всего два с лишним месяца, это крайне мало. К тому же, многое пришлось начать с нуля. Артистов подбирали в основном в Чалтырской средней школе № 2, и здесь нам большую помощь оказала заместитель директора по внеклассной и воспитательной работе Сирануш Соси- ковна Закарян.
Действие в пьесе происходит на кургане, а у нас нет соответствующей декорации. Обратились в частный столярный цех, но работники были загружены, заказ могли выполнить только через месяц, нам же требовалось все через неделю. В течение шести дней декорацию изготовили, мастера колхоза имени С. Г. Шаумяна.
Большое спасибо за это хозяйству (председатель Хачатур Мелконович Поркшеян). Требовалась световая аппаратура, ее быстро не укомплектуешь, а свет в спектакле — важнейший элемент. Но когда очень хочешь, обязательно добьешься. Достали старые прожекторы, отремонтировали их, еще и новые приобрели. Низкий поклон Акопу Хейгетяну (исполнитель роли Сергея Вавилова) и Михаилу Чубаряну (создал образ Сергея Оганяна) за их преданность, ответственность, трудолюбие. Они были заняты во всех репетициях, а по ночам устанавливали прожекторы. Им удалось настроить молодых артистов-бойцов на творческий, серьезный лад. Все хотели довести дело до конца.
Бывало, что наши участники пропускали репетиции в связи с занятостью на работе или учебе. На одну из них я пригласил режиссера народного ТЮЗа РДК Ольгу Демидову. И эта встреча принесла большую практическую пользу.
Несмотря на трудности и препятствия, запланированный спектакль все-таки был выпущен в срок, за два с половиной месяца. Состоялось пять показов, еще два раза школьники района посмотрели постановку по “Пушкинской карте”. Остальные прошли в обычном формате, для всех желающих. Их оказалось много, зрители заранее заказывали билеты. И каждый спектакль шел с аншлагом. А потом люди делились своими впечатлениями, мы давали им возможность высказаться прямо здесь, в зале. Это стало традицией.
В данном, третьем по счету, спектакле участвуют: Галина и Марина Бардахчияны, Карина и Сирануш Бабияны, Джульетта и Саак Пудеяны, Михаил Чубарян, Акоп Хейгетян, Юрий Гадзиян, Юрий Барашьян, Артем Хатламаджиян, Артем Свистильников,Станислав Суменко, Анатолий Киракосян,Игорь Сайченко, Аведик Писирян, Екатерина Хавранян, Елена Епихина, Григорий Попов. За музыкальное оформление отвечали Сирануш Бабиян, Саак Пудеян. Вокалистка — Елена Яназян.
Над художественным оформлением спектакля работали художники: В. Моракянц, Т. Карташян, А. Мошиян, А. Пудеян.
Некоторые из упомянутых актеров играли в “Бессмертии” двадцать лет назад. Двое же участников были заняты в первой версии, 1971 года. Это Аршалуйс Егияевич Хошафян (роль Ветерана), Андраник Ованесович Согомонян (осветитель). Работу оператора выполнил молодой Андраник Хартавакян.
Выдержки из публикаций:
“События сурового времени ожили на сцене самодеятельного театра в героико-поэтической хронике “Бессмертие”. Постановщики — режиссер X. Хатламаджиян и режиссер-консультант Г. Пуровский создали спектакль-плакат, спектакль обелиск. Скульптурность его композиции настолько выражена, что хочется сказать не “поставлен спектакль”, а “изваян”. (Областная газета “Молот”, 1973 г.).
“Надо приветствовать попытку Мясниковского народного театра Ростовской области создать пьесу о героях Великой Отечественной войны, защищавших ростовскую землю. Думается, что такой опыт перспективен и для других коллективов”. (Заслуженный работник культуры Л. Заславская, Центральный журнал “Культпросветработа” (1973 г.).
Из книги отзывов:
“Этот спектакль мы никогда не забудем”.
“Слов нет. Только слезы. Спасибо. Хочется его пересматривать на каждое 9 Мая”.
“Безупречно! Свет, звук, игра! Представить всех к награде!”.
Классик армянской литературы Рапаэл Патканян говорил: “Нация, имеющая литературу, никогда не исчезнет с лица земли”. Донской врач, краевед, писатель Георгий Багдыков перефразировал его слова: “Нация, имеющая свой театр, бессмертна”. Речь идет и о нас с вами.
Народный артист СССР Михаил Бушнов на столетнем юбилее Мясниковского народного театра вдохновенно сказал: “Я считаю, что город, не имеющий своего театра, это провинция, а у вас в маленьком селе такой солидный театр”.
Да, верно, наш театр популярен все 104 года своего существования, но остается молодым, задорным, ищущим. Трудно поверить, что 60 лет из этих 104-х я бессменно им руковожу. И самое большое мое пожелание, чтобы любимый народом театр не прервал свою деятельность, не перестал существовать.
X. ХАТЛАМАДЖИЯН, режиссер районного народного театра Заслуженный работник культуры РФ



На снимках: участники спектакля “Бессмертие” (1971 г.) в Новороссийске на Малой земле — (стоят) Владимир Гайбарян, Назар Хатламаджиян, Аркадий Андреевич Пудеян, Сурен Поповян, Михаил Драгилев, Андраник Согомонян, Хачик Майкоглуян, Акоп Насхулиян, Нина Дзреян, Сусанна Кураян, Ованес Хошафян, Ася Аракелян, Мара Даниленко, Владимир Власенков; (сидят) Аршалуйс Хошафян, Валерий Пудеян, Хачатур Хатламаджиян, Надежда Голубева, Владимир Дзреян, Николай Кучейко, Амбарцум Харахашян, Вартерес Бодахян.
В кадр не попали участники Владимир Хейгетян, Григорий Тухикян, Маргарита Барашян, Оган Экизян, Аршак Поркшеян, Дртад Даглдиян, Арсен Хатламаджиян, Рапаэл Додохян, Владимир Крацер, Кнарик Хатламаджиян, Анаит Кураева; фрагменты спектакля 2005 и 2025 гг.









