Премьера спектакля Мясниковского народного драматического театра «Бессмертие» состоялась в 1971 году

В 1970 году я, молодой режиссер рай­онного народного театра, решился на дерзкий шаг. Еще не столкнувшись с трудностями профессии, жизни, взялся создать оригинальный спектакль на мест­ном материале о подвиге молодых ар­тиллеристов батареи Сергея Оганяна, погибших под селом Большие Салы. Идею поддержали руководители района, даже согласились заказать текст пьесы профессиональному журналисту. Заказа­ли. Однако написанное мне не понрави­лось. Пришлось самому взяться за перо. Было сложно, но очень интересно.

#культура

Работали напряженно, с азартом. Та­кое происходило впервые — мы вопло­щали на сцене подлинную военную ис­торию о подлинных героях, которые от­дали жизнь за нашу землю. Нашлось не­мало молодых ребят, желающих участво­вать в этом спектакле. В наше распоря­жение была предоставлена сцена рай­онного Дома культуры, в два раза боль­ше теперешней, хорошо оснащенная тех­нически, с профессиональной освети­тельной аппаратурой. И в 1971 году премьера “Бессмертия” состоялась.

В следующем, 1972-м, спектакль стал лауреатом областного смотра театраль­ной самодеятельности. Решением жюри эта работа была выдвинута на Всерос­сийский смотр в Новороссийске. Еще че­рез год мы получили звание дипломан­тов. “Это была революция в нашем теат­ре”, — говорил один из ветеранов мест­ной самодеятельной сцены Мелкон Габриелович Бардахчиян. О спектакле писа­ли много — и районная газета “Заря ком­мунизма”, и областные издания “Молот”, “Комсомолец”. Ростовское телевидение подготовило получасовую передачу о на­шем театре и об этой постановке. Без пре­увеличения скажу, что в те годы “Бессмер­тие” занимало центральное место в куль­турном пространстве района и области.

В рождении спектакля были заинтере­сованы и всячески помогали нам райком партии и райисполком, РК ВЛКСМ, облас­тные управление культуры и Дом народ­ного творчества, Ростовское отделение Всероссийского театрального общества (ныне РО Союза театральных деятелей), областные радио и телевидение, донские поэты и писатели, режиссеры и актеры.

В самом начале работы я всерьез за­думался над тем, кто сможет создать ге­роические образы командира батареи Оганяна и комиссара Вавилова, кому это по силам. Обратился в Ростовский ТЮЗ, к нашим шефам (раньше все профессио­нальные театры официально шефствова­ли над народными, самодеятельными). В первую очередь, нам нужен был актер на роль Сергея Вавилова. Предложили мо­лодого Николая Чиндяйкина (ныне — на­родный артист Российской Федерации). Он работал добросовестно, очень досто­верно. Проведя несколько репетиций, я понял, что в одном спектакле трудно бу­дет сочетать актеров-любителей и про­фессионала. В итоге решил отказаться от этой затеи, и все роли прекрасно испол­нили наши ребята: Оганяна — Владимир Хейгетян, Вавилова — Григорий Тухикян.

Прошло время, и в 2005 году мы вер­нулись к “Бессмертию”. Потому что счита­ем, что этот спектакль необходимо пока­зывать молодежи, он оказывает колоссаль­ное воздействие на юного зрителя, вос­питывает в человеке чувство патриотиз­ма, гордости за героическое поколение дедов и отцов. В возобновленной поста­новке были заняты в основном учащиеся старших классов чалтырских школ. Назо­ву их всех: Михаил Чубарян, Акоп Хейге­тян, Хевонд Чибичян, Лукьян Хатламаджиян, Игорь Сайченко, Левон Шагинов, Ашот Баев, Юрий Газарян, Вячеслав Хантиме- рян, Артур Манукян, Эмма Хатламаджиян. Ребята играли с опытными участниками народного театра — Григорием Поповым, Тарасом Кутуляном, Еленой Епихиной, Джульеттой Пудеян, Мариной Дзреян. Му­зыкальное и световое оформление обес­печивал подросток Саак Пудеян.

Немного отступлю от темы, потому что это важно. В 1976 году здание рай­онного Дома культуры сгорело в пожа­ре. С тех пор у нас нет своей сцены, собственного зала, репетиционного ка­бинета. Почти полвека мы мечтаем о том, чтобы были, наконец, созданы условия для полноценной работы.

Третья постановка “Бессмертия” состо­ялась в апреле 2025 года, мы посвятили ее 80-летию Великой Победы. Вплоть до середины марта труппа народного театра была занята репетициями и показом боль­ших спектаклей — “Назлы Назик” и “Оста­вайтесь солнцем!”. До праздника 9 Мая оставалось всего два с лишним месяца, это крайне мало. К тому же, многое при­шлось начать с нуля. Артистов подбирали в основном в Чалтырской средней школе № 2, и здесь нам большую помощь оказа­ла заместитель директора по внеклассной и воспитательной работе Сирануш Соси- ковна Закарян.

Действие в пьесе происходит на кур­гане, а у нас нет соответствующей деко­рации. Обратились в частный столярный цех, но работники были загружены, заказ могли выполнить только через месяц, нам же требовалось все через неделю. В те­чение шести дней декорацию изготовили, мастера колхоза имени С. Г. Шаумяна.

Большое спасибо за это хозяйству (пред­седатель Хачатур Мелконович Поркшеян). Требовалась световая аппаратура, ее бы­стро не укомплектуешь, а свет в спектак­ле — важнейший элемент. Но когда очень хочешь, обязательно добьешься. Достали старые прожекторы, отремонтировали их, еще и новые приобрели. Низкий поклон Акопу Хейгетяну (исполнитель роли Сер­гея Вавилова) и Михаилу Чубаряну (создал образ Сергея Оганяна) за их преданность, ответственность, трудолюбие. Они были заняты во всех репетициях, а по ночам ус­танавливали прожекторы. Им удалось на­строить молодых артистов-бойцов на твор­ческий, серьезный лад. Все хотели дове­сти дело до конца.

Бывало, что наши участники пропуска­ли репетиции в связи с занятостью на ра­боте или учебе. На одну из них я пригла­сил режиссера народного ТЮЗа РДК Оль­гу Демидову. И эта встреча принесла боль­шую практическую пользу.

Несмотря на трудности и препятствия, запланированный спектакль все-таки был выпущен в срок, за два с половиной меся­ца. Состоялось пять показов, еще два раза школьники района посмотрели постанов­ку по “Пушкинской карте”. Остальные про­шли в обычном формате, для всех желаю­щих. Их оказалось много, зрители зара­нее заказывали билеты. И каждый спек­такль шел с аншлагом. А потом люди де­лились своими впечатлениями, мы дава­ли им возможность высказаться прямо здесь, в зале. Это стало традицией.

В данном, третьем по счету, спектак­ле участвуют: Галина и Марина Бардахчияны, Карина и Сирануш Бабияны, Джу­льетта и Саак Пудеяны, Михаил Чубарян, Акоп Хейгетян, Юрий Гадзиян, Юрий Барашьян, Артем Хатламаджиян, Артем Свистильников,Станислав Суменко, Анатолий Киракосян,Игорь Сайченко, Аведик Писирян, Екатерина Хавранян, Елена Епихина, Григорий Попов. За музыкальное оформ­ление отвечали Сирануш Бабиян, Саак Пу­деян. Вокалистка — Елена Яназян.

Над художественным оформлением спектакля работали художники: В. Моракянц, Т. Карташян, А. Мошиян, А. Пудеян.

Некоторые из упомянутых актеров иг­рали в “Бессмертии” двадцать лет назад. Двое же участников были заняты в пер­вой версии, 1971 года. Это Аршалуйс Егияевич Хошафян (роль Ветерана), Ан­драник Ованесович Согомонян (освети­тель). Работу оператора выполнил моло­дой Андраник Хартавакян.

Выдержки из публикаций:

“События сурового времени ожили на сцене самодеятельного театра в герои­ко-поэтической хронике “Бессмертие”. Постановщики — режиссер X. Хатламад­жиян и режиссер-консультант Г. Пуров­ский создали спектакль-плакат, спек­такль обелиск. Скульптурность его ком­позиции настолько выражена, что хочется сказать не “поставлен спектакль”, а “из­ваян”. (Областная газета “Молот”, 1973 г.).

“Надо приветствовать попытку Мяс­никовского народного театра Ростовской области создать пьесу о героях Вели­кой Отечественной войны, защищавших ростовскую землю. Думается, что такой опыт перспективен и для других коллек­тивов”. (Заслуженный работник культу­ры Л. Заславская, Центральный журнал “Культпросветработа” (1973 г.).

Из книги отзывов:

“Этот спектакль мы никогда не за­будем”.

“Слов нет. Только слезы. Спасибо. Хочется его пересматривать на каждое 9 Мая”.

“Безупречно! Свет, звук, игра! Пред­ставить всех к награде!”.

Классик армянской литературы Рапаэл Патканян говорил: “Нация, имеющая литературу, никогда не исчезнет с лица земли”. Донской врач, краевед, писатель Георгий Багдыков перефразировал его слова: “Нация, имеющая свой театр, бес­смертна”. Речь идет и о нас с вами.

Народный артист СССР Михаил Бушнов на столетнем юбилее Мясниковско­го народного театра вдохновенно сказал: “Я считаю, что город, не имеющий свое­го театра, это провинция, а у вас в ма­леньком селе такой солидный театр”.

Да, верно, наш театр популярен все 104 года своего существования, но ос­тается молодым, задорным, ищущим. Трудно поверить, что 60 лет из этих 104-х я бессменно им руковожу. И са­мое большое мое пожелание, чтобы лю­бимый народом театр не прервал свою деятельность, не перестал существовать.

X. ХАТЛАМАДЖИЯН, режиссер районного народного театра Заслуженный работник культуры РФ

На снимках: участники спектакля “Бессмертие” (1971 г.) в Новороссийске на Малой земле — (стоят) Владимир Гайбарян, Назар Хатламаджиян, Аркадий Ан­дреевич Пудеян, Сурен Поповян, Миха­ил Драгилев, Андраник Согомонян, Ха­чик Майкоглуян, Акоп Насхулиян, Нина Дзреян, Сусанна Кураян, Ованес Хоша­фян, Ася Аракелян, Мара Даниленко, Владимир Власенков; (сидят) Аршалуйс Хошафян, Валерий Пудеян, Хачатур Хат­ламаджиян, Надежда Голубева, Влади­мир Дзреян, Николай Кучейко, Амбарцум Харахашян, Вартерес Бодахян.

В кадр не попали участники Владимир Хейгетян, Григорий Тухикян, Маргарита Барашян, Оган Экизян, Аршак Поркшеян, Дртад Даглдиян, Арсен Хатламаджиян, Рапаэл Додохян, Владимир Крацер, Кнарик Хатламаджиян, Анаит Кураева; фрагменты спектакля 2005 и 2025 гг.

Заря