Родительские собрания

Из моего опыта работы классным руководителем

В газете «Заря» № 62 от 6 августа в статье «Корни образования горьки, но плоды слад­ки» я обещала вести цикл бесед на тему воспитания и начну нашу беседу с роди­тельских собраний, потому что именно они являются важнейшей формой работы класс­ного руководителя с семьей ученика, сред­ством повышения эффективности учебно­-воспитательного процесса. Однако для того, чтобы собрание действительно выполняло свою роль, необходимо его правильно под­готовить и провести. Я сразу скажу, что ни­кого не хочу учить, просто, как я говорила, это мысли вслух из своего опыта.

Часто слышу, как многие родители жалу­ются на то, что в современной школе на собраниях классные руководители обсужда­ют лишь организационные и материально-­технические вопросы, собирая деньги с ро­дителей или обсуждают поведение неради­вых учеников. Знаете, если бы о моём ре­бёнке столько плохого говорили на собра­ниях, я бы никогда не ходила в школу, чест­ное слово.

Одна из родительниц моего третьего вы­пуска сказала, что на наши собрания ходит как на праздник. Было очень приятно слы­шать такое признание, именно так и должно быть для любого родителя: как отличника, так и двоечника. На собраниях старалась всегда хвалить класс, отмечать всё хорошее, а если были какие-то пробелы, недостатки, я всегда их преподносила как шалость ре­бёнка: нужно поработать, чтобы исправить положение. Тем более недопустимо ругать при всех какого-то ученика.

Как-то после собрания ко мне подошли ро­дители одного моего ученика и спросили, что будет с сыном, что делать, ведь может на второй год остаться, на что я (сама не помню об этом, они мне рассказали) ответи­ла: «Все будет нормально, пусть он немного постарается, и толк будет». Они пошли до­мой и сыну, который со страхом ждал роди­телей с собрания, передали мои слова. Это стало толчком в его жизни, школу закончил с тремя четвёрками, потом институт, были ещё заслуги в учёбе.

Бывают и недостатки в работе учителя, ведь в классах по 20 -25 человек, а бывало и по 30-35. А как-то в моём классе сидело 46 человек и, конечно, мы допускали какие-то промахи: не того поругали, кого-то зря оби­дели, не то сказали ребёнку. Я всегда про­сила родителей говорить об этом, об ошиб­ках, которые были мною допущены, что не так сделано, чтобы суметь избежать их в дальнейшем.

Когда я только начала работать в школе, мне посоветовали провести родительское собрание вместе с детьми, это было в моей практике первый и последний раз, больше никогда не позволяла такое себе, потому что до сих пор помню, как нервничали, пе­реживали родители тех детей, которых ру­гали учителя. У меня и сейчас сжимается сердце, когда вспоминаю об этом. А вот собрание родительское, которое проводила в классе моего третьего выпуска, оставило очень приятное впечатление. Выясняли, как дети знают своих родителей, и наоборот. Я задавала вопросы, например, что любят чи­тать родители и так далее, были даны вари­анты ответов и карточки с ответами, выяс­няли, совпадают ли ответы детей и родите­лей друг о друге. Сколько много интересно­го узнал в тот день каждый родитель о сво­ем ребенке, а ученики о взрослых.

Сейчас классным руководителям, наверно, сложнее в другом плане. Родители у нас пошли очень грамотные, знают все в педа­гогике, но и это можно использовать на пользу ребенку. Поговорить с родителями, спросить их мнение, как ведет себя ребенок дома, подсказать, что ученик в классе и лю­бимое чадо дома — это не одно и то же.

Классное руководство учителя состоит не только в том, чтобы организовать детский коллектив, но и, поняв, принять их родите­лей. И задача учителя — не учить родителей, а делиться с ними накопленным за годы работы опытом воспитания детей, так как по роду своей деятельности учитель читает больше литературы по воспитанию, нежели родители, да и круг его общения с детьми гораздо шире и многообразнее. Надо сде­лать все, чтобы папы и мамы поверили учи­телю и прислушивались к его советам. По­этому на родительском собрании всегда надо создавать атмосферу доверительности. Родителей следует знакомить с основными направлениями воспитательной работы, чтобы они осознали важность сотрудниче­ства семьи и школы. Это постоянный про­цесс, который зависит и от запросов сего­дняшнего общества, и от сложившейся в классе обстановки. Конечно, не надо пони­мать родительские собрания как ликбез для родителей, не надо менторским тоном чи­тать нотации родителям, которые обычно приходят на родительские собрания после работы уставшие, а порой и раздраженные. Приведу еще один пример из моей практи­ки, который показывает о взаимодействии родителей и учителя. Работала в моем классе молодая учительница математики, у которой никак отношения не складывались с детьми. Провожу родительское собрание, где решаем, что делать. Некоторые предла­гают поменять учителя. И тогда встает Ма­рия Сергеевна Гонджиян и говорит: «Давайте не спешить, если человек пришел в школу, значит, любит эту профессию, а если не получается, то наш долг помочь ей в работе с нашими детьми». Ее все поддер­жали, и действительно вскоре все налади­лось. Главная задача педагога — сделать ро­дителей активными участниками собрания и дать им возможность задать и обсудить абсолютно любые вопросы.

Из всего сказанного, хочу сделать выводы: • недопустимо проведение родительского собрания «по классному журналу». Родите­ли ценят учителя не как информатора об успехах или неуспехах детей, а как добро­желательного советчика, человека, сведу­щего в обучении и, главное, в воспитании детей;

  • необходимо снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку;
  • каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку. Показать, что у школы и семьи — одни проблемы, од­ни задачи, одни дети;
  • в личной беседе оценивать успехи детей относительно их потенциальных возможно­стей. Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников, и неуспевающих детей уходили с собрания с верой в своего ребен­ка;
  • родительское собрание должно просве­щать родителей, а не констатировать ошиб­ки и неудачи детей в учебе. Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуа­ций. Поискать эти пути вместе;
  • классный руководитель должен не «назидать», а общаться с родителями, да­вать им возможность высказать свою точ­ку зрения и мнение в ходе родительского собрания, а не после него. Постараться понять родителей, поставить себя на их место.

К. Смоляниченко.

Заря