Из моего опыта работы классным руководителем
В газете «Заря» № 62 от 6 августа в статье «Корни образования горьки, но плоды сладки» я обещала вести цикл бесед на тему воспитания и начну нашу беседу с родительских собраний, потому что именно они являются важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Однако для того, чтобы собрание действительно выполняло свою роль, необходимо его правильно подготовить и провести. Я сразу скажу, что никого не хочу учить, просто, как я говорила, это мысли вслух из своего опыта.
Часто слышу, как многие родители жалуются на то, что в современной школе на собраниях классные руководители обсуждают лишь организационные и материально-технические вопросы, собирая деньги с родителей или обсуждают поведение нерадивых учеников. Знаете, если бы о моём ребёнке столько плохого говорили на собраниях, я бы никогда не ходила в школу, честное слово.
Одна из родительниц моего третьего выпуска сказала, что на наши собрания ходит как на праздник. Было очень приятно слышать такое признание, именно так и должно быть для любого родителя: как отличника, так и двоечника. На собраниях старалась всегда хвалить класс, отмечать всё хорошее, а если были какие-то пробелы, недостатки, я всегда их преподносила как шалость ребёнка: нужно поработать, чтобы исправить положение. Тем более недопустимо ругать при всех какого-то ученика.
Как-то после собрания ко мне подошли родители одного моего ученика и спросили, что будет с сыном, что делать, ведь может на второй год остаться, на что я (сама не помню об этом, они мне рассказали) ответила: «Все будет нормально, пусть он немного постарается, и толк будет». Они пошли домой и сыну, который со страхом ждал родителей с собрания, передали мои слова. Это стало толчком в его жизни, школу закончил с тремя четвёрками, потом институт, были ещё заслуги в учёбе.
Бывают и недостатки в работе учителя, ведь в классах по 20 -25 человек, а бывало и по 30-35. А как-то в моём классе сидело 46 человек и, конечно, мы допускали какие-то промахи: не того поругали, кого-то зря обидели, не то сказали ребёнку. Я всегда просила родителей говорить об этом, об ошибках, которые были мною допущены, что не так сделано, чтобы суметь избежать их в дальнейшем.
Когда я только начала работать в школе, мне посоветовали провести родительское собрание вместе с детьми, это было в моей практике первый и последний раз, больше никогда не позволяла такое себе, потому что до сих пор помню, как нервничали, переживали родители тех детей, которых ругали учителя. У меня и сейчас сжимается сердце, когда вспоминаю об этом. А вот собрание родительское, которое проводила в классе моего третьего выпуска, оставило очень приятное впечатление. Выясняли, как дети знают своих родителей, и наоборот. Я задавала вопросы, например, что любят читать родители и так далее, были даны варианты ответов и карточки с ответами, выясняли, совпадают ли ответы детей и родителей друг о друге. Сколько много интересного узнал в тот день каждый родитель о своем ребенке, а ученики о взрослых.
Сейчас классным руководителям, наверно, сложнее в другом плане. Родители у нас пошли очень грамотные, знают все в педагогике, но и это можно использовать на пользу ребенку. Поговорить с родителями, спросить их мнение, как ведет себя ребенок дома, подсказать, что ученик в классе и любимое чадо дома — это не одно и то же.
Классное руководство учителя состоит не только в том, чтобы организовать детский коллектив, но и, поняв, принять их родителей. И задача учителя — не учить родителей, а делиться с ними накопленным за годы работы опытом воспитания детей, так как по роду своей деятельности учитель читает больше литературы по воспитанию, нежели родители, да и круг его общения с детьми гораздо шире и многообразнее. Надо сделать все, чтобы папы и мамы поверили учителю и прислушивались к его советам. Поэтому на родительском собрании всегда надо создавать атмосферу доверительности. Родителей следует знакомить с основными направлениями воспитательной работы, чтобы они осознали важность сотрудничества семьи и школы. Это постоянный процесс, который зависит и от запросов сегодняшнего общества, и от сложившейся в классе обстановки. Конечно, не надо понимать родительские собрания как ликбез для родителей, не надо менторским тоном читать нотации родителям, которые обычно приходят на родительские собрания после работы уставшие, а порой и раздраженные. Приведу еще один пример из моей практики, который показывает о взаимодействии родителей и учителя. Работала в моем классе молодая учительница математики, у которой никак отношения не складывались с детьми. Провожу родительское собрание, где решаем, что делать. Некоторые предлагают поменять учителя. И тогда встает Мария Сергеевна Гонджиян и говорит: «Давайте не спешить, если человек пришел в школу, значит, любит эту профессию, а если не получается, то наш долг помочь ей в работе с нашими детьми». Ее все поддержали, и действительно вскоре все наладилось. Главная задача педагога — сделать родителей активными участниками собрания и дать им возможность задать и обсудить абсолютно любые вопросы.
Из всего сказанного, хочу сделать выводы: • недопустимо проведение родительского собрания «по классному журналу». Родители ценят учителя не как информатора об успехах или неуспехах детей, а как доброжелательного советчика, человека, сведущего в обучении и, главное, в воспитании детей;
- необходимо снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку;
- каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку. Показать, что у школы и семьи — одни проблемы, одни задачи, одни дети;
- в личной беседе оценивать успехи детей относительно их потенциальных возможностей. Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников, и неуспевающих детей уходили с собрания с верой в своего ребенка;
- родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе. Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе;
- классный руководитель должен не «назидать», а общаться с родителями, давать им возможность высказать свою точку зрения и мнение в ходе родительского собрания, а не после него. Постараться понять родителей, поставить себя на их место.
К. Смоляниченко.