«Ростех» пообещал построить более 500 самолётов до 2030 года – речь идёт об МС-21, «Суперджетах», Ил-114, Ту-214 и Ил-96. Это не голословные заявления – есть график, сколько, каких самолётов и когда именно будет построено, однако пока что конкретные данные не публикуются. Известно лишь, что программа МС-21 сдвигается на 1-2 года вперёд (ранее предполагалось, что массовое производство по 3 самолёта в месяц начнётся с 2025 года), и до этого момента будут выпускать Ту-214 и Ил-96, но в относительно небольших количествах.
Если взять калькулятор, то получается, что российский авиапром будет выпускать в среднем по 70 самолётов ежегодно. То есть, столько же, сколько выпускал советский в свои лучшие годы: в 1980-х. Сейчас ни производственных мощностей столько нет (какие-то советские заводы вроде Ташкентского и Харьковского остались за границей, какие-то вроде Саратовского и вовсе уничтожены), ни специалистов. Впрочем, и технологии производства шагнули вперёд, значительно повысив его производительность, что вселяет определённую надежду. Однако в любом случае заявленные темпы означают как минимум удвоение количества производящихся самолётов – пассажирских машин в России выпускалось не более 35 в год (в 2017-м), из которых 31 «Суперджет», то есть, с большим количеством импортных компонентов. А ведь сейчас эпоха сборки из конструктора закончилась и всё нужно будет делать самим.
Тут, конечно, можно привести в пример военный авиапром, а также вертолётную промышленность, которые и по масштабам сопоставимы с советской, и в технологическом плане являются лидирующими на мировом рынке. Однако эти отрасли, во-первых, и не подвергались целенаправленному уничтожению ради освобождения рынка для импорта, во-вторых, изначально были более конкурентоспособными, в то время как традиции гражданского авиапрома России уходят корнями в плановую экономику, при которой нет конкуренции и летать приходится на том, что дают – какая разница, сколько стоит креслокилометр?
Правительство тем временем запускает программу субсидирования авиаперевозок и готово доплачивать авиакомпаниям за каждого пассажира на внутренних рейсах. Цель – достичь по итогам 2022 года показателей в 100 млн. перевезённых пассажиров, то есть, как в 2019 доковидном году, и это с почти полностью отсутствующими международными рейсами. Для этого авиакомпаниям пришлось бы задействовать весь имеющийся флот. А он на 80% иностранного производства, и в сложившейся ситуации с сервисом и запчастями его нужно, наоборот, не гонять, а беречь. Порядка трети всех самолётов иностранного производства уже стоят на хранении. Поживём – увидим.