Самозанятые и контроль над усталостью водителей: что несет в себе новый законопроект о такси

Принятый Госдумой в первом чтении законопроект, касающийся перевозок в такси, позволит откорректировать сегодняшние болевые точки в отрасли, добиться качественного обслуживания пассажиров, сделать перевозки безопасными, а также закрепить ответственность всех, кто вовлечен в этот процесс. Об этом газета «Молот» сообщил Виктор Дерябкин, замглавы комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Госдумы ФС РФ. Речь идет о законопроекте «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты». Эксперты уже окрестили его революционным: впервые за последние годы на государственном уровне принимается документ, который будет регулировать пассажирские перевозки в такси.

Как настаивает Виктор Дерябкин, огромный и фактически никем не контролируемый рынок такси необходимо привести к общему знаменателю. Нужны простые и понятные правила, причем для всех, кто вовлечен в эту деятельность: как агрегаторов и водителей, так и непосредственно пассажиров автомобилей такси. А среди болевых точек, например, то, что до сих пор в России не было четко определено, какую ответственность службы заказов несут за сорванные вызовы. Не была прописана методика возмещения ущерба в случае ДТП с участием такси. Еще один важный пробел: сегодня у самозанятых физических лиц нет возможности получить разрешение на работу в такси. В этом качестве рассматриваются только юридические лица либо индивидуальные предприниматели.

Теперь же закон вводит понятие реестра такси и определяет рамки ответственности агрегатора за перевозки. Предусмотрена и возможность для самозанятых официально работать в этой отрасли. При этом в законопроекте предложены определенные ограничения по допуску к управлению легковым такси. Например, большую роль играет то, насколько законопослушен и дисциплинирован конкретный человек. Как уточняется на сайте Госдумы, согласно законопроекту водитель не сможет быть таксистом «до истечения одного года со дня окончания срока лишения его права управления автомобилем». Запретом на работу в такси станет и факт, что у человека больше трех неоплаченных штрафов за нарушения ПДД. Закон предъявляет требования и к внешнему виду машин в службе такси: в частности, «шашечки» на кузове машины обязательны. Кроме того, агрегаторы обязаны вести журнал заказов и предоставлять по требованию ФСБ автоматизированный удаленный доступ к базам данным получения, обработки и передачи заказов.

«Очень важно и то, что в поправках мы предусмотрели условия для комфортной работы водителей, – отметил Виктор Дерябкин. – Ни для кого не секрет, что таксисты зачастую перерабатывают и могут попросту уснуть за рулем, а пострадают в случае инцидентов на дороге не только они, но и пассажиры. Отныне такси должны быть оснащены устройствами контроля за вниманием и усталостью водителей, а медосмотр перед выходом на линии будет обязательным. Фактически это элементарные требования, которые предъявляются к водителям автобусов и троллейбусов. Ведь легковые перевозки мало чем отличаются от перевозок общественным транспортом».

Кроме того, новый закон дает право органам власти субъектов РФ применять меры поддержки перевозчиков, например, если в службе такси используют машины, работающие на газомоторном топливе или электромобили, либо, допустим, предоставляют льготы пассажирам-инвалидам. Как итог, регионы могут выстроить оптимальную для себя схему работы такси.
В думском комитете по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры регионам предложили высказать свою позицию по этому законопроекту до конца июля.

«Прежде всего закон нацелен на то, чтобы добиться качественного обслуживания пассажиров, сделать перевозки безопасными, а также закрепить ответственность всех, кто вовлечен в этот процесс, – резюмировал Виктор Дерябкин. – Мы надеемся получить предложения и замечания от всех регионов. Я думаю, до конца осенней сессии законопроект будет принят в трех чтениях».

Заря