Имя Михаила Александровича Шолохова, одного из крупнейших писателей XX века, лауреата Нобелевской премии по литературе, известно всему миру. Пронизанные глубоким пониманием человеческой души и трагической истории России, его произведения находят отклик в сердцах читателей из самых разных точек планеты.
К юбилею певца донского края был приурочен районный конкурс творческих работ “Сила шолоховского слова”, организованный отделом образования райадминистрации. Свои работы на суд жюри представили учащиеся школ и воспитанники Дома детского творчества Мясниковского района. Авторы были разделены на три возрастные группы и состязались в трех номинациях: “Изобразительное искусство”, “Декоративно-прикладное искусство” (рисунки и поделки по мотивам рассказов М. А. Шолохова); “Сочинение” (работа по одной из предложенных тем).
На днях были подведены итоги конкурса. Победители и призеры награждены грамотами отдела образования. Лучшие работы участников творческого состязания можно увидеть в эти дни на выставке в Межпоселенческой центральной библиотеке.
Предлагаем вашему вниманию сочинение Лианы Даниелян (на снимке), ученицы 10 “б” класса Чалтырской средней школы № 3 (учитель Елена Николаевна Адамян). В номинации “Герои Шолохова на сцене и экране” ее работа заняла первое место.
Герои Шолохова на сцене и экране
МАЙ 2025 года. Я заканчиваю 10-й класс. 24 мая прозвенит последний звонок для выпускников этого года, и в этот же день исполняется 120 лет со дня рождения нашего великого земляка, самородка донского края — Михаила Александровича Шолохова, автора бессмертных произведений “Донские рассказы”, “Судьба человека”, “Поднятая целина”, “Тихий Дон”.
О юбилее писателя я узнала благодаря конкурсу сочинений, приуроченному к знаменательной дате. С творчеством Шолохова я знакома пока только по его пронзительному рассказу “Судьба человека” и не менее замечательному одноименному фильму, который снял Сергей Федорович Бондарчук. В картине много эпизодов, вызывающих самые сильные эмоции и навечно врезающихся в память… Но я хочу рассказать о другой экранизации.
Приближается наше последнее школьное лето, впереди 11 класс, я мечтаю поступить в медицинский университет и вряд ли следующим летом смогу много времени уделять чтению художественной литературы, хотя точно знаю, что читать буду всю жизнь. А сейчас пока достаточно свободного времени на чтение, и в моем списке летнего чтения, конечно же, номером один уже стоит великий роман- эпопея 20 века “Тихий Дон”. Немного страшно браться за такое огромное произведение, но ведь у нас за плечами “Война и мир”, значит, и это осилим. Предвкушая минуты наслаждения, которые всегда испытываешь, погружаясь в большую литературу, (а тем более, когда речь идет о Доне, об истории казачества, о любви, революции, Гражданской войне), я решила разузнать, а что с экранизациями этой книги, ведь содержание четырех томов не так просто показать на экране. Это под силу только большим режиссерам. И вот что выяснила. Первая экранизация была создана режиссерами Ольгой Преображенской и Иваном Правовым в 1931 году. Это была немая версия “Тихого Дона”. Меня это очень удивило. Немая? А как же непередаваемый говор донских казаков? В этой картине, как я прочитала, был сделан акцент на взаимоотношения Григория и Аксиньи, их запретной любви. Роли центральных героев исполняли “звезды” тогдашнего кино Андрей Абрикосов и Эмма Цесарская. Шолохов их лично консультировал. Но кому сейчас интересно немое кино? Наверное, только студентам ВГИКа, изучающим историю нашего кинематографа.
А вот трехсерийный художественный фильм Сергея Аполлинариевича Герасимова,снятый в 1955-1958 годах, стал классикой советского кино, как и экранизация “Войны и мира” Сергея Бондарчука, кстати, ученика Герасимова.
Далее я выяснила, что есть и более современные версии: в 2006 году фильм “Тихий Дон” снимал Сергей Бондарчук, но работу не закончил, позже ее доделывал его сын — Федор Бондарчук совместно с итальянскими продюсерами и актерами. Эта версия, по имеющимся в интернете отзывам, не самая лучшая. Ну и понятно: куда молодым итальянцам сыграть казачество?
И наконец, в 2015 году была сделана еще одна экранизация, самая длинная — 14-серийный фильм. Режиссер — Сергей Урсуляк. Такое количество экранизаций говорит, прежде всего, о том, что интерес к книге не проходит со временем, что каждое новое поколение открывает в ней что- то для себя, видит, понимает, трактует события жизни героев и целой страны по-своему, а иногда и по-новому. Какая экранизация лучше? Думаю, так нельзя ставить вопрос. Сколько зрителей, столько и мнений. Но стоит отметить, что между 1958 и 2006, почти 60 лет! А тем более 2015-й. Несколько поколений россиян выросло именно на версии Сергея Герасимова, поэтому этот цветной трехсерийный художественный фильм и считается классической экранизацией великого романа. Я уже посмотрела первую серию, и мне стало интересно узнать об актерах, сыгравших главные роли, о том, как проходили съемки. Благо, в наше время нет проблем с поиском любой информации. Но, кроме интернет-ресурсов, мне учитель литературы в процессе подготовки к конкурсу сочинений порекомендовала познакомиться с документальной книгой Вячеслава Родионова “Громкое дело Тихого Дона”, в которой очень подробно и, главное, увлекательно, рассказывается о рождении фильма: от замысла сценариста до премьерного показа, от поиска актеров до премий и наград за сыгранные роли, о съемочных днях, когда вся группа испытывала настоящее счастье творчества. В рамках одного сочинения невозможно рассказать обо всем (в самой книге более 360 страниц), поэтому я расскажу только о первом этапе подготовки к экранизации — о подборе актеров на главные роли. Когда я смотрела фильм, думала, что актеры, исполняющие роли Аксиньи и Григория — настоящие казаки, так органично и естественно они смотрятся на экране. Как будто Элина Быстрицкая всю жизнь носила воду на коромысле, а ее партнер Петр Глебов с детства “гуторил” на казачьем диалекте. Иногда казалось, что смотрю не художественный постановочный фильм, а документальную хронику. Отсюда родился интерес: кто они? как получили роли? Ведь наше поколение этих артистов совсем не знает.
Оказывается, еще в 1939 году Сергей Герасимов обратился в ГУФК (главное управление кинофотопромышленности) с предложением экранизации романа. Но получил отказ. “Мне было сказано, — вспоминал режиссер, — что едва ли имеет смысл экранизировать роман, который при всех своих достоинствах выводит на первый план судьбу Григория Мелехова, человека без дороги, по сути, обреченного историей”. (стр. 16). А дело было в том, что Герасимов, как руководитель студии документального кино, до этого ни разу не снял товарища Сталина, поэтому был в немилости. А вот 24 июня 1945 именно он срежиссировал парад Победы на Красной площади по личному поручению Сталина. Успех этого торжества давал такие шансы Герасимову, что он мог бы получить согласие на постановку “Тихого Дона”. Но все что-то не складывалось. И только в 1955 году (то есть после смерти “вождя всех времен и народов”) Сергей Герасимов, встретившись лично с Шолоховым, получил его согласие на экранизацию романа. И работа началась.
Еще по замыслу 1939 года Аксинью должна была сыграть Тамара Макарова, супруга Герасимова, к тому времени заслуженная артистка РСФСР, но по возрасту она никак не подходила, да и Шолохову актриса откровенно не нравилась, он категорически высказался против ее кандидатуры. Чтобы заглушить обиду супруги, Герасимов загрузил ее съемками в других своих фильмах.
Съемки проходили не в Вешенской, как можно было бы подумать, а на хуторе Диченском под Каменском-Шахтинским. Почему не в самой Вешенской или ее окрестностях, никто не может дать вразумительного ответа. Может, на выбор места повлияла первая экранизация 1931 года? А может, более удобное и близкое по железной дороге расположение Каменска к Москве? Есть такие версии. Шолохов совсем не возражал. В. Родионов пишет: “.Можем только предположить, что у молодого Шолохова были какие-то привязанности либо к тамошним казакам или казачке, либо к изумительным по красоте местам вдоль Северского Донца и хуторам, расположенным по его берегам” (стр. 22-23). Официальная дата начала работы над фильмом — январь 1956 года. В главе “Подбор актеров” автор очень интересно рассказывает о том, как искали кандидатов на главные роли. Режиссер решил: никаких “звезд”! Режиссеры-практиканты разъехались по всей стране в поисках нужных типажей: Ростов, Одесса, Пятигорск, Баку, Куйбышев. Прошел слух, что в одном из донских сел живет женщина, удивительно похожая на Аксинью. Стали искать, нашли, написали письмо председателю колхоза. Тот ответил: “Получив ваше письмо, мы вновь перечитали “Тихий Дон”. К сожалению, ничем не можем вам помочь, так как ни у нас в колхозе, ни в окрестных хуторах подходящей Аксиньи нет”.
Далее из книги я узнала, что сначала Герасимов взял на роль Аксиньи Нонну Мордюкову, которая до этого уже сыграла Ульяну Громову в “Молодой гвардии” (думаю, надо тоже прочитать) и на роль Григория Николая Рыбникова (“Весна на Заречной улице”). Но вскоре режиссер отказался от обоих. Хочется сказать: “И слава Богу!” Потому что невозможно себе представить других актеров после просмотра этого фильма. Мордюкова очень обиделась на долгие-долгие годы. А вот никому не известная студентка Зинаида Кириенко была утверждена своим учителем на роль Натальи сразу и без колебаний. Самые большие проблемы возникли, как оказалось, с выбором актера на роль Гришки Мелехова. Пробовались десятки претендентов, но ни один не удовлетворял режиссера полностью. Однажды, пишет автор, один знаменитый артист вылетел из кабинета Герасимова со словами: “Ну, вот еще, буду я об дерьмо руки марать!”. Дело было в том, что Герасимов ему сказал: “Ты руки подготовь, сделай так, чтобы они были похожи на руки работящего человека”, — тот возмутился и хлопнул дверью. В итоге роль Григория Мелехова сыграл почти никому не известный актер Петр Глебов, который пришел для съемок в массовке и на главную роль попал случайно. Герасимов увидел его и, как сам он говорил, выразительные глаза Глебова заставили приглядеться к неизвестному актеру. А еще Герасимов вспоминал, что ждал, когда тот заговорит, и, пожалуй, голос-то и решил дело. Особенно подкупило Герасимова, что Петр Глебов на его расспросы об образовании и жизни до курса Станиславского рассказал:
— Жил, говорю, в деревне, пахал-косил, песни распевал, босиком ходил первые 15 лет своего детства, тогда и приобрел здоровье, немногословность, спокойствие и все, что принято в крестьянстве.
По велению режиссера его стали гримировать под Мелехова. Пришлось помучиться с носом: у Глебова не было той мелеховской черты — горбинки на носу. И вот однажды утром, придя в студию, Сергей Аполлинариевич увидел идущего по коридору Григория Мелехова. Впечатление было чрезвычайным. Будто ожил и сошел со страниц романа донской казак Гришка.
Красавицу Элину Быстрицкую из многочисленных претенденток выбрал сам Шолохов. Вот уж в ком совершенно невозможно было угадать Аксинью, и Герасимов сначала не в восторге был от этого выбора. “Неприлично всегда быть красивой”, — гремел он на весь павильон. Возмущался ее не знавшими грубой работы руками. “Для меня актриса начинается с рук!”. И вот Герасимов собрал утвержденных актеров и сказал :
— Вы, в основном, горожане. Надо стать другими людьми! Надо заниматься физическим трудом. Вживаться в образы казаков и казачек.
И утонченная Элина Быстрицкая училась быть казачкой: стирала белье, косила, носила ведра с водой, месила тесто, даже корову пробовала доить.
За самим Шолоховым было последнее слово. И вот он приехал на Мосфильм. Сергей Герасимов показывал писателю его героев. Это был волнующий для авторов фильма день: узнает или нет Шолохов своего Гришку, Аксинью, Наталью. Увидев на экране Элину Быстрицкую, Михаил Александрович воскликнул:
— Так вот она, Аксинья! Похожа!
Много еще интересного прочитала я в книге Вячеслава Родионова о судьбе фильма “Тихий Дон”. В завершение скажу: в прокате картина имела оглушительный успех. За 1958 год ее посмотрели 47 миллионов зрителей. В 1981 году, спустя четверть века, трилогию наконец посмотрел и Леонид Ильич Брежнев. Что было дальше, рассказывает Петр Глебов:
— Брежнев расстроился, расплакался, стал расспрашивать, кто такие Герасимов и Глебов. И когда ему рассказали, спросил: а почему Глебов не народный артист СССР, а только РСФСР? Надо поправить. И подписал указ. А когда смотрел мои документы и узнал, что я защищал Москву в 1941-м и из наград у меня только медали, распорядился: орден Ленина от меня ему. Два указа в один день одному человеку! Такого больше никогда не было.
Вот что значит сила искусства! Литературы и Кино!
А мы поживем — увидим. Не сомневаюсь, что еще появятся талантливые режиссеры и актеры, которые создадут новую экранизацию, только бы не испортили ВЕЛИКУЮ КНИГУ.
