Ученическая производственная бригада

Ко мне обратились с просьбой читатели, а также главный редактор газеты «Заря» А. С. Киляхов напечатать хоть некоторые страницы из моей книги «Ученическая производственная бригада», и я с удовольствием выполняю их пожелания. Когда я читаю историю наших колхозов, всегда удивляюсь, почему нет ни одного слова о производственных бригадах. Ведь и они вносили неоценимый вклад в развитие хозяйств. А учителя, которые все лето работали вместе с учениками на полях колхозов? И я решила рассказать об

ученических производственных бригадах, но не только поэтому, а еще и потому, что это была очень правильная организация труда и отдыха учащихся. Возвращаясь мысленно к прошлому, многие выпускники школы часто вспоминают незабываемые летние дни, проведенные в УПБ, свои добрые дела и то хорошее и полезное, чему их научила ученическая производственная бригада. Ведь навык трудиться невозможно приобрести ни в игре, ни в учении. Необходимо реальное участие в трудовом процессе, и производственные бригады стали школой, в которой учились трудиться и управлять, заниматься научной работой, строить отношения в коллективе. Кроме того, сфера деятельности ученических бригад — сельское хозяйство, отрасль, определяющая лицо нашего района, стержень его экономики. Как же нам не заботиться о том, чтобы дети, подрастая, относились уважительно к труду хлебороба, животновода, как же не стремиться к тому, чтобы они с юных лет овладевали этими профессиями, полюбили их?! Мы должны воспитывать в молодежи созидателя, а не потребителя, что так важно на сегодняшний день. И я считаю, что многие традиции УПБ вполне применимы к современности, они позволят сделать жизнь сельских школьников более насыщенной, полезной и увлекательной.

Материал я собрала и подготовила, опираясь на документы школьных, районного, личных архивов, а также используя публикации газеты «Коммунар» («Заря коммунизма», «Заря»), воспоминания участников производственной бригады.

Юннатское движение

Юннатские кружки в школах Мясниковского района появились в начале 1950-х годов.

В Чалтырской средней школе №1 с 1950 года работал кружок юных натуралистов.

Ребята занимались различной сельскохозяйственной работой, вели свои наблюдения. Исполком райсовета закрепил за школой 2 гектара земли. Посадили 1,5 гектара плодово-ягодных насаждений, остальную площадь отвели под коллекционный участок. Руководителем учебно-опытного участка был назначен учитель биологии Хачатур Асватурович Анапалян.

Члены кружка побывали на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1954 году и решили добиться того, чтобы для практических занятий в зимнее время была выстроена школьная теплица. За короткий срок на средства, полученные от пришкольного участка, была построена теплица с полезной площадью 25 квадратных метров.

«Коммунар», 1955 г., апрель. «Здесь ведут практическую работу юные натуралисты Жора Согомонян, Татеос Чувараян, Сурен Карташян, Римма Гонджиян и другие. Сейчас они выращивают лук на зелень, создавая необходимые условия для его роста. Лук находится в хорошем состоянии. Арсен Ширинян, Ашот Ширинян, Вартитер Эсаян, Сурен Короткиян, Эмма Чориян выращивают столовую свёклу и пастернак. Ведутся работы по выращиванию редиски».

Производственная теплица

«Коммунар», 1955 г., 28 августа. «Работая в теплице, юннаты приобретают практические навыки. Они производят посев семян овощных культур, делают пикировку рассады и другие работы. Из членов кружка в теплице установлено ежедневное дежурство в количестве трёх человек». X. Анапалян.

«Коммунар», 5 мая 1955 г. «…Чтобы ещё более приблизить школу к колхозному производству, мы на своём школьном участке освоили десятипольный полевой и семипольный овощной севообороты. Организовали коллекционный участок и участок для начальных классов. Такие работы, как снегозадержание, удобрение почвы, сев и посадка, уход за растениями, сбор и обмолот урожая с делянок юннаты проводят сами. Юннаты Ашот и Аветик Шириняны, Аршалуйс Чувараян проделали опыт, в котором раскрыли влияние искусственного опыления кукурузы и подсолнечника. На делянках, где проводилось искусственное доопыление, получен урожай кукурузы на 60 килограммов, подсолнечника на 80 килограммов больше, чем на контрольных делянках. То же получилось с урожаем картофеля. Девятиклассник Айдинян Альберт, семиклассники Татевос Чувараян, Грикор Гонджиян с делянок квадратно-гнездовой посадки получили на 55 центнеров больше картофеля на условный гектар, чем с участков, где эта культура была получена обычным способом. Наша школа тесно связана с колхозом «Комсомолец». Учащиеся и педагогический коллектив обязались вырастить на полях этой артели 50 гектаров кукурузы на своём опытном участке. Мы будем возделывать кукурузу сорта гибрид «ВИР-42» , весь урожай передадим колхозу на семена. В этом году для колхоза «Молот» юннаты изготовили 52 тысячи перегнойно-земляных горшочков. В прошлом году шесть юннатов нашей школы побывали на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, а юннат Сукяс Сарабашян был премирован Главвыставкомом велосипедом. В этом году мы приложим все силы, чтобы снова добиться этого почётного права».

К.Смоляниченко (Хурдаян). Продолжение следует.

Заря