Учитель — это не только одна из самых уважаемых, но и одна из наиболее ответственных профессий. Багдасар Завенович Тышлангян (или как его называли ученики и коллеги — Борис Завенович) всю жизнь проработал в Большесальской средней школе № 8 учителем математики. Отличник народного образования СССР, имеет статус ветерана Великой Отечественной войны, награжден юбилейными медалями в честь 65-летия, 70-летия, 75-летия и 80-летия Великой Победы, памятным знаком “85 лет Ростовской области”.
Именно словосочетание “ответственное отношение” можно назвать лейтмотивом нашей беседы с Б. З. Тышлангяном.
— Борис Завенович, что повлияло на Ваш выбор профессии?
— Моими учителями в Большесальской школе были замечательные математики — Хачик Карпович Харабаджахян, завуч нашей школы, и Габриел Саркисович Бугаян, наш директор. С них я брал пример, вдохновлялся и еще в школе решил, что хочу быть похожим на них. Поскольку ребят моего возраста в селе было очень мало и десятый класс сформировать в Больших Салах не получилось, десятый и одиннадцатый классы я проучился в ростовской школе № 21 и два года жил в городе. В выпускном классе математику у нас вел Никита Сергеевич Тохтамишян. Благодаря ему я уверился в своем решении пойти учиться по этому направлению.
Окончив школу, я начал заниматься на курсах при Ростовском педагогическом институте, готовился к поступлению. Нужно было сдать пять экзаменов: математику (устно, письменно), физику, иностранный язык, сочинение. Помню, математику письменно я сдал на “хорошо”, а физику на “отлично”, и члены приемной комиссии убеждали меня выбрать физику. Но я твердо решил, что буду заниматься именно математикой.
После окончания института молодого специалиста направили в Маньковскую спецшколу для несовершеннолетних правонарушителей в Чертковском районе Ростовской области, где он проработал год. А с 1968-го перешел в родную Большесальскую школу учителем математики старших классов. Общий педагогический стаж Б. 3. Тышлангяна 38 лет. Огромный период добросовестной и плодотворной работы, в течение которого Багдасар Завенович не только преподавал в школе, обучал ребят алгебре и геометрии, но и сам рос как специалист. Он регулярно проходил курсы повышения квалификации в Ростовском областном институте усовершенствования учителей, а в 1978 году побывал в Москве, на 20-дневных курсах при МГУ, где учителям-математикам со всей страны читают лекции видные ученые. Встречи и обмен опытом с авторами учебников, а также знакомство с коллегами стали бесценным опытом и оставили яркие впечатления на всю жизнь.
За время работы Багдасар Завенович неоднократно был классным руководителем. О своих выпускных классах он вспоминает с отеческой теплотой, а его ученики — сейчас уже взрослые люди — часто приходят в гости к своему учителю.
— А сложно ли быть классным руководителем?
— Сложно. Работа с классом предполагает проведение огромного количества мероприятий, и для того, чтобы дети с удовольствием участвовали, например, в смотрах, концертах, выставках, олимпиадах, субботниках, их нужно грамотно мотивировать. Кроме того, классный руководитель проводит собрания, общается с родителями учеников. И важно найти подход не только к детям, но и к родителям, чтобы деликатно обратить их внимание на проблемы, необходимость скорректировать поведение, успеваемость ребенка, или же, наоборот, похвалить за достижения.
В выпускных классах нужно было составить характеристики на каждого ученика и выставить оценки по поведению. И это огромная ответственность. Для меня было важно максимально точно подобрать слова, достоверно “попасть” в каждую характеристику, потому что это могло повлиять на дальнейшую жизнь человека.
Классный руководитель — это человек, который знает все о вверенном ему классе. Он выстраивает отношения в ученическом коллективе, живет его жизнью. От него в немалой степени зависит, как в последующем ученики будут относиться ко многим вещам и какими они пойдут по жизни.
— Есть ли какие-то эпизоды, которые Вам особенно запомнились как классному руководителю?
— Вместе с другими учителями мы часто организовывали поездки с классами по историческим местам в рамках воспитательной работы. Когда только начинал работать в Большесальской школе, я и Алексан Адамович Баронян возили учеников на экскурсию по Лермонтовским местам — Пятигорск-Кисловодск-Ессентуки. Машину (бортовой открытый грузовик) для поездки выделил наш колхоз. Чтобы было удобнее ехать, в кузове расстелили спортивные маты. Всю дорогу ребята разговаривали, пели песни. На ночь мы разбивали палатки и ночевали в них. В целом поездка очень сплотила коллектив, ребята лучше узнали друг друга и почувствовали себя командой.
Багдасар Завенович уделял большое внимание методической работе, участвовал в деятельности методобъединений разных уровней, но приоритет всегда оставался за работой в классе, с учениками. Он старался максимально подробно объяснить материал, ответить на вопросы, сделать так, чтобы ученики действительно поняли тему. Если у ребят возникали сложности с усвоением материала, то, по воспоминаниям учителя, организовывались так называемые “нулевые уроки”, то есть ученики приходили и начинали заниматься еще до начала первого урока, разбирали сложные задания. А с ребятами из села Несветай, которых школьный автобус не привозил так рано, занимались дополнительно уже после уроков.
— Какое влияние, на Ваш взгляд, оказывает математика на ученика? Что называется, “а зачем нам математика в школе”?
— Кроме очевидного факта, что эти знания нужны для всестороннего развития личности ребенка, скажу так: математика вырабатывает в человеке собранность, приучает к концентрации внимания. Сейчас у меня дома на рабочем столе учебники по математике, и я до сих пор сам решаю задачи, доказываю теоремы по геометрии. Каждый день по несколько задач. И каждая решенная задача — маленькая победа. Я всегда относился к этому именно так.
— Как Вы считаете, что самое главное в работе педагога?
— Ответственность. Фальшивить здесь недопустимо. Нужно честно, с полной отдачей относиться к своим обязанностям, потому что ты, как учитель, отвечаешь за судьбу будущего поколения.
Сейчас Багдасар Завенович Тышлангян уже на заслуженном отдыхе. Но своим примером он по-прежнему подтверждает, что учитель не столько профессия, сколько призвание и образ жизни.
Е. ПАСТУКЬЯН, с. Большие Салы