«Существует два вида знаний: либо
знания о предмете как таковом,
либо знания о том, где найти
информацию о предмете»
Сэмюэль Джонсон, английский писатель.
В нашем бурном событиями мире человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать “специфической” грамотностью, дающей возможность не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить, сделав ее полезной. Говоря словами академика С. И. Вавилова “…современный человек находится перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка”.
Все сложности необъятного информационного потока и становления личностных качеств: компетентности, способности к самовоспитанию и самообразованию — не могут быть решены, если у подрастающего поколения не будут сформированы и развиты базовые умения по основам библиотечно-библиографической грамотности. А информационная грамотность является способностью к самостоятельному поиску необходимых источников и эффективному использованию, в том числе и фондов библиотек.
Для решения этой важной проблемы Межпоселенческая центральная библиотека разработала и вот уже пятый год реализует библиотечно-библиографический проект “От глиняной таблички до Интернет — странички”. В его рамках проводятся различные библиотечно-библиографические уроки, познавательно-поисковые игры, тренинги, практические занятия, мастер-классы.
В середине ноября состоялось итоговое занятие проекта, который реализовался с марта по ноябрь 2022 года с учащимися 9 “А” класса Чалтырской средней школы № 1 (классный руководитель Татьяна Ивановна Савеленко). В рамках проекта ребята участвовали в калейдоскопе различных познавательно-игровых программ.
“Тайна древнего письма” — так называлось первое мероприятие, в ходе которого участники узнали историю появления древней письменности, попытались расшифровать затейливые пиктограммы и иероглифы.
В историю славянской письменности и книги окунулись в увлекательном путешествии “К сокровищам родного слова”, где услышали рассказ о зарождении славянской письменности, узнали о традиции празднования Международного дня книги, познакомились с некоторыми шедеврами книжного искусства, подробно рассмотрели структуру книги, проверили свои знания в познавательной игре “Литературная мозаика”.
На занятии “Навигаторы в океане книг” ребятам рассказали о справочно-библиографическом аппарате библиотеки, книги, различных видах справочной литературы — наших незаменимых помощниках. Учащиеся узнали, что такое алфавитный и систематический каталоги: их назначение, устройство и различия; совершили поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, используя справочно-библиографический аппарат книг; окунулись в интересный и непростой мир науки библиографии, научились правильно составлять библиографические списки литературы.
О многогранных возможностях электронного каталога, о полнотекстовой электронной библиотеке “ЛитРес” учащиеся узнали во время поиск — игры “Виртуальный мир: новые возможности”. Закрепить полученные знания ребята смогли на практике. Разделившись на команды, с большой увлеченностью и азартом совершили поиск в электронном каталоге.
Подводя итоги, я, как автор проекта, проверила знания учащихся, полученные в ходе мероприятий. Только после этого “зачета”, в торжественной обстановке каждому был вручен заслуженный Сертификат участника проекта, а Татьяне Ивановне — Благодарственное письмо за активное содействие Межпоселенческой центральной библиотеки по продвижению библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры.
Благодаря этим урокам, включающим теоретические и практические занятия, тесты, тренинги в различных интерактивных формах, учащиеся приобрели необходимые навыки умелого пользователя современной библиотеки.
Этот бесценный опыт обязательно пригодится им для дальнейшего использования в учебной и практической деятельности.
А. БЗЕЗЯН, заведующая сектором ИБЦ Межпоселенческой центральной библиотеки.