В Ростовской области эксперты рассказали, кого можно считать пособником нацистов в годы войны

В музее «Самбекские высоты» состоялся круглый стол, посвященный одной из самых болезненных тем времен войны – коллаборационизму и причинам, толкнувшим людей на сотрудничество с гитлеровской Германией. Организаторами выступили АНО «Военно-исторический центр юга России», Фонд президентских грантов, Российское военно-историческое общество, движение «Бессмертный полк России» и поисковое объединение «Миус-Фронт».

Для обсуждения этого тяжелого и непростого явления в Ростов приехали десятки ведущих ученых, историков, специалистов, поисковиков. В советское время о сотрудничестве жителей нашей страны с оккупантами предпочитали не говорить, в официальных кругах тема замалчивалась. С тех пор многое изменилось. И коллаборационизм, пожалуй, впервые исследуется с такой тщательностью и вниманием, отмечали участники круглого стола. Детальное изучение столь щепетильных вопросов особенно важно для того, чтобы сформировать правильное представление о нашей недавней истории у подрастающего поколения.

«Эта тема актуальна как никогда, – заметил председатель АНО «Военно-исторический центр в Южном округе» Александр Нетесов. – То, что происходит сейчас на территории постсоветского пространства, нельзя назвать нормальной ситуацией с точки зрения здравого смысла. Мы видим, как извергов рода человеческого начинают считать героями, борцами за свободу».

Коллаборационизм – сложная и тонкая тема, но совершенно необходимая для понимания истории, отмечалось на конференции.

«Молодежь не всегда расценивает коллаборационизм как уродливое явление и даже порой оправдывает вооруженных пособников нацистов, – сказал Андрей Кудряков, координатор движения «Бессмертный полк» в Ростовской области. – Но еще хуже, когда это происходит на государственном уровне. Ни для кого не секрет, что пособники нацизма и участники карательных отрядов становятся героями в стране, находящей по соседству с Ростовской областью».

Участники круглого стола призвали делать различия между теми, кто сознательно пошел служить гитлеровцам, причем с оружием в руках, и теми, кто оказался вынужденным идти на сотрудничество с врагом, чтобы выжить.
«У коллаборационизма были личные, политические, социальные, национальные и религиозные мотивы. Нужно разделять сознательный и вынужденный коллаборационизм», – считает главный научный сотрудник Южного научного центра Евгений Кринко.

Приводился такой пример: жительница одной советской деревни выдала нацистам трех красноармейцев, пробиравшихся из окружения, потому, что ей понравились часы на руке одного из солдат. Оккупанты схватили наших солдат, а в знак признательности выдали женщине кулек конфет. Часы, на которые она так рассчитывала, ей не достались.

Нередко наши граждане шли на службу к врагу, потому что им хотелось «поменьше работать, но много получать» (это объяснение бывшего полицая, которого НКВД допрашивало после войны).

«Мы должны говорить о следующем: есть такое понятие, как коллаборационизм с оружием в руках. Это очевидное злодеяние. Когда наши сограждане убивают наших сограждан, становятся союзниками злейших врагов своего Отечества, то это преступление, не имеющее срока давности, – выразил свое мнение ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук Борис Ковалев. – Сюда же относятся и добровольные помощники вермахта (так называемые «хиви»). Это категория вооруженных коллаборационистов, которым будет тяжело доказать, что они никого не убивали, а всего-навсего рубли дрова на кухне».

Так, в Крыму из числа добровольных помощников немцы сформировали целый батальон, который занимался охраной советских военнопленных в концлагере под Симферополем. Зверствовали они нещадно. Куда там немцам!

Заря