Свадебные обряды донских армян

ЗНАКОМСТВО С РОДИТЕЛЯМИ НЕВЕСТЫ

#Газета

Одним из наиболее красивых и интересных обрядов донских армян является свадебный. Стечением време­ни, безусловно, в нем происходят изменения: некото­рые элементы сохраняются, другие — отмирают, забы­ваются. Свадьбы у донских армян очень интересны, рос­кошны и зрелищны.

А начинается все со знакомства с родителями. Пос­ле того, как молодые решили пожениться, парень по­сылает своего отца свататься (просить руки возлюб­ленной). Родители девушки к тому времени уже в курсе предстоящего события.

Вечером, после захода солнца отец жениха прихо­дит к дому девушки. Его встречает отец будущей неве­сты (если нет отца, то дядя или кто-нибудь из родствен­ников, но обязательно мужского пола и старше по воз­расту), приглашает войти в дом. Но отец жениха в дом не заходит (не положено по обычаю). Родители где-то в стороне усаживаются (например, на лавочке), начина­ют разговор на разные темы и, как бы между прочим, затрагивают основную — сватовство. Отец невесты сразу ответа не дает, ссылаясь на то, что надо об этом пого­ворить и посоветоваться с близкими.

До 20-х годов прошлого столетия это происходило сле­дующим образом. Отец жениха приходил сватать неожи­данно для родителей девушки. В его руках была палка, которой он стучал в дверь. После разговора отец девушки сразу мог дать ответ: положительный или отрицательный, но и мог пока отложить, чтобы поставить в известность родственников. Согласия девушки никто не спрашивал. Все решалось родителями (в основном, главой семьи).

В следующиий раз, когда отец парня приходил уз­нать о результате, то опять в руках держал палку. Если ему отказывали, он приходил домой и говорил, что ему надели на голову обруч (хыршов), то есть отказали. Если получал согласие, то ломал палку на две части и спари­вал половинки в знак того, что согласие имеется. Тогда и назначался день обручения, а потом “беИа” и свадьбы.

СВАТОВСТВО

Обряд сватовства у донских армян называется “джу- хаб”. Семья и родственники девушки в назначенный день готовятся встретить гостей со стороны жениха (обычно вечер субботы или воскресенья).

Сватать идет небольшое количество людей (роди­тели, близкие родственники — до 10-15 человек). Буду­щего жениха среди них нет (впрочем, в последнее вре­мя эта традиция часто нарушается). Идут все с дороги­ми подарками — бытовая техника, золотые украшения.

Кроме этого они приносят с собой 2 торта и “борча” (узелок с подарками). При входе в дом гости отдают тор­ты, а сами усаживаются за стол (пока еще не накрытый). Вместе с ними садится и отец девушки. Остальные род­ственники стоят перед ними. После короткого разговора (о здоровье, работе и т. д.) отец будущего жениха про­сит поднести им хлеба. Женщины приносят на тарелке нарезанный хлеб, после чего выводят и будущую невес­ту, которая до этого находилась в другой комнате с сес­трой или подругой (обязательно незамужними).

Девушки подходят к столу и подают руки (вначале се­стра, затем будущая невеста). Пожилым целуют руку (в настоящее время этот обычай не всегда соблюдается).

После этого гости дарят свои подарки. Затем роди­тели молодых ставят на стол свои узелки (подарки, пе­ревязанные головными платками). Обе мамы развязы­вают узелки, показывая содержимое, а затем обмени­ваются ими. В узелках обычно находятся: два носовых платка, два флакона — одеколон со стороны невесты, духи со стороны жениха; предмет одежды (например, свитер со стороны невесты, юбка со стороны жениха). Раньше дарили отрез ткани на платье (со стороны жениха), ткань на сорочку или просто сорочку (со стороны невесты). Мать девушки уносит узелок, а невеста — подарки на подносе (золото сразу надевается).

Только после этого накрывают на стол. Тут же за тра­пезой назначаются дни обручального вечера (беИ) и свадьбы. Дату предлагает отец жениха и согласовывает с родителями будущей невесты.

При выходе, там, где сваты отдавали свои торты, вза­мен получают два других торта и уходят (до середины XX века обменивались двумя “халачами” — караваями, по­этому обряд назывался “Иац похунк”).

После ухода гостей за стол садятся родственники не­весты, а уже поздно вечером собираются друзья молодых.

Торты разрезаются и раздаются соседям и близким родственникам. Те в свою очередь желают молодым сча­стья: “Бахтавор толан, пари пысаги ажани толан” (пусть будут счастливы, достойны доброго венчания).

ХУМАШ

Во время обручального вечера “беИа” проводится об­ряд “хумаш”. Раньше он проходил за 2-3 недели до свадь­бы. Родственники со стороны жениха приносят ткань для подвенечного платья. В доме невесты принимают сватов и в торжественной обстановке “примеряют” ткань на не­весте и обязательно делают на ткани небольшой надрез.

Происходит это следующим образом. Крестная (гнка- мар) садится на предназначенный ей стул в центре пло­щадки и просит ножницы, поднос, а также постелить пол простыней. Подзывает к себе невесту, разворачивает ткань на простыне. Далее имитирует снятие мерок и раскрой платья. Берет ножницы (как правило, они якобы тупые), говорит, что нужны средства для заточки ножниц. Род­ственники с обеих сторон бросают на поднос деньги, что называется “мыкрат сырелу чек” (чек для заточки нож­ниц). Затем крестная собирает ткань, кладет вместе с деньгами на поднос и отдает матери невесты. Эти сред­ства могут идти на пошив подвенечного платья.

После хумаша стороны начинают подготовку к свадьбе.

СВАДЬБА

В субботу утром (до Иарснара) у невесты собираются гости, ее родственники. Начинается гулянье с “танца со свечой”, на армянском языке — “мом хахцунел”. Музыкан­ты играют специальную мелодию — “мом хахцунелу Иава”.

Украшенную свечу (ту, которую в пятницу принесли “хнами ахчикнеры”) отдают подержать мальчику 10-12 лет, а духи — девочке того же возраста. Они становятся ря­дом около танцплощадки, зажигают свечу.

Обряд открывают родители невесты (в руках у мате­ри духи, у отца — свеча).

Перед началом танца отец невесты поднимает горя­щую свечу вверх и несколько раз машет ею перед со­бой, то же делает мать невесты с духами в руке. После этого они отдают свечу и духи обратно мальчику и де­вочке и начинают танцевать. Затем точно так же танцу­ют близкие невесты (5-6 пар), имеющие стаж совмест­ной семейной жизни.

В старину, вместо духов использовали хну. Обряд “хина гечеси” означает “ночь хны”, потому что именно ночью совершался обряд наложения хны на голову невесты.

За три дня до венчания в доме жениха готовилась чашка хны и на подносе с большой свечой посылалась в дом невесты, где в тот вечер собиралось много деву­шек из числа родственников невесты и жениха, подру­ги невесты. На стул клали подушку и сажали на нее невесту в центре комнаты или в углу, музыканты играли мелодию “Алкели”, под которую участницы торжества одна за другой танцевали, держа в руках большую вос­ковую свечу и хну. Натанцевавшись, женщины начина­ли класть на голову невесты хну, а девушки брали хну пальцами и мазали ею свои ладони, чтобы и им выпало такое же счастье — “дарос”.

В давние времена в пятницу в доме невесты собира­лись только девушки и молодые женщины. Из лиц муж­ского пола были только музыканты. Столы не накрывали, только танцевали, а неженатые парни собирались под окнами и высматривали себе невесту. Если парню нра­вилась какая-нибудь из девушек, он посылал шабаш, что­бы она станцевала еще раз. После вечера парень, придя домой, советовался с родителями и просил отца, чтобы он пошел сватать понравившуюся девушку.

В свадебную субботу, после приглашения, крестные отец и мать (гнкИар, гнкамар) торжественно приходят в дом жениха, с собой они берут мальчика (хашлы), кото­рый несет в руках две украшенные свечи.

После обряда одевания жениха крестные садятся за стол на почетное место (вери бады) и просят каравай хлеба. В него они вставляют свечи, которые принес с собой хашлы. Затем к столу, где сидит крестный, ставят небольшую лавку, на которую друг перед другом садятся жених и его близкий друг. Крестный зажигает свечи и ставит на каравай между молодыми людьми. Через неко­торое время свечи тушат, вынимают и опять дают хашлы, а хлеб разрезают и раздают по кусочку для “дароса”.

Во время Иарснара, после выхода невесты к гостям, ее сажают с правой стороны от жениха. Слева от него садится гнкаИар, справа от невесты — гнкамар. По просьбе крестных приносят каравай хлеба, в который снова вставляют и зажигают свечи хашлы — как символ разгоревшегося семейного очага. Теперь это одна се­мья и свечи не принадлежат кому-то одному. Каждая из них символизирует счастливый брак и единение. А хлеб — это символ плодородия и богатства.

Через некоторое время свечи тушат и снова отдают хашлы. Хлеб разрезают и раздают как “дарос”.

Свечи мальчик-хашлы несет во время всей процес­сии (Иарснара). Их используют в обряде церковного вен­чания. Священник, благословляя молодых, вручает им зажженные свечи, олицетворяющие святость брака. Это тепло любящих сердец, символ целомудрия и чистоты.

Венчальные свечи становятся своеобразным обере­гом благополучия и счастья семьи. Их бережно хранят и зажигают в особо трудные или счастливые моменты жизни, либо на годовщину свадьбы — как символ се­мейного очага и единения.

Фрагмент свадебного обряда в постановке муниципального ансамбля донских армян “Ани” (2024 г.)

По материалам интернет-ресурсов районно­го историко-этнографического музея публи­кацию к печати подготовила С. ШАГИНЯН

Фото Х. ГАЙБАРЯНА

Заря