Открыл нам удивительный мир туризма

На земле донской много трудолюбивых, талантливых и преданных своему делу людей, настоящих профессионалов. Мой школьный учитель физкультуры Федор Михайлович (Асватур Мушехович) Магоян — один из них. В 1973 году он окончил Ростовский педагогический институт и по направлению вуза уехал в г. Орел, преподавал физкультуру в городском педучилище. Спустя год ушел служить в армию. Потом вернулся домой, в свой родной Чалтырь и начал работать по специальности в школе № 2. Всего себя, без остатка, Федор Михайлович посвятил детям. Он дал направление, путевку в жизнь, в спорт многим выпускникам школы.

Молодой, симпатичный, умный, эрудированный, спокойный, рассудительный — таким учитель был с нами, таким запомнился. Он фонтанировал энергией, казалось, ее может хватить не на один десяток преподавателей. Своей неутомимостью, активностью он заряжал нас, тех, кто внимал каждому его слову. Федор Михайлович создавал новые спортивные секции, учитывая предпочтения большинства ребят. Так, в школе начали заниматься гандболом и легкой атлетикой. Но существовало и другое направление — туризм. Однажды учитель собрал нас, воспитанников спортивных секций, и сообщил, что создается клуб туристов-школьников. Ребята будут ходить по пешим маршрутам. В то время практически в каждой мясниковской школе зарождалось такое сообщество. У истоков районного юношеского туризма стояла выпускница пединститута, учительница Ленинаванской школы Анаид Кеворковна Норлусинян.

Помню, как все наши ребята загорелись, услышав сообщение Федора Михайловича. Мы узнали, что самым простым был маршрут Горячий Ключ-Новороссийск. И всем хотелось испытать себя, а потом совершить еще более сложный поход. Но требовалось обязательное разрешение родителей. В итоге нас, физически крепких, подготовленных вступить в ряды туристов, осталось десять человек. Возглавил группу в Чалтырской средней школе № 2 Ф. М. Магоян. И под его руководством мы начали серьезно готовиться к маршруту. 24 марта 1982 года наша группа отправилась по железной дороге к Горячему Ключу. Ну а далее мы пошли пешим ходом к Новороссийску. Нас окружали горы и леса Северного и Западного Кавказа, живописная природа впечатляла и вдохновляла, наполняя новыми силами. Мы шли по туристским тропам, а на привалах встречались с другими группами, следующими своими маршрутами. На ночлег устраивались вблизи горных рек, как-то раз остановились в Дефановке, и в ту ночь там сделали привал сразу несколько туристических групп. Несмотря на то, что мы все устали и хотели спать, все равно бурно общались, обменивались впечатлениями и адресами…

Бывало, что в пути мы сбивались с маршрута или у нас заканчивались припасы. Но Федор Михайлович всегда из любой ситуации находил выход. Ни на одну секунду мы не усомнились в его компетентности, физической подготовке, сноровке и ловкости. Полностью доверяли нашему лидеру, знали, что за каждого ребенка он отвечает головой. И с его поддержкой шли вперед, не падали духом в трудные минуты. Просто продолжали идти — до конечной точки маршрута, до заветной цели. Процесс обучения и воспитания не прерывался ни на минуту. В походных условиях мы учились выживать, преодолевать препятствия, превозмогать боль, отвечать за свои поступки и обещания, а главное — поддерживать друг друга. Я была летописцем в группе и помню, как учитель говорил мне: “Эльмира, записывай всё, что ты видишь и слышишь вокруг. Все, что мы говорим друг другу, и все, что с нами происходит. Ведь это история”.

Педагогу удалось собрать и объединить в одну команду таких разных ребят, он просто увидел в нас общие устремления и вкусы. Когда мы вернулись домой, почувствовали, как сблизились друг с другом, стали роднее, интереснее как личности. Федор Михайлович поддержал нас в желании быть лучшими, яркими, неординарными. По результатам туристического похода все ребята получили звание “Турист СССР” и взрослые разряды. Конечно, мы испытывали удовлетворение, гордились своими успехами, чувствуя себя повзрослевшими, первооткрывателями невиданного нам мира. И уже тогда понимали, как много сделал для нас простой учитель физкультуры, и были ему благодарны.

Сегодня я опять говорю нашему дорогому наставнику и другу спасибо за всех мальчишек и девчонок, которые у него учились, которые знают его. Если есть благодарные ученики, значит, есть талантливые учителя, как Федор Михайлович, которые с полным правом могут сказать: “Я живу и тружусь не зря”.

Э. ДЕНИСЕНКО, выпускница Чалтырской средней школы № 2.

На снимке: туристическая группа во главе с Ф. М. Магояном в горах Кавказа. Фото из личного архива.

Заря