КОЛОСОК ДЕТСТВА

Вот уже приближаюсь к школьному двору и слышу несколько детских голосов вкупе с выкриками от счастья и полной свободы, ведь что еще остается делать, когда школа закончилась, домашних заданий нет, а впереди еще два месяца веселых и беззаботных каникул. Дети полны сил и энергии. Кто-то играет в футбол, выбивая мяч за пределы школы в сторону парка. Кто-то просто бегает во дворе, пытаясь догнать своего друга, а другие слушают музыку и танцуют со своей компанией друзей. Все они находятся в бесконечном движении — столько жизни в этих детях, что я и сам вдруг вспомнил детство и то, как проводил время в сводном отряде.

Спустя долгое время я вновь вернулся в лагерь, и время заставило почувствовать меня стариком, но войдя в стены родной школы все как-то резко изменилось. Все стало и, правда, родное, детское, как тогда — 10 лет назад в сводном отряде, когда мы устроили побег из столовой, чтобы не доедать обед. Кажется, что ничего и не изменилось с той поры. Я зашел в школу, и пока в голове бушевал ностальгический ветер воспоминаний, меня встретила начальница пришкольного лагеря “Колосок” — Гайламазова Анна Асватуровна, по совместительству мой бывший классный руководитель и просто очень хороший человек. Мы поприветствовали друг друга, и зашли в ее кабинет, где она показала мне план работы пришкольного лагеря. Я был впечатлен количеством разных акций и мероприятий сводного отряда.

— Лагерь начал работу с 6 июня и с тех пор у нас было множество походов в музей, в кино, спортивные и внутришкольные мероприятия, было время и для уроков, а также раз в неделю мы ездили купаться в бассейне, — добавляет в ходе нашей беседы Анна Асватуровна.

— Помнится, что в бассейн мы не ехали, а в остальном — это старый добрый сводный отряд, — сказал я ностальгическим тоном. Давно вы занимаетесь организацией лагеря?

— Ну, уже больше 10 лет. Организация лагеря и вся подготовка — длительный и сложный процесс, никто особо этим больше не хочет заниматься.

— 10 лет? — спросил я удивленным голосом. Я и подумать не мог, что вы так давно этим занимаетесь.

— Да, с 2008 года, если не ошибаюсь. Но у меня потом еще было 4 года декрета, а после снова занималась лагерем. В прошлом году было очень сложно, и в частности, с воспитателями, но мы все равно справились. В этом году легче и воспитатели мне все помогают, да и дети довольны. Я считаю, что пришкольные лагеря нужны, чтобы детям было, где проводить время и чем занять себя на каникулах, а их родители в то время не беспокоились бы о том, где они и чем там занимаются. Тем более в сводном отряде дети не только развлекаются, но и учатся. Школьники набираются из года в год, им и их родителям это интересно. Мы следим за ними, кормим два раза в день. Им тут хорошо и весело.

В этот момент послышались детские голоса, их становилось все больше и больше. Дверь кабинета была открыта, а звуки доносились все громче, будто каждый последующий ребенок, прибывший в школу громче своего предшественника в несколько раз. А топот детских ножек вызывал восхищение; так шустро и точно они ими руководили.



— А вот и дети пришли, — с уставшим голосом сказала Анна Асватуровна. У них сегодня был киносеанс в «Раздане». А сейчас по расписанию закрытие лагеря и в честь этого в актовом зале пройдет конкурс «Угадай мелодию». О! Я придумала… будешь со мной в составе жюри! Давай подниматься, скоро уже все начнется.

Я был удивлен тем, что мне предстоит побывать в роли жюри, но интрига брала вверх. Мы сразу же поднялись в актовый зал, а наши шаги и голоса в процессе то терялись из-за детских криков со смехом, то смешивались с ними. На месте мне объяснили, что требуется от жюри, мы сели за отдельную парту и начали ждать детей. Ждать долго не пришлось. Шум детских голосов вновь переборол тишину. Дети тут же бросились занимать места. Я смотрел на детей, и мне казалось, что я попал совсем в другой мир, где нет проблем  и тревог взрослой жизни. Они просто игрались и баловались, и мне даже было жалко, когда воспитатели их успокаивали. Но конкурс никто не отменял.

— Пора начинать, — проговорила нам ведущая конкурса и воспитатель второго отряда Анаит Каприеловна.

Анаит Каприеловна взяла в руки микрофон, поднесла к губам и обозначила для детей начало конкурса “Угадай мелодию”, после чего представила состав жюри. Были озвучены правила игры и дети разделились на три команды. По лицам некоторых, кто остался сидеть в роли зрителя, было видно, что детям грустно и обидно от того, что они не смогут участвовать, но ведущая добавила, что и для них подготовлены свои конкурсы с подарками. Спустя время команды придумали себе название, которое по правилам должно было иметь связь с музыкой, что также даст один балл. В итоге получились такие команды: “Классика”, “Эстрада” и “Пельмени”. До сих пор не ясно, как дети образовали связь между музыкой и пельменями, но кажется, что они просто были голодны и любили пельмешки.

Игра шла очень динамично и в перерывах между раундами, Анаит Каприеловна вела еще и игру для зрителей. Дети были в восторге. Они угадывали не только песни, но и инструменты, звучащие в них. Особенно хочется отметить игру в “Крокодила”, когда ребята читали название песни и пытались показать ее жестами и мимикой. Было смешно следить за их игрой и вникать в детское воображение. В ходе конкурса некоторые дети даже выступали с исполнением песен, а также для всех ребят была сделана музыкальная пауза. Дети вышли танцевать и каждый топот их маленькими ножками вводил меня в транс. Они вновь начали баловаться, но уже понимали, что в этот раз их никто не остановит, поэтому в актовом зале начался какой-то детский “мошпит”. И каждый отдавался танцу и музыке так сильно, что я ненароком вспомнил одну из сцен французского режиссера Гаспара Ноэ “Экстаз” и хоть это совсем не детское кино, главные герои из того фильма позавидовали бы детям в плане раскрепощённости воображения во время танца.

Музыкальная пауза закончилась и тем временем у нас на столе жюри лежали листочки, на которых нужно было отмечать ручками заработанные баллы команд. Игра близилась к своему логическому завершению, а за детьми уже начали приходить их родители. В процессе они становились зрителями и тоже следили за игрой. Команда “Пельмени”, к большому сожалению, сдавала свои позиции и оставалась по баллам далеко позади, а “Классика” и “Эстрада” выходили вперед, боролись до конца и никак не хотели уступать друг другу, но по итогу мы с Анной Асватуровной пересчитали баллы и таким образом победу в конкурсе “Угадай мелодию” одержала команда “Эстрада”, которая в последнем раунде отгадала почти все названия песен. Победители и все участники со зрителями получили свои заслуженные подарки, а Анаит Каприеловна объявила о закрытии лагеря. Дети пошли с родителями в классы, чтобы забрать сухой паек с фруктами, конфетами и другими вкусностями, а я направился вниз к выходу. Анна Асватуровна, спеша и будто опаздывая куда-то спускалась со мной, и пока она была в моем поле зрения, я ее поблагодарил за возможность посетить школу и проследить за деятельностью сводного отряда, в котором я когда-то тоже состоял.

  • И тебе спасибо, что пришел и поучаствовал в роли жюри. Думаю, было интересно. Жду материал! — повернувшись ко мне с доброй улыбкой сказала Анна Асватуровна. Ладно, мне уже надо бежать. Я была очень рада тебя видеть и побеседовать с тобой. Надеюсь, что еще в скором времени увидимся. Пока!
  • До свидания, Анна Асватуровна. Еще увидимся, — добавил я дружеским тоном и направился к выходу.

Я вышел со школы и смотрел на то, как дети с их родителями идут домой, а их глаза до сих пор горят и светятся счастьем. И скажу честно, меня сразу же поразило то, как дети чувствовали себя в том лагере. Им безумно там нравилось, а закрытие хоть и не вызвало у них и маленького следа грусти, но заполняло чашу необратимости. Казалось, что у веселья  и детства нет конца. Но все когда-то проходит. И еще один поток прошел в пришкольном лагере “Колосок”. В следующем году лагерь примет новых школьников, еще не подозревающих как сильно им повезло. Повезло быть в сводном отряде. Быть в детстве. В детстве, которое никогда не закончится…

Мелкон Толохян, студент факультета лингвистики и журналистики РГЭУ (РИНХ).

Заря